Главная » 2013 Апрель 30 » Разжижение «проФФесиональных» мозгов
21:01 Разжижение «проФФесиональных» мозгов | |
Не будем повторять пережеванную историю о том, как Каськив подписал «контракт» с «испанским лыжником», а Азаров перед телекамерами организовал помпезное «сваривание первого шва», а реально – двух труб, идущих из ниоткуда в никуда. Теперь очередная новость: Госагенство по инвестициям Украины и компания Excelerate Energy 16 апреля в Хьюстоне заключили соглашение о подготовке инженерных работ по размещению морской платформы для LNG-терминала в акватории порта Южный. Будем надеяться, что это соглашение уж с настоящей фирмой, специализирующейся в указанной сфере, а не очередной «лыжник». Но возникает вопрос: а есть ли вообще перспективы получения Украиной сжиженного газа, являющегося реальной альтернативой монополистическому самодурству российского «Газпрома»? Ведь буквально недавно премьер Азаров публично отказался от сжиженного газа вообще в угоду то ли «Газпрому», то ли афере «Семьи» Януковича со сланцевым газом. Правда, Азаров имел в виду, прежде всего, поставки топлива из Азербайджана: «Что означает для нас получать газ из Азербайджана? Надо либо прокачивать его по газопроводам через территорию России, либо строить один завод по сжижению газа, второй — по разжижению и закупать танкеры для перевозки. Это громаднейшие затраты». Напомним, что Азербайджан планирует в 2019 году начать поставки в Европу газа с каспийского газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз» и готов часть топлива продавать Украине, но при условии, что Украина сама решит вопрос о подключении к Трансанатолийскому газопроводу, по которому будут прокачиваться основные объемы газа, либо создаст перевалочную базу в виде завода по сжижению в Грузии, завода по разжижению в Украине, обеспечив танкерный флот для поставок по Черному морю. Здесь Азаров где-то прав, поскольку создавать указанную инфраструктуру только для того, чтобы обеспечить поставку 3-5-7 млрд кубов газа в год из Азербайджана – это непозволительная роскошь. Больших объемов Азербайджан не обещает. К тому же, ожидается, что азербайджанский газ по цене будет мало отличаться от российского. Тем более, что Азербайджан традиционно ориентируется на Турцию, которая стремится сконцентрировать в своих руках поставки в Европу в обход России и Украины азиатского газа из Азербайджана, Туркменистана, возможно даже Ирана и Ирака через активно достраиваемый Транснатолийский газопровод. Но ведь проект терминала по приему сжиженного газа изначально ориентировался не только на Азербайджан. Речь шла о поставках сжиженного газа мировыми поставщиками, прежде всего Катаром. Танкерный флот для этого в мире существует, и Украине достаточно заключать контракты с поставкой в Южный. В связи со сланцевым бумом, в мире образовался избыток сжиженного газа. Это дает возможность закупать топливо по ценам намного более низким по сравнению с российскими. Но власть Украины должна была оперативно на государственные деньги создать необходимую инфраструктуру. Цена вопроса – примерно $1 млрд, что не так уж много для энергетической независимости страны. На пути поставок сжиженного газа из Катара, напомним, встала Турция, не позволяющая проход танкеров через проливы. Но во-первых, она формально не имеет права перекрывать проливы. Во-вторых, следует апеллировать к Европейскому энергосообществу, членом которого является Украина. Наконец, в-третьих, власть Украины должна была договариваться с турками, вовлекая их в проект их: ведь нигде в Европе нет газохранилищ, подобных украинским, объемом свыше 30 млрд кубов, и закупая весной и летом, во время низкого спроса сжиженный газ по низким ценам, можно не только обеспечить себя топливом, но и получать хорошую прибыль на перепродажи зимой, а турки, войдя в этот проект, могли бы иметь неплохой «калым». Показателен пример Польши и Литвы, которые строят LNG-терминалы на Балтике, чтобы обеспечить независимость от российской монополии. На что же рассчитывает Азаров? Здесь интересно… Азаров более перспективными считает поставки по суше российского газа, а также азиатского газа по российской трубе! Он вспомнил, что когда был подписан договор о свободной торговле в рамках СНГ, страны договорились о доступе к единой транспортной системе, в том числе и трубопроводной. «Хотя переговоры до сих пор не могут начаться, когда они начнутся, мы будем оговаривать возможность прямой покупки газа», — заявил Азаров. Но ведь очевидно, что Россия никогда не согласится на пропуск в Украину азиатского газа, если этого не сумел добиться Казахстан – член Таможенного союза! Рассуждения Азарова были расценены как оправдание переговоров о создании между Украиной и Россией двустороннего консорциума по управлению украинской ГТС, но переговоры провалились. Есть и коррупционная сторона проблемы. По информации СМИ, в Министерстве энергетики и угольной промышленности считают, что создание инфраструктуры по приему сжиженного газа нерентабельно, и за эти деньги лучше повысить добычу в Украине в ближайшие годы на 10-15 млрд кубов в год. Звучит красиво, но верится с трудом: за годы независимости Украина не может выйти даже на те объемы внутренней добычи, которые она имела в советское время. Но главное в другом. Минэнерго, как известно, возглавляет «семейный» Эдик Ставицкий. Его связывают с некоей фирмой «СПК-Геосервис», принимающей участие в афере со сланцевым газом. Что и когда из этой аферы выйдет, будет ли сланцевый газ вообще и по какой цене – пока никому неведомо. Но похороны поставок сжиженного газа могут означать зачистку реальных конкурентов фирмы «Шелл» и «Семьи», которая хочет разжиреть на сланцевом газе. Словом, обычная коррупция… Итак, наряду со внутренней добычей, поставки сжиженного газа являются реальной перспективой энергетической независимости Украины и получения ею топлива по приемлемым ценам. Если находящиеся у власти «проФФесионалы» этого не понимают, то им нельзя доверять не только управление страной, но даже Енакиевской автобазой! Александр КАРПЕЦ
| |
|
Всего комментариев: 0 | |