Главная » 2013 Июнь 10 » Народные миллиарды для авиационного дерибана
20:13 Народные миллиарды для авиационного дерибана | |
Ярчайшими образчиками последних могут служить скандальные поезда «Хюндай», никому не нужный стадион во Львове, который готовят к демонтажу, пустующие международные терминалы в аэропортах Харькова, Донецка и даже в Борисполе. Но видимо, существующих терминалов стоимостью в десятки и сотни миллионов долларов кое-кому из властной «элиты» показалось мало, поэтому правительство озаботилось государственной программой развития аэропортов на 10 лет, то есть до 2023 года. Разработанная Мининфраструктуры концепция госпрограммы была рассмотрена и принята на заседании Кабмина 22 мая. Вообще-то, концепция эта была принята еще в ноябре 2012 года, но тогда ее… не приняли. Дело в том, что экс-министр Колесников внес ее на рассмотрение Кабмина с присущей ему беспардонностью – не согласовав с другими ведомствами. Поскольку такому «уважаемому человеку», как Колесников, отказывать нельзя, концепцию приняли с условием, что в течение недели ее доработают, в том числе согласуют, с кем и как положено. Неделя растянулась на полгода. Программа предусматривает вложение государственных средств в сумме 13,5 млрд гривен. Из них 11,5 млрд заплатит госбюджет, 2 млрд грн – местные бюджеты. Частные инвестиции оцениваются в скромные 4 млрд грн за 10 лет. Конечная цель – доведение пассажиропотока аэропортов Украины до 28,7 млн чел. в 2023 году, что в 2,3 раза больше, чем в 2011 году. Сие «планов громадье» выглядит сомнительно, поскольку предыдущая аналогичная концепция образца 2008 года предполагала, что к 2020 году количество пассажиров превысит 70 млн чел. Обратим внимание, что в 2011 году эта цифра не достигала 12,5 млн чел., данных по 2012 году пока нет, и возможно а прошлом году за счет Евро-2012 пассажиропоток был несколько выше, но беспросветная бедность наших граждан не позволяет надеяться, что они станут массово летать самолетами. Разговоры о выходе на рынок внутренних и международных авиаперевозок Украины «лоу-костеров», цены на перелеты которых будут сравнимы с ценами на железнодорожный и автотранспорт, вот уже много лет остаются разговорами: рынок монополизирован олигархами, удерживающими высокие тарифы. Концепция предполагает также, что к 2023 году доля доходов аэропортов от неавиационной деятельности, например, от общественного питания, торговли, транспорта и т.д., достигнет 60% выручки, что существенно увеличит окупаемость инвестиций. Эти прожекты также весьма сомнительны, поскольку в 2011 году неавиационные услуги в самом «крутом» аэропорту «Борисполь» составили менее 20% выручки. Таким образом, окупаемость затеи вызывает, как минимум, скепсис. В то же время, документ предусматривает следующие мероприятия: – в течение 10 лет за средства бюджета будут модернизированы не только крупные аэропортовые комплексы, но и небольшие аэропорты, например, в Виннице и Одессе; – в модернизации инфраструктуры, например, терминалов, питания (кейтеринга) и объектов неавиационной деятельности, будет участвовать частный бизнес, который также будет модернизировать небольшие аэродромы, используемые для нужд авиационной промышленности и спортивной авиации, например, «Киев/Антонов-1», «Джанкой», «Чайка»; – пассажирские и грузовые терминалы будут переданы в концессию и аренду частным структурам; – и главное, ради чего, похоже, все и затевается – основные аэропорты, например, «Борисполь», «Киев», «Донецк», «Одесса», «Харьков» и «Симферополь», могут стать частными, а вот аэродромы и взлетно-посадочные полосы, которые находятся в коммунальной собственности, планируется там же и оставить. Следует отметить, что предыдущая невыполненная концепция предполагала, что крупные аэропорты должны оставаться в государственной собственности. Новая программа предусматривает их передачу в частные руки, по сути, дерибан стратегических объектов. К тому же концепция предусматривает госфинансирование аэропортов, в состав которых входят объекты, находящиеся в частной собственности, но документ не содержит никаких норм о компенсациях бюджету со стороны бизнеса. Иезуитская норма новой концепции о том, чтобы коммунальные аэропорты оставить в собственности громад, очевидно, продиктована тем, что из коммунальной собственности их легче украсть. Ярким примером служит киевский аэропорт «Жуляны»: сначала его передали из государственной собственности в коммунальную, затем в ходе подготовки к Евро-2012 и в процессе бурной деятельности «молодой команды» Черновецкого в аэропорт были влиты большие бюджетные деньги, но сам он контролируется частным бизнесом. Эта эту тему, кстати, уже имеется скандал, который всячески стараются притушить. Судьбу «Жулян» разделили аэропорты «Донецк» и «Харьков». При подготовке к Евро-2012 в них были также влиты большие государственные средства под обязательство органов местного самоуправления вернуть объекты аэродромов и взлетно-посадочные полосы после завершения Евро-2012 в государственную собственность. Но это до сих пор не сделано. Готовят к дерибану?.. В ходе обсуждения концепции выяснилось, что аэропорт «Борисполь» – оказывается! – власть собирается передать в концессию. Но не смотря на это, в аэропорт планируется вложить 2,7 млрд грн. Вопрос о компенсациях стыдливо замалчивается… Словом, налицо покушение на коррупцию в государственном масштабе и попытка ее узаконить путем разного рода «концепций». Комментируя ситуацию вокруг так называемой модернизации аэропортов, народный депутат от партии «Батьківщина» Александр Бригинец обратил внимание, что к Евро-2012 года огромные деньги уже были вложены в аэропортовую инфраструктуру, но сейчас эти объекты пустуют. Это касается аэропортов «Жуляны», «Одесса», «Харьков», где Александр Бригинец, по его словам, лично наблюдал почти полное отсутствие пассажиров. Нардеп подчеркнул, что отрасль действительно требует модернизации, но начинать ее следует вовсе не с «закапывания» миллиардов в аэропорты с явной целью дерибана этих денег. Следует создать условия, при которых стоимость билетов станет доступной для среднестатистического гражданина Украины. Бригинец обратил внимание на тот факт, что в Европе стоимость авиаперелета часто исчисляется в десятках евро, то в Украине цены на билеты в разы выше. Важное значение имеет рост благосостояния людей, чтобы они могли себе позволить летать самолетами. Депутата возмущает «жлобство» власти и действующих в Украине авиаперевозчиков, которые с каждого из немногочисленных пассажиров стремятся «сорвать по максимуму». Бригинец приводит пример «Грузинских авиалиний», предлагающих намного более доступные, по сравнению с нашими перевозчиками, расценки на свои услуги. По мнению депутата, вкладывать средства в расширение аэропортов можно будет только тогда, когда крупные порты будут заполнены. Развивать региональные аэропорты, например, в Чернигове, Житомире, Виннице, Кировограде имеет смысл только тогда, когда крупные порты Киева, Донецка, Харькова будут заполнены пассажирами и воздушными судами. Нардеп Александр Бригинец убежден, что без резкого увеличения пассажиропотока и соответствующих мер, направленных на это, любые вложения в аэропорты огромных средств будут ничем иным, как пустой тратой денег с явно коррупционными целями. | |
|
Всего комментариев: 0 | |