Главная » 2013 » Июнь » 18 » Коррупционный шлагбаум на пути в безвизовое будущее
22:16 Коррупционный шлагбаум на пути в безвизовое будущее | |
![]() Причиной для столь скептических прогнозов стал отчет Группы государств по борьбе с коррупцией (GRECO) Совета Европы, опубликованный в мае нынешнего года. В документе отмечено, что за последний год с февраля 2012 по март 2013 года Украина достигла минимального прогресса в борьбе с коррупцией. Деятельность с этой сфере просто имитируется, в чем Страсбург фактически прямо обвиняет Украину. В отчете GRECO отмечается, что власть Украины проводит противоречащие друг другу мероприятия, которые не получают продолжения и не дают реального результата. Например, формально выполнены рекомендации Совета Европы о разработке при участии гражданского общества этического кодекса госслужащих, а также государственной программы по предотвращению и противодействию коррупции. Но в СМИ появилась информация, что в рамках выполнения этих рекомендаций общественный мониторинг для Минюста Украины проводился некоей общественной организацией «Всеукраинской специальной коллегией по борьбе с коррупцией и организованной преступностью», которая на самом деле якобы подконтрольна власти. И хотя представители этой организации подобные обвинения опровергают, но в Европе подобная информация доверие к Украине отнюдь не увеличивает Определенные шаги все же делаются. Как уже сообщалось, в рамках выполнения обязательств Украины по ПДВЛ парламент принял Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации государственной антикоррупционной политики». Важнейшими положениями документа стали нормы о придании гласности имен чиновников, совершивших коррупционные деяния, а также расширения перечня близких лиц чиновников, имущественное положение которых будет контролироваться в антикоррупционных целях. Кроме того, недавно принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно выполнения плана действий по либерализации Европейским союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц)». Суть этого норматива состоит в следующем: если раньше уголовная ответственность распространялась только на физических лиц, например, на руководителя или представителя юридического лица, а само юрлицо было невозможно привлечь к ответственности, то теперь обвинение в уголовном преступлении может быть предъявлено и юридическому лицу, например, если преступление осуществляется с помощью имущества субъекта хозяйствования. Комментируя принятие этого закона народный депутат от партии УДАР, глава профильного комитета парламента по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Виктор Чумак заявил, что это последний законопроект из четырех антикоррупционных законов, необходимых для выполнения ПДВЛ. Но оптимизм уважаемого депутата вызывает сомнения. Одним из важнейших недостатков в Страсбурге считают затягивание в Украине реформы административного судопроизводства, а самое главное – вопиющие проблемы с независимостью украинских судов вообще. Здесь, как говорится, и крыть нечем. Большое раздражение в Европе вызывает фактическое невыполнение Украиной пункта рекомендаций Совета Европы о создании независимого органа по надзору за реализацией национальной антикоррупционной стратегии. В 2010 году такой орган был создан в виде Национально антикоррупционного комитета при Януковиче. Но орган фактически бездействует, за что неоднократно подвергался критике. В последний раз он собирался в сентябре 2011 года. Но главное в другом: в GRECO высказывают сомнение, что этот орган является независимым, поскольку его возглавляет Янукович и все его члены назначаются им же. Чтобы решить проблему, оппозиция внесла в парламент законопроект «О Национальном антикоррупционном бюро». Документ предусматривал создание Национальное антикоррупционное бюро на базе специальных подразделений по борьбе с коррупцией СБУ, МВД, а также подразделений внутренней безопасности органов власти. В его задачи входила борьба с коррупцией и должностными преступлениями, для чего ее предлагалось наделить правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, а руководитель должен назначаться Верховной Радой. Но как уже сообщалось, законопроект был провален провластным большинством парламента. А время идет. В рамках первой стадии ПДВЛ Украина должна до конца июня подать в Еврокомиссию отчет о выполнении плана мероприятий. Без создания реального, а не бутафорского органа по борьбе с коррупцией, Еврокомиссия, скорее всего, признает прогресс недостаточным. Времени на выполнение указанной задачи практически не осталось. А главное состоит в том, что, не смотря на указанные телодвижения, реально коррупция в стране процветает, и самые главные коррупционеры находятся на самой вершине власти – достаточно вспомнить хотя бы «Семью». Наконец, прежде всего, победа над коррупцией в стране нужна не столько Европе, сколько гражданам Украины. Ну, а безвизовый режим с Европой пока что, к сожалению, представляется утопией… | |
|
Всего комментариев: 0 | |