Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Вторник, 23.04.2024
Главная » 2013 » Июнь » 26 » Двуликий Янус
21:37
Двуликий Янус
Двуликий ЯнусПохоже, украинская власть решила сделать ставшую уже традиционным бизнесом для Украины торговлю «пушечным мясом» базой отношений не только с НАТО, но и с ЕС. Такой вывод можно сделать, изучив текст проекта Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, представленный общественности Комитетом Верховной Рады по вопросам евроинтеграции.

Суть торга проста: Украина, громогласно заявив о своей внеблоковости и, соответственно, не являясь членом ни одного военно-политического союза, тем не менее, является безусловным лидером среди всех внеблоковых\нейтральных стран мира по участию в различных военных операциях под флагами третьих сторон (понятно, представляющих Запад). Взамен украинская власть ожидает от Запада смягчения политических ультиматумов и критики тех нехороших процессов, которые происходят в стране.

Двуликий Янус

Для начала стоит заметить, что подобный политический торг уже достаточно давно обкатан в отношениях с НАТО. Уже давно ни для кого не секрет, что Украина за последние три года нарастила такие темпы сотрудничества с Альянсом, какие прежней «прозападной» оранжевой власти и не снились. Так, украинскими военными за прошлый год было проведено совместно с натовцами 247 мероприятий (для сравнения, по линии Украина-СНГ в 2012 году было проведено 21 совместное мероприятие, даром что Украина входит в состав СНГ). Более того: с начала этого года, присоединившись к операции НАТО «Океанский щит», Украина стала единственной страной в мире, которая, не будучи членом Альянса, участвует во всех его военных операциях и миссиях! Подобной активности не проявляют даже многие страны-члены НАТО, что уж там говорить о странах-партнерах.

Для самого НАТО такая безразмерная «помощь» от Киева более чем актуальна. Ведь общеизвестно, что процесс «демилитаризации» Европы продолжается с начала 90-х гг прошлого века, когда распался СССР и Запад охватила эйфория пацифизма. Европейцы перманентно сокращают расходы на оборону (а в последние годы к этому вынуждает еще и экономический кризис), что давно стало темой жесткой критики со стороны главного партнера Европы по НАТО в лице США. По сути, в Альянсе на данный момент именно американцы тянут лямку военных операций, а европейцы выступают скорее в роли «группы поддержки». Это ярко наблюдается на примере операции в Афганистане: европейцы бойко принялись помогать США в рамках операции ISAF в 2001 году, но очень скоро Вашингтон по сути взвалил всю операцию на свои плечи, постоянно критикуя Европу за нежелание и невозможность выделять нужные силы и вооружения для ведения войны в Афганистане.

В этих условиях любая военная помощь со стороны воспринимается Альянсом «на ура». А потому тактика Януковича срабатывает: по сути на сегодня НАТО является единственной западной площадкой, на которой украинского президента хоть и мягко (не в пример ЕС) критикуют, но все равно воспринимают как серьезного и нужного политика, которому не грех пожать руку и похвались за «усилия по укреплению международной безопасности».

В целом Альянс занял совершенно уникальную позицию, уподобившись двуликому Янусу и «разделяя» Януковича- борца с оппозицией, и Януковича-«друга» НАТО. В Брюсселе постоянно утверждают, что «демократия и права человека» – основополагающие принципы деятельности этой организации, и Запад не имеет права закрывать глаза на их нарушение не то что в регионе, а в любой точке земного шара. Но вот Европа указывает на конкретные грубые нарушения этих «общих ценностей» со стороны украинской власти, а в НАТО рассказывают о том, что «вклад Украины в наши операции и наше обширное сотрудничество по вопросам обороны» куда важнее. Как понимать эти вопиющие противоречия (учитывая, что «критикующая» Европа является одновременно и важной составляющей НАТО), в Брюсселе не уточняют.

Поняв, что ухватил НАТО за интересное место, Янукович явно пытается провернуть тот же фокус и с ЕС. В обнародованном нынче тексте Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС особое место в политических вопросах уделено именно военному сотрудничеству. Казалось бы, ни Европа, ни Украина не стоят на пороге войны, а поди ты – в «политическом» разделе Соглашения то и дело упоминается о партнерстве в сфере безопасности. В частности, из семи заявленных целей политического диалога в пяти (!) речь идет именно о подобном сотрудничестве.

Статья 10 документа раскрывает смысл этого партнерства. Она гласит, что «стороны будут усиливать практическое сотрудничество по предупреждению конфликтов и в сфере антикризисного управления, в частности с целью обеспечения более активного участия Украины в гражданских и военных операциях ЕС по преодолению кризисных ситуаций, а также в соответствующих учениях и тренировках, в частности тех, которые проводятся в рамках Общей политики безопасности и обороны». «Стороны будут изучать потенциал военного и технического сотрудничества. Украина и Европейское оборонное агентство (ЕОА) наладят тесные контакты для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием военных возможностей, в частности вопросы технического характера», - указано в проекте Соглашения.

Все это представляется весьма странным, учитывая, что военная составляющая ЕС на сегодня находится в зачаточном состоянии, и европейские страны, как мы упоминали, ее не особо стремятся ее развивать. Ярким примером нездоровой ситуации, сложившейся в оборонной сфере в ЕС, стала операция против Ливии в 2011 году. Будучи инициированной европейскими странами, она в конечном итоге так и не смогла дать результатов без помощи США. Ведущие игроки ЕС в лице Франции и Великобритании ярко продемонстрировали, что преисполнены немалыми амбициями, которые, увы, не особо подкреплены военными возможностями.

При этом финансово-экономическая ситуация в ЕС не позволяет надеяться на рост военных расходов в европейских странах в обозримом будущем. А значит, для европейцев становится актуальным поиск возможностей усилить свой военный потенциал за счет внешних «ресурсов». Янукович с радостью их предоставит, но насколько готова Европа по примеру НАТО играть при этом в раздвоение личности, и на фоне своей критики и «принципиальных политических условий» вроде верховенства права и прочей демократической туфты протягивать руку полководческим талантам Виктора Федоровича – еще вопрос.

Африканский анекдот

Как бы там ни было, Янукович идет ва-банк. Недаром, не имея по сути никаких общих интересов в военной сфере, Киев в последнее время неудержимо рвется во все европейские военные инициативы – благо, их очень немного. Согласно официальным данным Министерства обороны Украины, на протяжении 2012 года по линии Украина-ЕС было проведено 14 совместных мероприятий, включая консультации по привлечению сил и средств Вооруженных сил Украины к «операциям по урегулированию кризисов» под руководством ЕС и дежурство в составе боевых тактических групп (БТГ) ЕС.

Ныне БТГ, каждая численностью до 2500 человек, рассматриваются в качестве основного инструмента в урегулировании возможных кризисов в ЕС. Страны-члены Евросоюза выделяют для их комплектования определенные подразделения. В случае возникновения кризисной ситуации БТГ должны быть готовыми к тому, что в течение 5 суток для решения определенных задач по решению европейского военного командования их перебросят на расстояние до 6000 км.

В 2010 году Украина приняла участие в деятельности первой в ЕС боевой тактической группы «Балтийская» под руководством Польши. В составе группы на постоянном дежурстве находился самолет аэромедицинской эвакуации Ан-26 «Вита» Воздушных сил Украины, а затем в БТГ были включены инженерные подразделения и украинская морская пехота. На сегодняшний день украинские военные готовятся к участию в БТГ ЕС «HELBROC» вместе с военными Греции, Болгарии, Румынии и Кипра, а также в группе, которая формируется странами Вышеградской четверки (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия). Продолжается участие украинских военных в первой морской операции ЕС «EU NAVFOR ATALANTA». Ни одна из стран-партнеров Евросоюза не демонстрирует подобной активности.

Более того: именно «помощь» европейцам (правда, под флагом ООН) стала причиной первого в истории независимой Украины боевого использования украинской военной авиации. Речь идет о «поддержке» украинского миротворческого контингента – подразделения 56-го отдельного вертолетного отряда Вооруженных сил Украины в Кот-д’Ивуаре – операции «Ликорн», проводимой армией Франции в этой бывшей французской колонии. Эти события стали ярким примером такого гнусного явления, как неоколониализм, проводимого под флагом Объединенных Наций. В частности, в ходе операции «Ликорн» в Кот-д'Ивуаре, проведенной грубо вмешавшимися во внутриполитические процессы в этой стране французами при активной поддержке ООН весной 2011 года, никто уже не скрывал того, что «голубые каски» - в частности, украинцы, - играют лишь вспомогательную роль.

Так, с началом 4 апреля 2011 года операции «Ликорн» украинские миротворцы действовали совместно с французским подразделением. К моменту начала операции общая численность украинского миротворческого континента в Республике Кот-Д’Ивуар, переброшенного из соседней Либерии, составила 60 военнослужащих (3 вертолета Ми-24 и два вертолета Ми-8). Старшим украинского авиационного подразделения был назначен заместитель командира 56-го ово подполковник Владимир Партыка. Однако зря французы радовались, что им подкинули в помощь «пушечного мяса» в лице украинского контингента. Поскольку в операции «Ликорн» украинские миротворцы попали в точно такую же западню, как и во время восстания в Аль-Куте в Ираке 6 апреля 2004 года. Состоит она в том, что контингент понятия не имел о порядке применения оружия, и даже командир отряда не мог дать приказ на открытие огня без разрешения Киева.

В то же время, в Киеве (в Генштабе, возглавляемом на тот момент генерал-полковником Григорием Педченко и Объединенном Оперативном Командовании (ООК) под чутким руководством генерал-лейтенанта Рауфа Нуруллина и его первого зама генерал-майора Сергея Попко, осуществлявшем оперативное управление миротворческими контингентами ВС Украины) также не нашлось желающих дать такую команду. В итоге сложилась ситуация, когда командование операции ООН требовало от украинцев выполнять взятые на себя обязательства и подчиняться боевым приказам, а сами миротворцы так и не получили «главного» разрешения из Украины, в конце концов открыв огонь под свою ответственность (по данным СЛЕД.net.ua, после этого решения командир украинских миротворцев на сутки был отстранен от командования тем самым безвольным Генштабом и ООК, однако в украинских СМИ об этом ничего не сообщалось).

Смешно, но сам же командир 56-го вертолетного отряда 14-й ротации полковник Петр Плис (сам 56-й отряд дислоцируется в Либерии, а в Кот-д`Ивуар было направлено подразделение из его состава), которого подставили генералы из Генштаба и ООК, затем заявлял, что несогласованностей и нестыковок во взаимодействии с Миссией ООН в Кот-д`Ивуаре... не было. «Да, впервые наши летчики применили стрелково-пушечное оружие, но эти действия отвечали резолюциям Совета безопасности ООН, и перед тем, как открыть огонь, было выполнено несколько разведывательных полетов, дабы убедиться, что в районе целей нет живой силы, и люди, особенно мирное население, не пострадают. Оружие применялось не для того, чтобы показать, что украинцы выступают на чьей-либо стороне. Там были склады с оружием, которые могли быть разграблены, причем любой из враждующих сторон. Уже поступала информация, что это оружие готовится для обстрела миротворческих контингентов. И применение огня экипажами украинских вертолетов Ми-24П стало вынужденной мерой штаба миротворческой миссии», - утверждал офицер.

Более честным оказался командир украинского военного контингента в Кот-д`Ивуаре Владимир Партыка. Он рассказывал: «Когда появилась информация о том, что в Кот-д`Ивуар будут вводить Ми-24, первое, что я сделал — это попросил прислать мне инструкцию по боевому применению... Это естественно: «двадцать четвертые» — боевые вертолеты с боекомплектами, и раз их перебрасывают, значит будут стрелять... А второе, о чем попросил форс-командующего миссии, — чтобы у меня была инструкция по экстренному выводу моего личного состава из-под удара в острой, нештатной ситуации... Мы не могли дезертировать, при том, что находимся под началом этого командующего, а он-де ничего знать не знает... Так вот, вплоть до применения оружия этой инструкции у меня не было. И очень сложно было в тех условиях действовать... Поступали приказы, но мы, ссылаясь на отсутствие четких указаний, оттягивали их выполнение». Вот такой получился «африканский анекдот»...

После этих событий остался вопрос: зачем европейцам вообще нужны такие «помощники»? Ведь громко заявлять о «вкладе в укрепление мира и стабильности», и даже выделять военные контингенты – это одно. Но воевать – это нечто совсем иное. И если высшее политическое и военное руководство страны берет на себя ответственность отправить украинских военных в зону вооруженного конфликта, оно должно брать на себя и ответственность за возможные последствия – чего украинский генералитет уж никак не демонстрирует. А сами военные должны четко знать, когда и как они имеют право применять боевое оружие, а не делать это на свой страх и риск.

Миротворчество с бензиновым запахом денег

Но сомнительная способность украинских военных контингентов выполнять боевые задачи – это полбеды. Вторая проблема – воровство, которое всегда процветало в наших контингентах под любыми флагами.

Мы не зря вспомнили бывшего первого зама командующего ООК генерал-майора Сергея Попко – с именем этого бравого миротворца связан не один скандал международного уровня. Сам сей господин светился в руководстве ООК на должностях зама и начальника штаба (а эта структура отвечала за боевое применение войск – в мирное время в виде управления контингентами за рубежом, а в военное – всеми Вооруженными силами) долгие годы – и при прежней власти, и при нынешней, до самого расформирования Объединенного Оперативного Командования в 2011 году. А ранее этот генерал обзавелся «боевым опытом» - он возглавлял 7-ю отдельную механизированную бригаду ВС Украины в Ираке.

Именно в связи с украинским контингентом в Ираке прозвучал самый громкий скандал, связанный с миротворцами. Тогда в Украину военные пытались ввезти в личных вещах и гробу погибшего в Ираке полковника Романа Середницкого 319,5 тыс. долл. Во время раскручивания этого дела стало известно, что разворовывание средств, выделяемых американцами подразделению CIMIC (Civil Military Cooperation) из состава украинской бригады (этими деньгами расплачивались с иракскими подрядчиками за проведенные работы по восстановлению объектов инфраструктуры) было поставлено на поток.

Что интересно, поначалу следствие по этому делу вело управление СБУ в Николаевской области. Это было логичным, поскольку операция была разработана и проведена военной контрразведкой СБУ, а подследственность статьи «контрабанда» как раз и относится к сфере деятельности этой спецслужбы. Да и расследование в самом Ираке проводили тоже офицеры из СБУ. Однако, не смотря на это, уголовное дело в мае 2005 года забрала себе Генпрокуратура. После этого все подробности дела как-то невзначай оказались покрытыми мраком тайны.

Тогда же СМИ сообщали, что кроме «крышевавшего» это бизнес командующего украинским контингентом генерал-майора Сергея Савченко (кстати, после всех разбирательств он не только был восстановлен в должности, но ему также выплатили компенсацию за все то время, что он не находился на своей должности во время следствия), в разработку попал и генерал Попко. Сообщалось, что в ходе громкого дела ему следствием вменялась, но не была доказана контрабанда сворованных 500 тыс. долл, однако дело Попко развалилось в Верховном суде.

Однако это было лишь прелюдией. Позже генерал Попко засветился в другом скандале, связанном с еще одним крупным воровством украинскими военными, и на этот раз, что особенно интересно в нашей истории, к делу имели прямое отношение структуры ЕС. В частности, 15 сентября 2010 года балканские газеты на первых полосах своих изданий поместили новость об участии представителей контингента KFOR в Косово в контрабанде горючего, уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении экономическими полномочиями на протяжении нескольких последних лет. Этим же сообщением начиналось и большинство выпусков новостей на телевизионных каналах края. В тот же день Миссия Европейского Союза в сфере верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX) в своем пресс-релизе сообщила, что представителями косовской таможни при поддержке специального департамента полиции EULEX в рамках расследования действий организованной преступной группы, занимавшейся контрабандой горючего, были проведены обыски в офисах четырех компаний, семи домах, а пятеро человек арестованы.

Было сообщено о причастности военнослужащих украинского и французского контингентов к «одному из самых больших организованных преступлений, в которое вовлечены очень многие». Местные СМИ уточняли, что около 150 бензовозов горючего были проданы в Косово украинским контингентом KFOR - с мая 2008 г. по август 2009 г. якобы для нужд украинских миротворцев на территорию Косово импортировано 3,7 млн. литров топлива, которое затем было куплено частной компанией AlbPetrol Company. Последняя перечислила за это горючее 2 млн.145 тыс. евро на банковский счет KFOR — без уплаты таможенных пошлин и налогов. В результате чего бюджету Косова был нанесен ущерб в размере 1,4 млн. евро. Позже оказалось, что это – лишь часть широкомасштабной схемы по воровству и продаже топлива, осуществляемой украинскими военными.

Спасал ситуацию генерал Попко. Ведь именно он был ответственным за подбор кадров для контингента в Косово (впрочем, как и для всех других украинских контингентов за рубежом), в то время как подобная схема никак не могла действовать долгие годы без покровительства в командных структурах в Украине – и прежде всего, в том же ООК. Приехав в Косово, Попко «поработал» на месте, после чего оказалось, что «доказательная» часть бухгалтерии контингента попросту уничтожена. В расследовавшей дело миссии ЕС лишились доказательств, а в самой Украине дело, понятно, замяли.

Что интересно, ранее в украинском миротворческом контингенте в Ливане вспыхнул точно такой же «бензиновый» скандал. Главой ротационной комиссии, пытавшейся в Ливане параллельно решить вопрос с «разгребанием» скандала, был... все правильно, Сергей Попко. Правда, в отличие от случая в Косово, тогда его усилия не увенчались успехом - именно из-за воровства украинцев и выдворили из этой страны в 2006 году.

Почему мы такое пристальное внимание уделяем именно этому генералу? Ведь в Генштабе полно господ с большими звездами на погонах, у которых рыльце также явно в «миротворческом» пушку – уж слишком долгое время само миротворчество является инструментом грязного бизнеса украинских военных. Объясняется такое внимание просто: спустя год после расформирования ООК, приказом Министра обороны Украины № 525 от 02.07.12 генерал-майор Сергей Попко был назначен на должность начальника Главного командного центра Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (к слову, очень скоро указом № № 506/2012 Президент Украины Виктор Янукович присвоил ему и звание генерал-лейтенанта). В функциях этой структуры – то же самое «участие в организации деятельности» украинских подразделений. Так что европейцы, очевидно, еще не раз столкнутся с фигурой этого непотопляемого украинского генерала, с которым имели дело в Косово. Только теперь уже – по линии развивающего безудержную активность военного сотрудничества Украины и Евросоюза...
Категория: Секреты Януковича и ПР | Просмотров: 1071 | Добавил: Anubis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика