Главная » 2013 Август 28 » Рецепт развала разведки
04:26 Рецепт развала разведки | |
Таким образом, СВР Украины рвется получить монополию на разведывательную деятельность в Украине, что позволит полностью контролировать поступающую руководству державы развединформацию, и не иметь никаких конкурентов в стране. Такую роскошь не мог позволить себе даже всемогущий КГБ в СССР – для формирования системы сдержек и противовесов, а также для создания здоровой конкуренции в разведывательном сообществе государства, как известно, советское руководство лелеяло одновременно две мощнейшие структуры – непосредственно КГБ, а также Главное разведывательное управление (ГРУ) при военном ведомстве. И это не говоря уже о западных демократиях, где разделение функций и полномочий разведывательных структур, а равно и их конкуренция давно является непреложной нормой при организации деятельности спецслужб. Ведь уже сам факт полного контроля поступающей руководству страны разведывательной информации создает опасную ситуацию: глава такой спецслужбы де-факто может управлять действиями первых лиц державы. Насколько это вяжется с принципами демократии, и насколько попахивает попыткой «тихого» силового переворота – понятно каждому. Но украинской СВР, судя по всему, мировой опыт нипочем. Впрочем, как и свой собственный. Концептуальный бред Ведь возникшая в недрах СВР идея не нова, и овладевает разумом главы этой службы Григория Ильяшова достаточно давно. Предыдущая его попытка провернуть этот финт с созданием разведывательной сверхструктуры на базе возглавляемого им ведомства провалилась всего три месяца назад, когда на заседании СНБОУ «прокатили» подготовленную СВР Концепцию реформирования правоохранительных органов. У Ильяшова этот документ готовили в обстановке строжайшей секретности – по крайней мере, с заинтересованными ведомствами (кроме СБУ, но о ее роли ниже) он не согласовывался. То есть господин Ильяшов уже сейчас считает себя единственным и неповторимым вершителем судьбы не только украинского разведывательного сообщества, но и правоохранителей, которому просто не интересно мнение коллег из иных структур, хотя речь идет именно об их дальнейших перспективах. Что там заикаться об основах гражданского контроля над силовыми структурами, процесс реформирования которых глава СВР пытается сделать полностью непрозрачным. История с созданием Концепция реформирования правоохранительных органов сама по себе выглядит бестолково состряпанным детективом. В частности, не совсем понятно, к чему СВР вообще взялась за этот документ – думается, в Украине есть структуры, более компетентные в вопросах функционирования правоохранительных органов, нежели внешняя разведка. Тем не менее, у Ильяшова родили целый ряд предложений, поражающих размахом и некомпетентностью. Например, в СВР, не удосужившись хотя бы на досуге полистать ныне Уголовный кодекс (или, по крайней мере, вникнуть в смысл написанного), предложили создать Государственное бюро расследований – но не в виде предусмотренной УК отдельной подобной структуры для досудебного расследования уголовных преступлений, совершенных должностными лицами, а структуру с тем же названием и функциями... в составе СБУ. Понятно, что создание такого структурного подразделения, призванного бороться с коррупцией в высших эшелонах исполнительной и судебной власти, резко повысило бы политический вес СБУ, а потому Служба безопасности Украины рьяно поддержала фантазии Ильяшова. Причем эта идея так понравилась контрразведчикам, что, по нашим данным, они уже выразили заодно и полную поддержку нового законопроекта СВР о создании «разведывательного монстра». Еще одним финтом ушами в СВР с помощью своей Концепции попытались «реформировать» МВД. В частности, проект Концепции предусматривал создания некоего Следственного комитета МВД Украины для проведения досудебного расследования уголовных преступлений широкого спектра – вплоть до нарушений налогового законодательства. В дальнейшем, по задумке Ильяшова, этот комитет должен был выйти из состава МВД и стать просто Следственным комитетом Украины – отдельной структурой, куда бы вошли, кроме следственных подразделений МВД, также аналогичные подразделения СБУ и прокуратуры. То, что действующим законодательством, включая упомянутый Уголовный кодекс, существование всяких там «следственных комитетов» просто не предусмотрено, Ильяшова не смутило. Как и тот факт, что это противоречит все той же мировой практике: в цивилизованных странах давно признано, что досудебное расследование уголовных правонарушений, в зависимости от их характера, соответственно следователями органов внутренних дел, безопасности, налоговыми службами или прокуратуры намного более эффективно, чем расследование всех уголовных правонарушений одним следственным органом. Кроме того, создание таких единых структур, как показывает опыт, не влияет на успешность борьбы с преступностью, но требует огромных дополнительных бюджетных средств. А кроме того, создает просто шикарную почву для процветания коррупции. «Чудо-писатели» из внешней разведки Но основной смысл фантазий руководства Службы внешней разведки сводится все же к реализации упомянутой идеи создания «монстра» на базе СВР. В проект своей Концепции глава внешней разведки впервые вложил эту сомнительную идею – лишить Госпогранслужбу разведки, а заодно обкорнать ГУР МО, и взять их под свой контроль, дабы почувствовать себя наконец великим вершителем судьбы державы. Выше мы упрекнули руководство СВР в том, что, взявшись за «реформирование» правоохранительных органов, оно не удосужилось изучить правовую базу относительно их деятельности. Как показали предложения СВР по разведке, Ильяшов со своими писателями-законотворцами не знает и тех законов, которые регулируют деятельность разведывательного сообщества, включая саму СВР. В частности, базовый Закон Украины «О разведывательных органах Украины» гласит, что на разведывательные органы нашей державы возлагаются задачи по добыванию, аналитической обработке и предоставлению Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины и руководству других органов государственной власти разведывательной информации. Основополагающий принцип при этом - независимость и оперативность разведывательных структур. Это – основной принцип обеспечения безопасности и обороны Украины, благодаря которому сводится до минимума возможность предоставления первым лицам «выборочной» или недостоверной информации, а то и откровенной «дезы». Именно поэтому Закон Украины разграничивает сферу деятельности структур разведки в державе. Стоит также понять, о слиянии каких именно структур идет речь. Так, разведка Госпогранслужбы – это глаза и уши наших пограничников, позволяющие бороться с потоками нелегальных мигрантов и контрабанды, и вообще контролировать госграницу. Ведь последняя уже давно не «на замке», как было в советские времена, и возле каждого погранстолба не стоит бравый солдат ПВ с верным псом Алым. В европейских странах в таких условиях именно разведка профильных служб позволяет контролировать государственную границу и приграничные территории, не раздувая штаты до невообразимых размеров. Если же эти разведывательные структуры переподчинить другому ведомству, то о какой оперативности можно будет говорить? Сложится анекдотичная ситуация: мозг и руки – в одном ведомстве, глаза и уши – в другом. Последствия легко предсказуемы. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это понять. По логике нынешнего реформирования правоохранительных органов, как известно, Госпогранслужба Украины перешла в подчинение МВД – пока в виде «кураторства», а в перспективе – как структурное формирование в составе Министерства внутренних дел. Это вполне соответствует европейской практике. Но и в этом случае, как показывает опыт, куда разумнее подчинять «пограничную» разведку главе этой службы, а не сливать ее с разведывательными структурами МВД. В СВР же ее предлагают и вовсе изъять, подчинив себе, любимым. Полный идиотизм этого пути в свое время испытали на себе разведчики иного ведомства – военного, о которых также идет речь в фантазиях руководства СВР. Как известно, на заре СССР существовала схема разведывательного сообщества, по которой внешней разведкой занималась ВЧК, которая должна была заодно удовлетворять потребности армии в развединформации (Региструпр, разведывательная структура Полевого штаба РККА, поначалу не занималось стратегической разведкой). Очень скоро стало ясным, что не может военное руководство составлять планы войны, оперативно принимать важнейшие решения и руководить войсками, не контролируя добывание развединформации стратегического уровня, и каждый раз бегая на поклон в соседнее ведомство. Таким образом и был сделан важный шаг по созданию полноценной военной разведки, которая объединяла в себе стратегическую и войсковую разведки, трансформировавшись в конечном итоге в легендарное ГРУ. Позже советское руководство убедилось в том, что создание конкуренции в сфере стратегической разведки между ГРУ и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-КГБ – важный фактор эффективности разведывательного сообщества страны. По тому же пути шли и идут и другие страны мира. Существование военной разведки наряду с иными разведывательными структурами сегодня стало нормой для абсолютного большинства держав – количество стран, в которых нет военной разведки, можно сосчитать на пальцах. Для Украины же существование эффективного разведывательного сообщества имеет сегодня огромное значение еще ив связи с провозглашенной руководством державы внеблоковостью – как известно, в сегодняшнем мире именно разведка вкупе с дипломатией позволяет обнаружить и нейтрализовать львиную часть возникающих вызовов и угроз. К слову, в Украине на законодательном уровне для ГУР МО определены шесть сфер деятельности, которые касаются подготовки государства к обороне, обеспечения готовности Вооруженных Сил Украины к обороне государства, выявления угрозы применения вооруженной силы против Украины и информационного обеспечения руководства державы. И все эти сферы являются «вотчиной» исключительно военной разведки. Не забудем и тот факт, что аппараты военных атташе (а это де-факто – легальные резиденты военной разведки за рубежом) являются представителями Министра обороны Украины в странах пребывания, и их переподчинение СВР было бы попросту невозможным. Но в СВР далеки от всех этих высоких материй. Перед руководством службы видится одна цель – подмять под себя все разведывательное сообщество и создать иллюзию собственного величия. На здравый смысл ему плевать. Тень великого реформатора Конечно, неизбежно возникает вопрос: как же руководству СВР удалось протащить свою доморощенную Концепцию реформирования правоохранительных органов до уровня СНБО? То, что ее «зарубили» - прекрасно, но ведь кто-то пролоббировал этот проект с тем, чтобы он без всяких согласований с заинтересованными структурами попал на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны? Такой человек, конечно же, есть. Именно с его подписью проект Концепции прошел Аппарат СНБОУ и отправился на экспертизу в Генеральную прокуратуру Украины. Это заместитель секретаря СНБОУ Владимир Сивкович, который и ранее рвался реформировать спецслужбы Украины, но его вовремя отвлекли. Имеется в виду проект Концепцию реформирования правоохранительных органов (до боли знакомое название, не так ли?), которую Сивкович, будучи народным депутатом от ПР, подал на рассмотрение Верховной Рады в декабре 2009 года. В пояснительной записке к своему творению Сивкович утверждал, что предложенная им реформа направлена на «четкое размежевание полномочий должностных лиц путем недопущения их дублирования». «Вследствие реформы в Украине будут ликвидированы Служба внешней разведки, Служба безопасности, Управление государственной охраны, Министерство чрезвычайных ситуаций, Государственная пограничная служба, налоговая милиция, а также спецподразделения по борьбе с организованной преступностью при Министерстве внутренних дел, СБУ и других государственных органах», – говорилось в документе. В случае проведения реформы, инициированной Сивковичем, система правоохранительных органов выглядела бы следующим образом: Национальная служба безопасности Украины, частью которой должны были стать «внешняя разведка, служба госбезопасности и государственная служба охраны», Национальная служба расследований, МВД из «национальной милиции, специальной милиции, миграционной службы и пограничной милиции», прокуратура Украины и Государственная уголовно-исполнительная служба. Интересно, что тогда инициатива Сивковича была явно направлена на противодействие «оранжевой» власти. Однако дураку понятно, что, создав придуманную им Национальную службу безопасности Украины, можно было разве что бросить все ростки демократии в стране под траки новосозданного монстра из мира спецслужб, о котором сейчас (правда, немного в другом виде) мечтает глава СВР Ильяшов. После победы Януковича Сивкович как-то отвлекся от темы силовых структур, хотя и был назначен профильным «силовым» вице-премьер-министром. При его вице-премьерстве в армии прекратилась боевая подготовка и решение социальных проблем, в милиции и налоговой начал расцветать полный «правовой беспредел», СБУ окончательно и бесповоротно стала послушным инструментом политических игрищ. Сивковича все это не интересовало. Но когда его турнули с вице-премьера как человека Клюева вниз, на должность зама секретаря СНБО, он опять взялся за старую благодатную тему – теперь в союзе с главой СВР. Кстати, непонятно, когда Сивкович находит время для своих интриг – ведь, судя по громким скандалам вокруг его имени, у этого господина нынче кипит активность на ином фронте. Вот в конце прошлого года Сивкович-младший продал в СНБО, где замом работает его отец, автомобилей на 2,5 млн грн. Скандал получился громким: пока власть кричала об экономическом кризисе в стране, СНБОУ закупало машины с двухзонным климат-контролем, ионизатором-ароматизатором воздуха, массажным сиденьем водителя с электрорегулировкой и функцией автозапоминания, обогревом сидений, C-box, Bluetooth и пр. (сообщивший об этом «Вестник государственных закупок» «забыл» упомянуть марку машин, но уж явно не производства ЗАЗа). На фоне разгоревшегося скандала секретарь СНБО Андрей Клюев был выгужден отменил проведенный тендер, и пригрозил: «Я подписал распоряжение отменить этот тендер и уволить тех людей, которые допустили это». Правда, о наказании виновных так ничего и не сообщалось. А вот в мае 2013 г бизнесмен Константин Кагаловский обвинил уже и самого папашу - заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны, экс-вице-премьер-министра Владимира Сивковича в организации рейдерского захвата ООО «ТРК ТелеРадиоСвит» (ТВі). «Зная Княжицкого, я также понимал, что сам он такой сложной комбинации (рейдерского захвата ТВі) придумать не мог... Я думаю, (это сделал) еще один мой друг - Володя Сивкович... И это как раз в его стиле... Кроме того, сколько я их с Княжицким знаю, Сивкович всегда психологически "вел" Княжицкого... В советские времена так могли выглядеть отношения кагебешного куратора и агента", - заявил Кагаловский, явно намекая на КГБэшное прошлое Сивковича . Но скандалы скандалами, а реформирование разведки увлекло Сивковича никак не меньше различных махинаций. С его подачи и за его подписью проект подготовленной Ильяшовым Концепции и отправился «на высшее согласование» в Генпрокуратуру Украины, которая не имеет никакого отношения к разведывательному сообществу. Но причем здесь ГПУ? Замысел Ильяшова и Сивковича очевиден: именно для того, чтобы получить согласие далекой от разведки (но весьма влиятельной) структуры, руководству СВР и понадобилась затея с «реформированием» правоохранительных органов. Чтобы под этим соусом «раздерибанить» разведку, не упомянув ее даже в названии своей Концепции. Однако Ильяшов с Сивковичем просчитались. В ГПУ, может быть, не сильно разбираются в вопросах разведки, но «параллельная» затея со Следственным комитетом Украины, которому бы отошли подразделения прокуратуры, генпрокурору явно не пришлась по вкусу. В итоге ГПУ назвала предложенную Концепцией реформу «нецелесообразной и административно неоправданной». А сам Сивкович после такого заключения сидел на заседании СНБО, на котором рассматривался проект этого документа, как таракан за печкой – тихо и скромно, ничем не объясняя свои лоббистские усилия по продвижению детища Ильяшова. К слову, его почему-то никто и не спросил о том, с чего бы вдруг зам секретаря СНБО так горячо поддерживал подобные маразматические фантазии. Когда в Минюсте – свои люди А спросить явно стоило. Ведь суть всей этой истории в том, что за полтора года перед президентскими выборами в Украине некие граждане в лице главы разведслужбы и представителя руководства Совета национальной безопасности и обороны пытаются создать структуру разведывательного сообщества страны, при котором они могут полностью контролировать все потоки разведывательной информации, которую получают первые лица государства. И происходит это в момент, когда Украина является мишенью внешнего влияния и объектом мощных внешнеполитических процессов, связанных с ее отношениями с Евросоюзом с одной стороны, и Россией с Таможенным союзом – с другой. Не надо быть великим дипломатом, чтобы понимать: в этих условиях один неверный шаг украинского руководства может означать полный внешнеполитический, а затем и внутриполитический провал нынешней власти. У которой и без того проблем в этом плане – выше крыши. В то время, как только получение оперативной и объективной информации позволяет ориентироваться в ситуации и принимать решения. И Бог с ними, Януковичем и его компанией, – речь идет о судьбе державы, как ни громко это звучит. Мотивы главы СВР, при всей его недальновидности, мы понять все же можем. В условиях, когда возглавляемая им внешняя разведка не демонстрирует своей эффективности, придать себе атмосферу значимости – весьма нужное дело. Понятно, что до судьбы разведывательного сообщества державы ему нет дела, ведь по сути предлагаемые им «реформы» - это рецепт развала всего разведывательного сообщества Украины. Но тут для него важнее хотя бы на миг почувствовать себя государственным мужем и великим разведчиком. Мелко и мелочно, но понятно. Но что движет заместителем секретаря СНБО? Это еще большой вопрос. И при прошлой власти, и при нынешней он неуклонно стремится развалить одним махом все украинские спецслужбы (а заодно и правоохранительную систему), создав на их основе какого-то чудовищного мутанта. Возможно, Сивкович лелеет надежду на реванш и возвращение его «боссу» Клюеву былых позиции во власти, а для себя самого – возвращение на должность «силового» вице-премьера, но уже в новом качестве, как куратора упомянутого монстра. Как знать. Но факт в том, что после первого провала с Концепцией реформирования правоохранительных органов, данные господа никак не уймутся, готовя законопроект на все ту же тему. Как будет проталкиваться новое детище – пока не известно. Но, возможно, к делу будет подключена супруга Ильяшова - Елена Лукаш. Ведь ее назначение месяц назад министром юстиции решает очень важную для «реформаторов» задачу – теперь можно не притягивать за уши разные структуры вроде Генпрокуратуры, а получить заключение о соответствии законопроекта законодательству непосредственно от Минюста. Редкая удача! То, что данные бредовые фантазии не выносятся на широкое обсуждение, и даже не согласовываются с профильными структурами, опять никого не интересует. Как и то, что на карте – безопасность Украины... | |
|
Всего комментариев: 0 | |