Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Понедельник, 20.05.2024
Главная » Статьи » Секреты Истории

ЗАПРЕЩЕННЫЙ КНЯЗЬ
ЗАПРЕЩЕННЫЙ КНЯЗЬ 

Мы получили необычное письмо: 

«Зовут меня Михаил Асташенко (Мiхась Асташэнка). Мы вместе с Юрием Бошко за последнее десятилетие собрали и создали музыкальный коллектив «Бела Росы», ныне переименованный в группу «Князь Чародей». Основой нашего творчества является беларуская история и литература. В работу мы берем произведения беларуской поэтической классики. 

Первоначальное имя было придумано и предложено полоцким поэтом Андреем Манжурой, но осенью прошлого 2007 года, по настоянию нашего продюсера Александра Свиридова, было принято решение о переименовании, так как коллективов с созвучными именами: «Белые Росы», «Беларусы», «Белоросье» и т.д. – в России и Беларуси десятки. В поисках имени приняли участие все поэты Полоцка, и русско-, и беларускоязычные. Был объявлен конкурс на лучшее название. Из более четырехсот предложений коллектив выбрал «Князь Чародей», как предложила член союза писателей Республики Беларусь – Надежда Солодкая, на стихи которой мы написали несколько песен: «Полацкi кiрмаш», «Марш беларуского войска», «Полоцкая пограничная» и, кстати, сейчас пишем музыку на текст Надежды Салодкой – «Князь Чародей» (текст прилагаем к письму). 

Мы самостоятельно изыскали средства на смену имиджа: название коллектива, костюмы, разработка и создание логотипа, шрифта имени. В общем, все сделали по классическим законам жанра. 

Обновленный коллектив решил представить на суд зрителей во время празднования Дня рождения нашего древнего Полоцка свою концертную программу 29 мая в 18:00 в ДК ОАО «Полоцк-Стекловолокно». Большую помощь в постановке сценической режиссуры нам оказала Вероника Новицкая – художественный руководитель Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь «Премьер-Спонайд». 

На нашу просьбу – представить коллектив в новом качестве, поддержать на первом выступлении и отработать с нами в одном концерте – согласился солист ВИА «Беларуские песняры», Заслуженный артист Республики Беларусь Валерий Дайнеко. Так что все складывалось хорошо: билеты в кассе, афиши по местам, рекламные ролики идут по двум местным телеканалам. 

19 мая, в 16:15, заведующая КСК ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Зоя Красавина сообщила нам, что заместитель председателя горисполкома по социальным вопросам Ильюшенок Николай Сергеевич уведомил ее о том, что в древнем Полоцке коллектива по имени «Князь Чародей» - быть не должно ни в коем случае. 

В этот же день в телефонном разговоре с начальником отдела культуры Ушаком Виктором Николаевичем нам был дан совет: «Быть дипломатичнее и политичнее… Поменяйте имя, напишите, как на памятнике…» 

Последняя фраза навела на мысли о вмешательстве полоцкой православной епархии. 

Дело в том, что в прошлом году на улице Евфросинии Полоцкой торжественно открыли памятник Князю Чародею, но по указанию православного духовенства и под угрозой отказа освящения памятника – имя «Чародей», которым 1000 лет его именует народ, летописи и под которым он прописан в истоках литературы славян «Слово о полку Игореве», - ему было отказано. На памятнике написано: «Вялiкi князь Усяслау Брачыславiч». (Представьте себе афишу – ГРУППА «КНЯЗЬ ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВОВИЧ» - остается добавить только фамилию – УЖАС!) 

В виду взаимного непонимания разговор с чиновниками прекратился, а скандал разрастался. 

Экстренно собрался коллектив, под опальным именем «Князь Чародей», единодушно решивший обратиться в исполком посредством письма, параллельно отправленного в Управление культуры Витебского облисполкома, Министерство культуры Республики Беларусь, Управление по идеологической работе администрации Президента Республики Беларусь (копии всех документов прилагаются). 

У меня, коренного Полочанина во многих поколениях, вопрос: это что? Запрещение беларуского языка, геноцид истории, культуры, который ранее нашему народу пришлось пережить в девятнадцатом и начале двадцатого веков? То есть кому-то не понравилось беларуское слово! «Чародей» - ЗАПРЕТИТЬ. Дальше что? Запретить писать и петь на родном языке? 

Ну, и пошел «пресс». По устному распоряжению ГИК афиши сняли, а также от исполкома поступило распоряжение для всех предприятий – билеты на наш концерт не покупать. КОНЦЕРТ ПРИШЛОСЬ ОТМЕНИТЬ! 

…Уважаемая редакция! Просим дать оценку происходящему на страницах вашей газеты и помочь разобраться в создавшейся ситуации. 

Группа «Князь Чародей» 

Художественный руководитель М. Асташенко, музыкальный руководитель Ю. Бошко» 

* * * 

Помочь музыкальному коллективу мы никак не можем, но вот мнение выскажем. 

Чем же не понравился кому-то полоцкий князь? Откроем энциклопедию «Беларусь» (Минск, 1995, стр. 723): «Всеслав Брачиславич (? – 14.4.1101), князь полоцкий (1044 – 1101). Старался расширить княжество, защищал его самостоятельность. В 1065 напал на Псков, в 1066 захватил Новгород. В Немигской битве 1067 разбит Ярославичами и взят в плен. В 1068 во время восстания в Киеве освобожден повстанцами и 7 месяцев был великим князем киевским. В 1069 его дружина разбита под Новгородом. В 1078 захватил временно Смоленск. За решимость, ум и энергию прозван Чародеем». 

Музыканты пишут, что православное духовенство отказывалось освящать памятник Князю Чародею. Но это – личное дело духовенства: освящать или не освящать, при этом вообще непонятно, с какой стати нужно было этот памятник освящать духовенству РПЦ Москвы? Ведь сей князь – лицо совершенно светское, не духовное. Да и веры он был вовсе не РПЦ Москвы, а РПЦ Киева. То есть ТОЙ ЦЕРКВИ, КОТОРАЯ ЗАТЕМ ПРИНЯЛА УНИАТСТВО. Так что если кто и должен был освящать памятник князю, то священники РПЦ Киева, униаты. И уж никак не представители Московской религии (созданной в 1589 году – через 500 лет после смерти Всеслава), которые к истории Древнего Полоцкого Государства абсолютно никакого отношения не имеют. Разве не странно: церковь молодой московской патриархии (1589) – вдруг освящает памятник князю, жившему в другой стране и во время, когда никакой Москвы вообще не существовало! 

Ясно при этом, что каноны православной веры, по которым жило Полоцкое Государство Всеслава Чародея, - совершенно отличались от поздних канонов Московской веры, где правитель – по ордынской традиции – обожествлялся: ничего этого у нас не было. Это только в Орде-Московии царей Орды, а потом Ивана III, Василия III, Ивана IV, Бориса Годунова – почитали как богоцарей и изображали на фресках как ровню Иисусу. У нас же народ не почитал князей за своих богов, и мало того – назвал Всеслава еще и «Чародеем», то есть неким «колдуном», что одиозно противоречит восторженному московскому представлению о самодержце как «боге». 

С точки зрения национального менталитета беларусов, наш князь вполне мог именоваться «Чародеем», так как беларусы, будучи европейцами, никогда не обожествляли своих правителей (и наша религия никогда этим не занималась). А вот с точки зрения восточного менталитета Орды-Московии (то есть рабского) это кажется «кощунством», так как религиозные установки задают, что правитель должен обожествляться, а название правителя «непотребным» словом «колдун» - вызывающе «портит это святое правило». Так может быть, именно эта «нестыковка менталитетов» кого-то и раздражает? 

И, обращаю внимание, Всеслав был еще и киевским князем – а в России фантастически считают со времен Карамзина и Екатерины II украинских князей Киевской Руси – якобы своими «российскими князьями». Коль в России всех феодалов обожествляли, то обожествлению подлежал и Всеслав как киевский князь. Поэтому не исключаю, что в XIX веке вполне мог появиться некий циркуляр Московской веры, предписывающий запрет на слово «Чародей» в отношении князя Всеслава. И сей циркуляр неким странным путем перекочевал из царской России в век XXI, в независимую от великодержавной России Беларусь, в умы каких-то наших сограждан, которые живут эпохой царизма, а не современностью. 

Как версия – это выглядит вполне возможным, а аргументом может являться знаменитая «Короткая история Беларуси» В.У. Ластовского, изданная в 1910 году в Вильно (то есть при царизме). Рассказ о Всеславе там занимает две страницы (9-10), и НИ РАЗУ автор не использовал сочетание «Всеслав Чародей». Максимум «вольности», которую себе позволил Ластовский, только в одной фразе: «Своим умом, неспокойным характером и славой чародея Всеслав надолго остался в памяти народа; о нем ходили разные сказки-легенды, как о чародее, и некоторые из них попали в рукописные памятники». И все! Лишь эти два раза на двух страницах автор использовал слово «чародей»! Возможно, Ластовский боялся царской религиозной цензуры. Которая как раз всячески искореняла эти «разные сказки-легенды» нашего народа… 

Что касается названия коллектива, то тут уж церковь вообще ни при чем – ибо его-то освещать никто не собирался. Еще в СССР был ВИА «Чародеи» - никому это название не казалось «крамольным»; есть всеми любимая новогодняя комедия «Чародеи» по роману Стругацких. Чем название «Чародеи» так принципиально отличается от «Князь Чародей» - непонятно. Дело, видимо, не в чародействе, а в самом князе, который не нравится кому-то как часть беларуской истории. То есть, вопрос, наверно, гораздо шире – и вовсе не в самом князе. 

Напомню, что беларусы всегда были двух вер: католической и РПЦ Киева (с 1596 – униатской), и никогда не были Московской веры. Но после нашего восстания 1830-31 гг. царь своим указом запрещает в 1839 году нашу униатскую православную веру – с одновременным запретом богослужения на нашем языке и книгоиздания на нем (при этом казаки тысячами сжигали у нас Библии, изданные на беларуском языке). Также, согласно указу, были отняты в РПЦ Москвы все наши храмы, наше духовенство разогнано. В опустевшие храмы царь приказал привезти из России несколько тысяч русских попов. Вот так, в 1839-1840 годах, Беларусь впервые в своей истории «обрела» веру восточного соседа. 

Во время восстания уже 1863-64 гг. генерал-губернатор Муравьев (прозванный нашим народом вешателем) прямо говорил, что одна Московская церковь тут больше сделает в колониальном подавлении беларусов, чем десять российских полков. В XIX веке РПЦ Москвы активно поддерживала жандармскую и великодержавную, беларусофобскую политику царизма. И, возможно, по этой причине оценивает, как кажется, нашу историю вовсе не в национальных интересах нашего народа и государственности Беларуси, а в призме старых царских установок. Ведь традиции сильны. 

Напомню также, что с 1839 и по 1950-е годы под полным запретом был и Франциск Скорина. После царского указа о запрете Беларуской веры 1839 года Скорина стал «врагом» из-за того, что печатал религиозные книги на нашем языке – что запрещалось отныне указом царя. В 1920-30-е сталинизм массово сажал в тюрьмы беларуское студенчество за то, что оно «избрало своим жупелом националиста Скорину». То есть, современник Колумба и первопечатник Беларуси Скорина был объявлен как «жупел буржуазных националистов» и «враг пролетарского беларуского народа», хотя в его время никакой «буржуазии» и «пролетариата» даже в зачатке не было. Это был акт национального геноцида над беларусами, подобный тому, как если бы у русских отняли память об их первопечатнике Иване Федорове. Неизбежно после смерти Сталина беларускому народу «реабилитировали» и вернули Скорину. Но вот церковь, которая с 1839 года, следуя указу царя, отвергала Скорину и вела у нас богослужения не на языке беларуской паствы, а на своем иностранном для паствы языке - сохранила по сей день к Скорине (как себе местной АЛЬТЕРНАТИВЕ) крайне прохладное отношение. Как считается, национальная церковь должна быть хранителем национальных традиций и истории народа. Но к нам, увы, это не относится…
Категория: Секреты Истории | Добавил: anubis (25.04.2010)
Просмотров: 756 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика