Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Пятница, 19.04.2024
Главная » 2013 » Ноябрь » 8 » Страна порожняк не гонит. Она им пользуется
16:08
Страна порожняк не гонит. Она им пользуется
В канун подписания соглашения с ЕС Украина умудрилась огорчить не только тех соседей, которые испокон веку набиваются в старшие братья и о чьих повадках украинцы знают не только из своей истории, но и из библейской. Каин не смог простить младшему Авелю благосклонности свыше, а от вопроса «Где брат твой?» - отмазался: «Без понятия! Ушел от меня, дурачок, - и пропал».

Увы, в текущий исторический период наши новые власти успели испортить отношения и с другими родичами – не столько «старшими», сколько давними (со времен Кирилла и Мефодия), а именно - с традиционно дружественной Болгарией. Православной страной и – надо же так! – членом Евросоюза и даже НАТО. 

…28 октября 2013 г. состоялась встреча министра экологии и природных ресурсов Украины Олега Проскурякова с послом Болгарии в Украине Красимиром Минчевым. Как процитировала пресс-служба Минэкологии своего шефа, «важным направлением сотрудничества между нашими государствами может стать изучение опыта Болгарии в имплементации директив ЕС к национальному законодательству». Оговорка - почти по Фрейду. При всем уважении к Болгарии, смеем предположить, что в этой стране адаптировали внутреннее законодательство к стандартам ЕС, а не наоборот.

А подсознательная «суть» оговорки в том, что даже если Украина и адаптирует свое законодательство к стандартам ЕС, то Минэкологии и ресурсов в лучшем случае будет последним ведомством, которое это сделает. Если вообще не продолжит скромно жить по своей нормативной базе, создающей безграничные возможности для вымогательства и коррупции. Что говорить о стандартах ЕС, если многие приказы Минэкологии противоречат законодательству и актам Кабмина, не говоря уже о здравом смысле?

С другой стороны, а разве, допустим, морская вода, даже портовая, в ярких пятнах нефтепродуктов – не есть природный ресурс? А раз так, то почему бы не позаботиться об этом неисчерпаемом ресурсе так же, как о питьевой воде? Например, установить нормы по содержанию многих вредных элементов в водах акваторий украинских портов жестче, чем для воды, которая ежедневно попадает в организм миллионов живых сограждан. Чувствуете, насколько расширился для чиновников этот «ресурс»? До бескрайности.

Но «всякому безобразию должны быть приличия» - и соответствующие намерения руководства Минэкологии были направлены в Минюст, который их и зарегистрировал. Однако, еще в конце июля 2013 г. и Минюст направил письмо всем министерствам и ведомствам с предложением привести в соответствие с Конституцией и законодательством свои нормативные акты (или отменить их) и сообщить о принятых мерах до 30 августа.

А таких ведомственных нормативных актов (приказов, в частности) оказалось почти полторы тысячи. В лидерах по их производству – Минздрав, МВД, МинАПК, ну и Минэкологии и ресурсов.

Напомним: Минюст регистрирует не всю подряд «макулатуру» (это просто невозможно), а только те акты, которые затрагивают интересы всех граждан: тарифы, правила, стандарты и т.п. (см. Постановление Кабмина № 731 от 28.12.1992 г. «Про затвердження Положення про державну реєстрацію нормативно-правових актів міністерств та інших органів виконавчої влади»: Державній реєстрації підлягають нормативно-правові акти, що зачіпають права, свободи й законні інтереси громадян або мають міжвідомчий характер).

Мы не имеем возможности проанализировать, сколько и кому эти нормативные акты приносят пользы или «живых денег». Не всем дано даже прочитать названия этих актов, поскольку вышеупомянутое июльское письмо Минюста содержит приложение с перечнем таких приказов на 141 страницу.

Поэтому расскажем только о схемах коррупции в державе, «имеющей выход к морю».

Итак, исходя из сообщения, что министр Проскуряков и посол Минчев договорились «о дальнейшем углублении сотрудничества в сфере охраны окружающей среды», эту встречу чиновников можно было бы принять за мероприятие «для галочки» и для начальства. Если бы не недавние события в Одесском порту, где жертвой украинских «защитников природы» стало болгарское судно Lena Koleva.

Примечательно, что МИД Украины в этом году уже получил несколько нот от своих болгарских коллег по поводу «беспредела» экологов в отечественных портах. По информации нашего источника в МИД Украины, последняя такая нота была получена 30 октября. Причем, оказалась она весьма жесткой. Ноты типа «ля» в тексте, конечно, нет, но по содержанию этот цензурный документ – на грани дипломатии.

Но вначале все же - о схемах вымогательства, которые изумляют болгарских европейцев.

Ежегодно в порты Украины заходит около 15 тысяч судов, из которых 95% - под иностранными флагами. Структура грузопереработки в наших портах такова, что около 90% грузов вывозится (экспорт или транзит в режиме вывоза). Соответственно, около 90% судов заходит в наши порты «в балласте», то есть - без груза. Порожняком, как предпочитает выражаться Виктор Федорович.

Балласт – он разным бывает. В античные времена, например, судам, привозившим в амфорах оливковое масло, зачастую нечем было заполнить образовавшуюся после разгрузки пустоту. А так как амфоры нельзя было использовать вторично (потому как оставшееся на стенках сосуда масло издавало дурной запах, и влить в эти использованные «мехи» ни новое вино, ни новое масло было уже невозможно), тару разбивали на мелкие черепки – и загружали этот балласт на отправлявшееся восвояси судно.

В наши дни осколками амфор не обойдешься – их и в Риме разве что на туристов хватит, хотя там целый искусственный холм из черепков высится с давних времен, Тестаччо называется.

Как уже отмечалось, в Украину суда идут чаще всего порожними. Времена уже другие, так что в качестве балласта сейчас используется простая морская вода. И, согласно международной конвенции о предотвращении загрязнения с судов MARPOL-73/78, этот вид балласта сбрасывается в портах прихода судна без ограничений и не подлежит химическому контролю.

А излюбленным инструментом «защиты природы» является так называемый «химический контроль изолированного балласта».

Чтобы не было слишком скучно, умножим 15 тысяч судов на среднюю ставку вымогательства в $3-5 тыс. Получится около $70-75 млн ежегодных поборов с капитанов - в основном иностранных судов. А без поборов в нашей стране никак – так как Украина является единственной страной мира, ратифицировавшей конвенцию MARPOL-73/78, в которой «защитники природы» из Минэкологии и ресурсов требуют проведение контроля изолированного балласта.

Нет, разумеется, можно было бы капитанам под иностранными флагами и не идти на уступки нашим вымогателям. Но «теневая», глубинная основа украинской экономики и политики – незыблема и коварна, как подводный риф. Раньше ее называли «азаровщиной», нынче – «процессом реформ и евроинтеграции». Суть от смены вывески не меняется.

Предлагаем, например, при удобном случае ознакомиться с обращением к МИД Украины представительства Либерии в Международной морской организации по поводу инцидента с судном Lisbon Traider, приключившемся в Николаеве в декабре 2010 г.

Капитана этого судна просто и со вкусом «развели» на $3 650.

Схема эта хоть и безотказная, но простая. Капитану поступает предложение заплатить сразу, чтобы не проводить анализ балласта. Если не соглашается - требуют провести отбор проб воды. Если соглашается с требованием - анализ может занять два-три дня. В любом случае, будут выявлены превышения ПДК по взвешенным веществам, железу и т.п. - и штраф за «загрязнение» может составить около $50 тыс. Это если капитан примет решение слить этот балласт в акватории порта. Но в ожидании результатов анализа он простоит три дня в порту, а это тоже расходы – и тоже порядка $40-50 тыс. Если же капитан через три дня узнает, что в его балластных танках содержание ПДК (например, по железу), превышает норму в 0,05 мг/куб.дм, то он будет вынужден снова выйти в открытое море, слить эту воду и набрать новую. Иначе нельзя начинать погрузку. Хотя вода в акватории порта никак не может быть чище, чем в открытом море.

Особый цинизм заключается в том, что даже простой поиск в Сети показывает, что вода в Черном море везде превышает нормы наших «экологов». Отплыть подальше, через Босфор – тоже накладно выходит.

Особый же абсурд заключается в том, что наши «экологи» установили эту норму по содержанию железа, которая в шесть раз жестче, чем санитарная норма для питьевой воды в Украине (0,3 мг/л).

«Спасибо за заботу, дорогие экологи!» - могли бы в этом месте воскликнуть читатели «Обкома» из Мариуполя, который, как известно, тоже город-порт – но не только. Это еще и полумиллионный курорт, пляжи которого раскинулись вблизи живописных отвалов меткомбината «Азовсталь». В пылу первых пятилеток большевики (в отличие от бельгийских буржуев, основавших другой мариупольский металлургический гигант – теперь им. Ильича называется – за несколько километров от моря) возвели «Азовсталь» поближе к побережью. Это показалось очень удобно власти трудящихся: рядом и места проживания рабочей силы, и порт, и ж/д вокзал – до Авдеевского коксохима (крупнейшего в Европе), который, как и «Азовсталь», теперь входит в состав ахметовской группы СКМ, - прямой и светлый рельсовый путь.

Продолжатели славных традиций – топ-менеджеры Рината Ахметова – до сих пор благодарны предшественникам. И на пресс-конференциях, и на митингах протеста против загрязнения среды обитания горожан они выступают не хуже Троцкого: «Мы выступаем против жонглирования фактами и спекуляции. Экологические проблемы накапливались десятилетиями. Ведь не «Метинвест» проектировал и строил эти заводы. Мариуполь был третьим городом в Советском Союзе по количеству выбросов и 70 лет никого эти проблемы особо не волновали. А сейчас вдруг все стали говорить, что «Метинвест» во всем виноват!» - так год назад обрисовал жителям Мариуполя историческую обусловленность нынешней ситуации генеральный директор «Метинвеста» Игорь Сырый.

Наши главные защитники экологии – все же не звери, они все понимают и потому еще активнее заглядывают в иностранные трюмы. Им просто очень нужны деньги на восстановления среды обитания нашего народа.

… Возможно, капитан либерийского судна Lisbon Traider не в курсе всех деталей нашей истории. Но он и без того все понял: проще заплатить несколько тысяч условных единиц.

Но самым позорным для нашей страны является тот факт, что за последние три года в договорах фрахтования судов (стандартные формы для всего мира) появился отдельный пункт, посвященный Украине - (Ukrainian Clause). Кроме Украины в этих контрактах в таком контексте не упоминается ни одно государство. Даже считающаяся традиционно проблемной Нигерия.

Этот пункт имеет варианты, но суть сводится к следующему. Если судно заходит в украинский порт, то фрахтователь обязуется оплатить судовладельцу определенную сумму за каждый порт захода. Обычно это $5 тыс., которые указывается в контрактах как «представительские расходы». В других вариантах сумма не указывается, но отмечается, что фрахтователь оплачивает все расходы судовладельца в портах Украины, которые возникнут в связи с проведением экологического контроля.

В международном морском сообществе стать хуже Нигерии - намного более серьезная проблема, чем бытовое сравнение с Гондурасом.

А что же наше законодательство? 21 сентября исполнилось 20 лет, как Украина присоединилась к упоминавшейся конвенции MARPOL-73/78, которая является неотъемлемой частью международного права и имеет более высокий статус, чем многие другие кодексы и законы. Не говоря уже о постановлениях нашего Кабмина и приказах Минэкологии. Но вымогательства продолжаются все эти годы и проблему в свое время не смог (или не успел) решить даже Георгий Кирпа.

Кроме того, наши «защитники природы» требуют от капитанов судов заполнения судовой экологической декларации. Этот документ также не предусмотрен международным морским правом и является выдумкой сугубо природоохранного ведомства Украины.

В мае прошлого года появилась надежда, что в многолетней эпопее «экологического беспредела» постановлена точка. 21 мая 2012 г. Кабмин постановлением №451 утвердил технологические схемы оформления судов в пунктах пропуска, где были регламентированы функции и перечень должностных лиц, входящих в состав досмотровой комиссии. Это постановление было принято в соответствии с нормами Таможенного кодекса, вступившего в силу 1 июня 2012 г.

Согласно этому постановлению, в состав комиссий входят только пограничники, таможенники и представители портнадзора. Экологи и прочие контролеры могут приглашаться только в случае необходимости, например, если судно зашло в порт с опасным грузом. Во всех других случаях функции контроля (как и во всем мире) за соблюдением экологических стандартов судна были возложены на сотрудников портнадзора.

После этого «экологи» начали перебираться на работу в «Укрморречинспекцию» (УМРИ). Но работая в системе транспортного ведомства, уже сложно было «защищать природу» по нормам приказов Минэкологии.

Кстати, Минюст уже давно и безуспешно требует «привести в соответствие» или отменить два таких приказа - №116 от 26.10.1995 «Об утверждении Положения о порядке расчета размера компенсации и уплаты убытков, нанесенных вследствие загрязнения с судов, кораблей и других плавательных средств территориальных и внутренних морских вод Украины» и №204 от 08.09.1999 «Об утверждении Положения об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен».

Как видим по датам этих документов они уже на момент подписания противоречили законодательству. И это устраивало несколько поколений «папередников» Виктора Федоровича. Непонятно только, почему это происходит до сих пор с учетом того, кто в нашей державе сейчас «при делах» и кто главные экспортеры. Получается, что в конечном счете главным плательщиком этого «экологического сбора» является Ринат Ахметов. А упомянутый выше скандальный инцидент с судном Lisbon Traider произошел на терминале «Ника-Тера», принадлежащем Дмитрию Фирташу.

К сожалению, достоянием гласности становятся только единичные случаи вымогательства, когда капитаны отказываются выполнять незаконные требования, а судовладельцы начинают оспаривать действия «экологов» в судах. Суды они, конечно, выигрывают, но тратят на это время и ресурсы. А на обращения к первым лицам государства, в Генпрокуратуру и другие органы получают отписки. И – как заведено - от тех, на кого эти жалобы пишут. А среди инспекторов-«экологов», нанесших ушерб судовладельцам уже на миллионы долларов, до сих пор никто не наказан.

Но вернемся к болгарскому судну Lena Koleva. Этот случай – даже за «привычными» рамками. Первый инцидент произошел еще 21 июня этого года. Его особенность в том, что в схемы «экологов» была вовлечена, пожалуй, последняя контролирующая служба, еще заслуживавшая уважения – пограничники. Причем «погранцы» стали приглашать «экологов» не только на приход, но и на отход судов.

Капитан судна отказался выполнять требования по отбору проб балласта, так как судно было уже загружено и балласта как такового не было. При этом пограничники несколько дней отказывали в разрешении на отход, мотивируя отказ тем, что судно якобы не прошло экологический контроль. По этому инциденту в конце июня болгарская сторона направила первую ноту в МИД Украины.

А в период с 11 по 16 октября происходили вообще невероятные события. Судно было погружено, но вновь были те же требования: отбор проб того, чего уже нет, заполнение судовой экологической декларации. За шесть дней комиссия по оформлению отхода приходила на судно 11(!) раз. Хотя даже повторное появление комиссии по оформлению отхода уже является ЧП. И уже 11 октября на судне присутствовал даже Генконсул Болгарии в Одессе.

В итоге капитан судна подал очередной протест, набрал 50 «кубов» воды прямо у причала и разрешил экологам взять пробы. Это было в полночь 16 октября. В три часа ночи по телефону «экологи» сообщили, что к качеству воды претензий не имеют и разрешили отход. Провести такой анализ ночью невозможно. Но иначе и быть не могло - вода у причала соответствует нормам.

Ущерб из-за простоя судна составил около $50 тыс. Очевидно, стоит ожидать исков к государству Украина.

Но если пограничники не отпускали судно из-за претензий «экологов», то почему все-таки дали разрешение на отход без физического присутствия «защитников природы» и их подписей? Или теперь любой «эколог» может по телефону давать указания пограничникам? Это наш вопрос главному охраннику госграницы Николаю Литвину, брату экс-спикера Верховной Рады.

Если это была образцово-показательная акция в назидание тем, кто возжелает не платить «по-хорошему», то объект выбран не очень удачно. «Наезд» на судно под флагом государства-члена ЕС может иметь более серьезные последствия, чем подобная акция в отношении Панамы или Либерии.

…Даже странно, что об этой несомненной дикости украинских властей до сих пор не сообщили российские телеканалы. Очевидно, «старший» брат понял, что «младшенький» в чем-то его обскакал – «на пути в Европу».

Александр АРБУЗОВ

Категория: Секреты Януковича и ПР | Просмотров: 1240 | Добавил: anubis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика