Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Четверг, 24.08.2017
Главная » 2013 » Май » 13 » «Януковичи» готовят кражу госсобственности
15:24
«Януковичи» готовят кражу госсобственности
«Януковичи» готовят кражу госсобственностиВ парламенте зарегистрирован законопроект № 2637 о реформировании НАК «Нафтогаз Украины». Формальным поводом является необходимость выполнения требований Европейского энергетического сообщества, в состав которого вошла Украина. Реально это первый шаг к созданию консорциума по управлению ГТС. С одной стороны, это вынужденная мера, позволяющая наполнить ГТС российским голубым топливом, объемы прокачки через Украину которого «Газпром» неуклонно снижает, что чревато «дегазацией» ГТС и коллапсом всего газового хозяйства Украины. Но с другой стороны, налицо риск утраты Украиной не только ГТС, но и экономической независимости.

Время для внесения документа на рассмотрение, а именно 26 апреля, было выбрано не случайно. Во-первых, накануне натяжных праздников столь неоднозначный норматив вызовет не слишком бурную реакцию. Во-вторых, накануне визита в Брюссель первого вице-премьера Сергея Арбузова 29-30 апреля и круглого стола по созданию консорциума по управлению ГТС, намеченного на 3 мая там же, власть Украины подавала Евросоюзу сигналы о готовности создать законодательную основу для консорциума, поскольку нынешняя нормативно-правовая база, по сути, исключает такую возможность.

Напомним, что, согласно требованиям Европейского энергосообщества, необходимо разделить выполняемые сейчас «Нафтогазом» функции по транспортировке газа в Европу, разведке добыче топлива на территории страны и продаже его внутри Украины. В этом не было бы ничего страшного, но власть Януковича идет дальше. Как заявляют в Кабмине, главной целью документа является изъятие норм, запрещающих приватизацию ГТС, из ряда профильных законов – «О трубопроводном транспорте», «О нефти и газе» и т.д. Вопрос о приватизации предлагается оставить на рассмотрение Кабмина. В случае принятия закона, правительство получит право по своему усмотрению приватизировать государственные предприятия, являющиеся дочерними предприятиями «Нафтогаза», Речь идет о предприятиях, которые транспортируют газ магистральными трубопроводами и хранят его в подземных хранилищах, а также о предприятиях, образованных в результате их реорганизации.

В качестве еще одной причины спешных планов по приватизации ГТС или ее элементов провластные политики называют необходимость срочного создания с участием консорциума в любом формате. В настоящий момент ГТС недогружена: при возможности ежегодно прокачивать 120-140 млрд кубов газа, в 2012 году было транзитировано всего 85 млрд кубометров. Если в ближайшие годы Россия перенаправит 30-40 млрд кубов по обходным трубопроводам через «Северный поток», Беларусь и, возможно, «южный поток», в результате чего транзит через Украину станет меньше 60 млрд кубов в год, то, по мнению эксперта газового рынка Валентина Землянского, эксплуатация ГТС станет нерентабельной, поскольку расходы превысят доходы, а также возникнут проблемы с газоснабжением внутри Украины из-за падения давления во внутренней газовой сети, и в результате ГТС превратится в ненужный металлолом. В качестве бонуса эксперт называет получение Украиной российского газа по цене примерно вдвое дешевле нынешних $420 за 1000 кубометров.

Крайне пессимистично настроен экс-нардеп от БЮТ-«Батьківщини», эксперт газового рынка Александр Гудыма. По его мнению, в течение 10-летних переговоров России удалось-таки «додавить» Украину в вопросе двустороннего консорциуму. Александр Гудыма считает, что двусторонний с Россией консорциум будет создан до президентских выборов в Украине 2015 года. Выиграет от этого только Россия, а проиграет не только Украина, но и Европа, поскольку ЕС не сможет контролировать поставки газа в свои страны. К тому же, отмечает эксперт, получив контроль над украинской ГТС, Россия заблокирует собственную добычу газа в Украине, а также любые проекты по диверсификации источников топлива, включая импорт сжиженного газа. Вместе с тем, Гудыма признает, что альтернативы консорциуму нет, но единственным бонусом от него станет снижение цены газа для Украины ориентировочно до $250 да 1 тыс. Кубов, хотя и неизвестно, как долго будут действовать низкие цены.

В свою очередь, народный депутат из фракции «Батьківщина» Владимир Бондаренко в беседе с автором этих строк заявил, что слухи о катастрофической убыточности и скорой ненужности ГТС – это провокационная агитация по заказу Кремля. По мнению депутата, сколько бы обходных «потоков» ни строил «Газпром», без украинских подземных газохранилищ (ПГХ), являющихся неотъемлемой частью ГТС, российский монополист не сможет наладить устойчивый экспорт топлива в Европу. Особенно это сложно зимой, когда дебет газовых скважин падает, а потребление в самой России возрастает. Решить проблему можно только при наличии контроля над украинскими ПГХ, аналогов которым нет в Европе.

Главную же опасность поправок в законодательство, открывающих дорогу к приватизации ГТС, Владимир Бондаренко видит в том, что появится возможность, образно говоря, «растащить ГТС по кусочкам». Поскольку законопроект предполагает возможность приватизации отдельных элементов ГТС, то, по мнению депутата, достаточно будет, чтобы некая оффшорная фирмочка «прихватила» какую-нибудь, условно говоря, задвижку, чтобы парализовать работу всей системы и диктовать свои условия, а уж за этой фирмой может спрятаться «Газпром» или отечественные олигархи.

Владимир Бондаренко напомнил, что в свое время подавал законопроект, налагающий полный запрет на все элементы ГТС, являющейся целостным комплексом, но олигархам удалось протянуть оговорку о возможности приватизации вспомогательных подразделений.

В целом, Владимир Бондаренко обоснованно считает ГТС национальным достоянием Украины, обеспечивающим экономический и политический суверенитет страны, а потому любые манипуляции с трубой, по его мнению, являются преступлением.

С депутатом Бондаренко согласны и лидеры оппозиционных сил. Партия «Свобода» назвала законопроект о приватизации ГТС «государственной изменой», а лидер ВО «Батьківщина» Арсений Яценюк – покушением на «кражу госсобственности», когда власть Януковича хочет получить возможность через решение Кабмина передать ГТС или отечественным олигархам, или России без конкурса и любой открытой процедуры.

Итак, судорожные попытки власти наполнить газовую трубу, помноженные на коррупционные мотивы, могут привести к утрате страной суверенитета.

Александр КАРПЕЦ

Категория: Секреты Януковича и ПР | Просмотров: 289 | Добавил: Anubis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика