Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Суббота, 23.11.2024
Главная » Статьи » Секреты Истории

БЫЛИ ЛИ ЛИТВИНЫ ГУННАМИ?
БЫЛИ ЛИ ЛИТВИНЫ ГУННАМИ? 

Михаил ГОЛДЕНКОВ
«Аналитическая газета «Секретные Исследования» 

Интересная версия беларуского поэта и исследователя Евгения Гучка состоит в том, что древняя Литва, точнее, ее знать, могла быть угро-финского происхождения, пришедшая на территорию Беларуси в годы нашествия гуннов Атиллы, легендарного предводителя финско-венгерско-тюркских предков. 



ОБРЫ 

Е. Гучок обращает внимание, что «несмотря на явную славянификацию литвы к XIII веку имена ее вождей все еще остаются аналогичными гуннскому имени Атиллы и прочим финским именам, оканчивающимися на –ло (-ла): Для сравнения: Атилла – и литвинские Айцвилла, Ягайло, Бибила, Бирыла, Будзила и Радзивил». 

Меня этот вопрос крайне заинтересовал, и я попытался исследователь эту тему. В самом ли деле такое могло быть? 

В пользу версии Е. Гучка говорит вроде бы тот факт, что после того, как готская жена Атиллы отравила этого могущественного предводителя и империя гуннов распалась, какая-то их часть оказалась на территории нынешней Беларуси (пятый век), где этих древних угро-финнов называли обрами. Сохранилась древняя беларуская поговорка «изгибоша яки обры», что означает «сгинули (разбиты), как обры». Если верна эта поговорка, гуннам пришлось нелегко в земле наших предков. И вправду, сохранились легенды, что на месте нынешнего Кобрина – который и получил свое название от обров – гунны-обры разбили свой лагерь, и немало воинов полегло, прежде чем удалось захватить гору (холм), на которой мужественно отбивался их сильный вождь. 

А кто же воевал с гуннами? Видимо, это были ятвяги, которые смешано с кельтами и составляли основное население Западной Беларуси. (Во времена гуннов местное население Беларуси еще не делилось на племена кривичей и ятвягов, а обще именовалось гутами или гепидами. – Прим. Ред.) Если Гучок приводит анализ финских, венгерских и литвинских княжеских имен с окончанием на –ло и –ла, то неплохо сравнить и ятвяжские имена. В русской летописи упоминается ятвяг Гунарев, прибывший в составе киевских послов в Константинополь в 944 году, когда греки в очередной раз откупились от многочисленного войска киевского князя Ингвара (Игоря). 


ЯТВЯГИ 

В имени Гунарев сразу же бросается в глаза скандинавская основа Гуннар и славянское окончание –ев. Гуннар по-скандинавски – это и есть гунн. Однако посмотрим имена других ятвяжских вождей, но не киевских: Скомонд, Юндил, Небри, Стегут Зебрович, Небяст, Комат, Стейкинт, Минтель, Мудейко, Пестило, Шурпа, Шютра, Анкад… 

Имя Пестило кажется вполне созвучно с Ягайло. В именах ятвяжских вождей вновь звучат нотки, как скандинавские (Стегут, Стейкинт, Скомонд), так и вполне беларуские западнобалтские (Мудейко, Пестило, Шурпа, Зебрович). Все эти имена, впрочем, совсем не похожи на летувинские, т.е. жемойтские и аукштайские, оканчивающиеся, как правило, на –ис. 

Это и неудивительно. Ятвяги абсолютно отличались по языку от восточных балтов, не являясь представителями так называемой летто-литовской языковой группы, ибо были западными балтами с именами, вполне созвучными славянским, как и сам ятвяжский язык. 

Если мы дополним к именам ятвягов имена первых литвинских князей - Миндовг, Витень, Войшелк, Ольгерд, Витовт, Ягайло, то они вполне впишутся в мелодику ятвяжского языка. 

(Миндовг был князем Погезании, а сам западнобалтский народ погезан, пограничный с Ятвой, был ближайшим родственником ятвягов, поэтому неудивительно, почему Миндовг спасался от немецко-польской экспансии именно у ятвягов. Имена ятвягов, погезан и дайновичей были схожими, и, очевидно, из этих племен и сложился в середине XIII века этнос литвинов-беларусов, в который позже влились и полоцкие кривичи. – Прим. Ред.) 


КЕЛЬТЫ 

Беларуский автор Урби Орби Кенстут пишет: «Средний белорус мало отличается от среднего русского, но есть в Белоруссии некоторый процент "тутейших" с оригинальной внешностью - брюнеты, больше похожие на кавказцев или евреев. Некоторые авторитетные этнографы считают, что это - потомки ятвягов»… 

Автор с ятвяжским псевдонимом жутко ошибается. Во-первых, средний беларус разительно отличается от среднего русского, ибо только китаец считает, что все европейцы на одно лицо. Средний русский – это финский тип лица (круглолицый), курносый (нос картошкой), со светлыми волосами и глазами. Беларус – это все-таки индоевропеец, а не уралец, с более узким вытянутым черепом, прямым носом и хорошо развитым подбородком и челюстями. Светлорус? И вот тут-то, в самом деле, странно: чем смуглее беларус (чьи предки чистокровные беларусы), тем больше вероятность, что он и есть один из самых древних жителей нашего «синеокого» края. Ибо вовсе не ятвяги имели смуглую кожу и черный волос, а их соседи кельты раки (город Раков), галлы и кимры, жившие по реке Неман, Дрисса, Оресса и др. Исс – по-кельтски значит источник, вода. Все беларуские реки, имеющие окончание –исса, – это реки, названия которым давали кельты. Практически любой беларуский этнограф скажет, что смуглость беларусов идет от кельтов. Ятвяги как раз и были светловолосыми и голубоглазыми, как и все балты, славяне и скандинавы. С ятвягами кельты смешивались – и только так можно объяснить присутствие и у ятвягов темных волос и карих глаз. 

Мне могут возразить: мол, ятвяги были диким языческим народом, откуда, мол, князья и рыцари в этом племени? 


СИЛЬНЫ ЛИ БЫЛИ ЯТВЯГИ? 

Дикий народ… Походы на ятвягов Владимира (983 г.) и Ярослава (1038, 1040 и 1044 гг.) указывают на силу и опасность Ятвы для свободного движения по путям сообщения из Киева в Побужье и Поднестровье. Соседство Ятвы с Польшей и мазурами обнаруживается в восстании Маслава. Память о страшных набегах ятвягов долго сохранялась в нынешних губерниях Люблинской, Седлецкой и Ломжинской. В XIII веке с ятвягами велась опустошительная борьба двух племен — ляхов и карпатских русин Галиции. Ипатьевская летопись не только сохранила нам список вождей и князей ятвяжских, их дворов и градов, но дает некоторое понятие об их быте. Так, в 1279 году ятвяги посылают в Володимер Волынский послов с просьбой спасти их от голода и продать им жито, за что рады дать воску, беличьих шкур, бобров, черных куниц или серебра. Оружие ятвягов для борьбы с волынской ратью было недостаточным: сулицы или метательные дротики не могли противостоять шлемам и щитам, копьям и стрелам. Лютую храбрость вождей ятвягов хвалят летописцы. 

Скомонд, витязь и волхв, «борзый яко зверь», погиб в бою с Волынью, и голова его была воткнута на кол. Когда «Ятвезкии князи измерли и люди без государя мешкали», Наримонт Романович, по словам литвинской летописи, доведавшись об этом, взял их без сопротивления под свою власть, зарубил над рекою Бебрею (Бобр) город Райгрод и стал называться князем Ятвяжским и Доновским или Дейновским (Дайновским, не путать с Доном). 

Любопытно, что Википедия пишет про вышеперечисленные имена ятвягов, что «названия вождей несомненно литовского происхождения». 

Еще раз оговорюсь, что в этих именах нет ровным счетом ничего от того, что Википедия называет «литовским», т.е. летувинским. Зебрович, Мудейко, Пестило… Что в этом жемойтского, аукштайского, т. е. летувинского? 

С ослаблением военных сил ятвяжских князей начинается обращение их в христианство со стороны тевтонского ордена и польских правителей. Ятвяги участвовали в 1259 году в набегах татар на Польшу. Окончательно изгоняются они из пределов Польши в 1264 году, при Болеславе Стыдливом. 

(В дальнейшем ятвяги фигурируют в летописях уже как литвины – наряду с другими нашими племенами (дайновичами, кривичами, летописными радимичами) и мигрантами с Полабья, Поморья и Пруссии (лютичами, лужичанами, погезанами, поморами) – они стали частью этноса беларусов-литвинов, формирование которого началось в XIII веке. Земли Ятвы всегда находились на территории ВКЛ-Беларуси (столица Ятвы – Дарагичин на Белосточчине), но в 1945 году по непонятным причинам Сталин передал Западную Ятву Польше. Белосточчина – это и есть Западная Ятва, а Восточная Ятва – это Гродненская область. Сегодня Западная Беларусь населена большей частью прямыми потомками ятвягов, а Восточная Беларусь – потомками кривичей, тоже славянизированных западных балтов. – Прим. Ред.) 

Географическая номенклатура доказывает, что ятвяги населяли западную часть нынешней Гродненской области, южную часть Сувалкской земли и надбужные части Ломжинской и Люблинской. В принципе, это и есть местность, где Миндовг провозгласил свое Княжество, назвав его Литовским. Поэтому можно с большой степенью вероятности говорить, что Ятва и стала Литвой. Однозначно, что ятвяги не были единственным племенем Литвы. В новой Литве (старая осталась в Поморье, которое немцы переименовали в Померанию) собралась пестрая армия Полабья, Рюгена и Поморья с Порусьем. Именно оттуда пришло рыцарство на землю нынешней Беларуси. 

Таким образом, имена первых литвинских князей – западнобалтские (не путать с летувисскими). Возможно, и не обязательно ятвяжские, но их ближайших родственников из Порусья и поморской Литвы. 

Древним беларусам были присущи имена Бенько, Ситько, Бутько и аналогичные. В десятом веке эти же имена встречались лишь в Порусье (Пруссии), что и фиксирует «Житие Святого Адальберта» от 991 года, где упомянут языческий вождь пруссов (видимо, погезан) по имени Сичко. С другой стороны, также в Пруссии были известны такие фамилии, как Белов, Стеклов, Диков. Видимо, окончание –ов/-ев в какое-то время добавлялось к именам знатных людей, рыцарей. И примером тому служит ятвяжский посол в Константинополе Гунарев. (Фамилии на –ов/-ев были присущи не всей Пруссии, а только одной ее части – Помазовью князя Святополка, соратника Миндовга. Это Помазовье было до немецкого завоевания колонизировано ободритами-русинами, и сами немцы называли эту землю «Русью», там были славянские топонимы, как в соседнем Поморье, а народ говорил на «рутенском» (т.е. русском) языке. Именно эта знать Помазовья и Поморья (к немецкому завоеванию уже христианская) и дала в Германии аристократические рода фон Белов, фон Стеклов, фон Тресков и другие со славянскими фамилиями. – Прим. Ред.) 


ШАНС ДЛЯ ОБРОВ 

И все-таки, так уж ли несостоятельна гипотеза Е. Гучка? Отнюдь! Ведь имена с окончанием на –ла/-ло могли и в самом деле перейти к ятвягам от обров. Хорошо известно, что язычники брали себе имена поверженных врагов, если враг оставлял впечатление сильного, заслуживающего уважения противника. Именно так получил свое имя потомок гуннов Темуджин (в Финляндии имя собственное Теему есть и сейчас – известный хоккеист Теему Селянне), в честь убитого хана вражеского стана. 

В Полинезии людоеды сжирали врагов не потому, что были голодны, а чтобы перенять благодать поверженного соперника. И таких примеров масса. Вот почему после победоносного завершения противостояния обров и ятвягов в пользу вторых, имена сильнейших вождей гуннов могли перекочевать на сыновей ятвяжских вождей, и только в таком виде здесь и сохранились гуннские имена. 

Тому пример мы находим даже в Швеции, где есть женское и мужское имена собственные: Гунилла и Гуннар. Именно такие имена часто давали готы своим детям, чтобы те не уступали в стойкости гуннам, с которыми готы не раз сражались, а потом и мирились на берегах Дона в четвертом – пятом веках. 

И если так оно все и было (с гуннскими именами), то гипотеза Гучка подтверждает не существование гуннов на территории Литвы в XIII веке, а то, что королями и князьями Литвы были в первую очередь ятвяги. 

Как бы там ни было, а ятвяги и их вклад в развитие и становление ВКЛ все еще мало изучен, и вероятно, недооценен современными историками.  

http://secret-r.net

Категория: Секреты Истории | Добавил: anubis (29.04.2010)
Просмотров: 1880 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика