Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Понедельник, 26.06.2017
Главная » 2013 » Апрель » 3 » Обещания власти перевооружить армию - блеф
22:50
Обещания власти перевооружить армию - блеф
Кабмин планирует в 2013–2014 годах выделить 4 миллиарда 649,4 миллиона гривен на разработку и модернизацию, а также закупку вооружения и военной техники для Вооруженных сил Украины. Это предусмотрено широко распиаренной властью Государственной программой активизации развития экономики на 2013–2014 годы.

На первый взгляд, эта пограмма — просто подарок для армии. Хотя в расходах Минобороны на вооружение ежегодно значатся, казалось бы, немалые суммы (в 2012 году — 1 миллиард 275 миллионов гривен), однако львиная часть этих средств идет на ремонт и модернизацию старого оружия. А на закупку новых образцов остаются крохи. Это закономерно, если учесть, что на сегодня более половины (53,3%) всех вооружений и военной техники наших Вооруженных сил эксплуатируются более четверти века, а еще 38,7% служат от 20 до 25 лет. То есть основная часть систем вооружений в основном исчерпали ресурс эксплуатации и находятся в одном шаге от превращения в металлолом. А потому ремонтировать их надо постоянно.

По логике, их надо заменять новыми образцами. Однако на фоне постоянного недофинансирования Минобороны предпочитает отремонтировать несколько старых образцов, нежели закупить один новый. Самая большая роскошь, которую может позволить себе украинская армия сегодня, — это модернизация техники, которая позволяет не просто вернуть ей боеспособность, но и несколько улучшить тактико-технические характеристики. Однако любая модернизация имеет предел, да и тратить на нее средства, когда речь идет о вооружениях, разработанных в 60–70-х годах прошлого века, особого смысла нет. Такие образцы, пусть и модернизированные, бесконечно отстают от современных вооружений по тактико-техническим характеристикам.

Недостаточные затраты Украины на оборону приводят к недопустимому искривлению структуры расходов, когда слишком большая их часть «проедается», т. е. идет на содержание личного состава. А на боевую подготовку и развитие вооружений остается мизер. Хотя Минобороны бодро отрапортовало, что в прошлом году ситуация начала исправляться, реальные цифры не впечатляют. Так, в 2010-м на развитие вооружений пошло 7% всех затрат на оборону, в 2011 году — 9%, а в 2012 году — 12,3%. Такое улучшение, согласитесь, выглядит неубедительно. Особенно если учесть, что согласно мировой практике на новое оружие армия должна тратить порядка 30% своего годового бюджета.

При этом на законодательном уровне власть умудрилась создать иллюзию благополучия. Так, в прошлом году Кабмином была принята Государственная целевая оборонная программа развития вооружения и военной техники ВС Украины на 2012–2017 годы. Стоимость реализации этого документа — 16 миллиардов 791 миллион гривен. Как громко заявлено в программе, к ее выполнению будет привлечено более 160 предприятий, что обеспечит работой около 40 тысяч граждан Украины.

Однако данная Госпрограмма — далеко не первый документ такого рода; ранее уже были приняты две редакции аналогичных программ. Действие предыдущей закончилось относительно недавно — в 2011 году. И к моменту ее завершения было абсолютно ясно, что она позорно сорвана, поскольку при всей своей декларативной заботе об армии команда «стратега» Януковича, по сути, «забила» на обороноспособность, выделяя на нее символические средства. Так, например, по поводу якобы достаточного военного бюджета-2013 руководство Минобороны неоднократно пело дифирамбы Януковичу, хотя само признает: при выделенных для армии в госбюджете на этот год 15,3 млрд грн минимальная потребность военных составляет 23 миллиарда гривен. И это не учитывая обещанный переход на контрактную армию.

В то же время перевооружение — штука тонкая. Следствием недостаточного финансирования, например, научно-исследовательских работ по новым образцам вооружений моментально становятся долги Минобороны перед ОПК. Соответственно, если в последующие годы финансирование и увеличивается, то после погашения задолженностей на продолжение работы все равно остается минимум средств. Что происходило и происходит долгие годы.

Результат плачевный. Например, правительство заявляет: в этом году Минобороны на новое оружие получит в 1,5 раза больше средств, чем в прошлом (ситуация чисто гипотетическая, поскольку в реальности таких увеличений бюджета при Януковиче не было). Однако на практике это вовсе не значит, что в этом году оружия будет закуплено в 1,5 раза больше. Потому как после погашения долгов, которые возникли за многие предыдущие годы, «живых» средств останется весьма немного.

Именно эта судьба изначально ожидала и нынешнюю Государственную целевую оборонную программу развития вооружения и военной техники ВСУ на 2012—2017 годы. Ведь уже на 2013 год в военный бюджет на новые вооружения было «забито» всего 919 миллионов грн (на 356 миллионов грн меньше, чем даже в провальном прошлом году). Это очень немного, если учесть, что сюда включены средства на затратные проекты создания корабля класса «корвет», самолета Ан-70 и многофункционального ракетного комплекса «Сапсан» (по которым уже возникли серьезные долги за прошлые годы).

Однако тут Кабмин принял второй документ — более глобальную Госпрограмму активизации развития экономики на 2013–2014 годы, куда, кроме прочего, также вписал и затраты на перевооружение армии. Поневоле возникает вопрос: а какой в ней смысл? Госпрограмма вооружений четко и по полочкам расписывает на 5 лет вперед, какие вооружения и когда мы будем закупать, чтобы начать с латания дыр на самых провальных направлениях и постепенно вывести ситуацию на более-менее приемлемый уровень. Так не лучше было бы просто финансировать этот документ в полном объеме, а не выделять на него мизерные средства, зато выдумывать новые программы?

Ответ кроется в базовом подходе Государственной программы активизации развития экономики на 2013–2014 годы, а именно в привлечении каких-то виртуальных миллиардов в виде кредитов от банков, а также не менее эфемерных инвестиций. Например, согласно документу, на разработку ставшего уже легендарным корвета Кабмин что в 2013-м, что в 2014 году решил выделить из госбюджета… всего 90 млн грн. Правда, еще 308 млн грн в 2013 году и 154,6 млн грн в 2014-м должны быть получены из «других источников».

Интересно, что, не закончив разработку проекта корвета, Кабмин тут же выделяет средства на строительство этого корабля. Однако и здесь аналогичная ситуация. В частности, на постройку будущей боевой единицы ВМС в 2013-м и 2014 году из госбюджета должно быть выделено по 100 млн грн, а еще 75 млн грн в 2013-м и 375 млн грн в 2014 году должны быть получены из «других источников». Ожидаемый результат — переоснащение Военно-морских сил Вооруженных сил современными образцами вооружения и военной техники, сохранение не менее 6200 рабочих мест.

Звучит здорово, но возникает два вопроса. Во-первых, кто даст гарантии, что украинские банки будут инвестировать в создание и строительство корветов? Это совершенно непривычная для них сфера, и мы на сегодня не знаем примеров успешного инвестирования в подобные проекты ни для ВМС, ни для других видов украинских Вооруженных сил. Бизнес не будет вкладывать в деньги в непонятные для него проекты — это ясно каждому. Если экономический эффект от инфраструктурных проектов понятен, то от военных программ его попросту нет. Говорить об инвестициях можно будет только тогда, когда корветная программа будет выполнена, украинские ВМС получат четыре плановых корвета, и начнется строительство этих кораблей для внешнего рынка. Хотя и в этом случае обычно вооружения и военная техника производятся под конкретный заказ иностранного покупателя. А тем более такая дорогостоящая, как военно-морская. Если же говорить не об инвестициях, а тупо брать под эти программы кредиты у банков, то с точно таким же успехом можно было финансировать упомянутую Госпрограмму вооружений и не мучиться — смысла было бы куда больше.

Второй вопрос связан с объемами средств, которые планируется вложить в строительство корвета. Даже если допустить, что Кабмин найдет все запланированные внебюджетные средства до копейки, получается, что в 2013 году на строительство корвета будет затрачено 175 миллионов грн, а в 2014 году — 475 миллионов грн. За два года — 650 миллионов грн при полной стоимости проекта в 16,22 миллиарда грн. С такими темпами (650 млн грн каждые два года) проект будет осуществляться 50 лет! С учетом средств, которые пойдут дополнительно на разработку корвета в 2013—2014 годах (а они также входят в общую стоимость проекта), эта цифра не особенно уменьшится. То есть к моменту достройки последнего из четырех корветов первый гарантированно превратится в груду металлолома.

Но это только пример. Финансирование создания ракетного комплекса «Сапсан» в программе Кабмина вообще не указано, хотя он жизненно необходим сразу и Сухопутным войскам, и подразделениям ПВО Воздушных сил. А масса принципиальных для Минобороны проектов (создание системы базирования для кораблей ВМС, разработка украинского вертолета) будут финансироваться не из госбюджета, а исключительно за счет тех самых виртуальных «иных средств». Которые пока никто в глаза не видел, и откуда они возьмутся — непонятно.

Таким образом, Госпрограмма активизации развития экономики на 2013–2014 годы для армии превращается не более чем в перечень пустословных сладких обещаний. За которыми в реальности, увы, ничего не стоит…

Дмитрий ТЫМЧУК

Категория: Секреты Януковича и ПР | Просмотров: 269 | Добавил: Anubis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика