Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Пятница, 29.03.2024
Главная » 2013 » Апрель » 15 » Админреформа: и хочется, и колется…
23:10
Админреформа: и хочется, и колется…
Власть вновь обуял реформаторский зуд, а значит быть беде. После последней скандально-провальной реформы регистрации имущественных прав и БТИ Янукович и компания замахнулись на грандиозно-эпическое – реформу местного самоуправления. Реформаторская чесотка, очевидно, подогревается приближающимися президентскими выборами 2015 года, на которых Януковичу похвастать перед электоратом нечем, кроме «покращення». Впрочем, громогласно объявляя очередную «реформацию», власть тут же отчетливо демонстрирует, что сама же боится последствий своих действий, поскольку наиболее проблемную, административно-территориальную часть реформы откладывается на 2015-2017 годы, то есть «на после выборов».

Для презентации реформаторского прожекта Янукович избрал заседание так называемого Совета регионов. Этот орган имеет крайне сомнительный статус, который кратко можно охарактеризовать, как «посиделки». Главным мотивом реформы местного самоуправления Янукович назвал тот факт, что существующая модель «противоречит Европейской хартии местного самоуправления». Когда Янукович незаконно подменял избираемого общиной мэра столицы назначаемым сверху наместником, проблема вопиющего нарушения прав местного самоуправления его не волновала…

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что анонсируемая реформа местного самоуправления – оказывается! – началась еще в прошлом году, хотя общественность этого заметить не успела. По крайне мере, в тексте проекта концепции, ставшего достоянием СМИ, значится, что реформа разбита на два этапа. Первый, подготовительный этап рассчитан на 2012-2014 годы, а второй этап внедрения – на 2015-2017 годы. Такой график позволяет заключить, что власть, во-первых, не уверена, что удержится после 2015 года, а во-вторых, опасается последствий своих действия, а потому откладывает на послевыборный период. Более того, советник Януковича Марина Ставнийчук, занимающаяся этой проблемой, предположила, что сроки реформы могут быть продлены до 2020 года. Неужели эта власть наивно полагает, что сможет продержаться так долго?..

Впрочем, некоторые положения предлагаемого проекта вполне разумны. Одним из них является изменение системы налогообложения с тем, чтобы увеличить количество налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты. Правда, перечень налогов в документе не называется, но отмечается, речь идет о «налогах и сборах, которые по своей природе связаны с территорией данной административно-территориальной единицы». Примерами таких налогов могут быть налог на землю и на недвижимость, подоходный налог и т.д. Но примерно те же нормы содержатся в действующем законодательстве, и здесь мало что меняется. Другое дело, что эти нормы нарушаются, примером чего может стать скандальное изъятие у столицы половины поступлений от налога на доходы физлиц (подоходного налога) на сумму более 8 млрд грн, но нет никаких гарантий, что после реформы, ежели таковая состоится, нарушения прекратятся.

Серьезным пунктом реформы может стать отказ от установления центральной властью льгот по местным налогам, а также передача права в заданных рамках устанавливать местные налоги тем органом местного самоуправления, в бюджет которого эти налоги поступают. Проще говоря, с одной стороны, местные органы и субъекты хозяйствования получаю право «торговаться» о ставках местных налогов с целью привлечения инвестиций, развития бизнеса и создания рабочих мест в регионе. Но с другой стороны, это может привести к коррупции, когда ставки налога будут уменьшаться за «откаты».

Проектом предусмотрено, что местный бюджет должен покрывать расходы на выполнение органами самоуправления «собственных полномочий», а из госбюджета финансируются «делегированные» государством полномочия. Но и здесь ничего особо нового нет, и по этой причине возникают перманентные проблемы. Финансирование «делегированных» полномочий, например зарплату учителям и медика, центр осуществляет неритмично, в результате чего регулярно возникают скандалы. В свою очередь, в депрессивных регионах местных поступлений не хватает для финансирования «собственных полномочий», и они вынуждены идти в Киев с протянутой рукой. Даже богатой столице не хватает, но уже по причине упомянутого изъятия местных поступлений в центральный бюджет.

Еще меньше ясности с административно-территориальным делением, точнее с его изменением. Документ предлагает трехзвенную систему распределения регионально-местных полномочий: местная община населенного пункта, район, регион (область). Но опять-таки, все это существует и сейчас еще с советских времен, да и менять здесь ничего особо не нужно.

Авторы этой затеи обещают, что радикально изменится распределение полномочий между местным самоуправлением и местными органами государственной власти в лице госадминистраций. За последними будет закреплена функция надзора за законностью решений органов местного самоуправления, включая право их остановки с одновременным обращением в суд. Но опять-таки, в нынешних редакциях Законов «О государственных администрациях» и «О местном самоуправлении», с некоторыми оговорками, заложены примерно те же нормы. Другое дело, что разделение полномочий непрерывно нарушается путем фактической узурпации госадминистрациями полномочий местного самоуправления, когда госадминистрация незаконно выполняет функции соответствующего исполнительного органа местного совета под послушный «одобрямс» последнего. Часто такое беззаконие легитимизируется путем «добровольно-принудительной» передачи местным советом функций своего исполнительного органа соответствующей госадминистрации.

Таким образом, стоит вопрос не «реформации», а элементарного соблюдения уже имеющихся законов. К тому же, согласно проекту, местные советы утратят право выражать недоверие назначаемому сверху главе местной госадминистрации, т.е. местное самоуправление утратит один из немногих рычагов воздействия на государственную власть.

Наиболее «стремным» моментом реформы является пересмотр существующих административно-территориальных границ. Из-за этого уже была сорвана предыдущая попытка административно-территориальной реформы в 2005 году. Напомним, что тогда ответственный за реформу вице-премьер Роман Безсмертный едва унес ноги из родного городка Макарова Киевской области, предложив землякам перекроить привычную карту административного деления Макаровского района. Телекамеры запечатлели незабываемые кадры: Рома и его красивый мерседес изо всех сил драпают от разъяренных сельских теток. Специалисты утверждают, что если бы такой сюжет выставили на Каннском кинофестивали, то он имел бы высокие шансы получить «пальмовую ветвь»…

Нынешние реформаторы учли скандальный опыт своего незадачливого предшественника. Они практически ничего конкретного не говорят о смене границ районов и областей, и особое ударение делают на том, что там, где такие изменения будут целесообразными, это будет обязательно проведена разъяснительная работа с населением. Кроме того, Марина Ставнийчук заверила, что такие изменения будут проведены только после того, как для этого созреют некие таинственные «социальные и экономические предпосылки», и не ранее, чем в 2015-2017 года или даже позднее. Единственное, что было заявлено четко, так это необходимость установления неразрывности территории административно-территориальной единицы, не допускающей анклавы и эксклавы. При этом, как подчеркнула Ставнийчук, в Украине имеются 88 административно-территориальных единиц, где такие образования имеются, в частности в злополучном Макаровском районе.

В целом, вышеизложенное зело напоминает нынешнюю скандальную реформу бюро технической инвентаризации. В случае с БТИ несколько лет ушло на говорильню и имитацию подготовки к реформе, а когда вступили в силу новые правила, наступил коллапс. Нечто подобное, похоже, нас ожидает с административно-территориальной реформой, только масштаб проблем будет неизмеримо больше…

Александр КАРПЕЦ

Категория: Секреты Януковича и ПР | Просмотров: 824 | Добавил: Anubis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика