Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Пятница, 17.05.2024
Главная » Статьи » Секреты Истории

Подводная лодка для... Наполеона


Подводная лодка для... Наполеона

Подготовил Виталий ГОЛУБЕВ

Историки до сих пор не могут ответить на вопрос, почему при всей своей дальновидности в военных вопросах Наполеон в свое время не обратил должное внимание на изобретения американского инженера Роберта Фултона? Возможно, если бы он это сделал, ему не пришлось бы коротать свои последние дни на скалистом островке посреди океана.

Оружие невидимое и ужасное

Роберт Фултон, сын ирландских эмигрантов, в юные годы занимался живописью и к 18 годам достиг на этом поприще значительных успехов. Однако он быстро забыл о карьере художника, когда перебрался из Америки в Англию, здесь юноша всерьез увлекся наукой. Вскоре его познания стали настолько основательны и обширны, что Фултону присвоили звание инженера, которое в то время только появилось в этой стране.

Туманный Альбион быстро наскучил Фултону, и в 1796 году он перебрался в революционную Францию. Проблем с языком он не испытывал: Роберт заранее выучил французский в надежде, что ему удастся поговорить с самим генералом Бонапартом. Впервые Фултону удалось увидеть своего кумира 10 декабря 1797 года, когда парижане восторженно встречали Бонапарта — героя Итальянского похода. Возможно, именно в этот день Фултон принял решение предложить французскому правительству уникальный военный проект.

«Граждане Директории! — писал Фултон в своем послании, которое отправил 13 декабря. — Испытывая интерес ко всему, что могло бы нанести урон английскому флоту, я рассчитал конструкцию механического аппарата для уничтожения флота, которую держу под большим секретом. Однако для практического использования аппарат необходимо усовершенствовать. Грандиозный проект сей побуждает меня просить о предоставлении мне возможности провести испытания моей машины. Чтобы избавить вас от излишних хлопот, я основал компанию, которая возьмет на себя часть расходов и весь объем работ… Французское правительство должно гарантировать, что уплатит компании 4 тысячи франков за каждый уничтоженный при помощи моего изобретения 40-пушечный корабль и две тысячи за более мелкий…».

Любопытно, что этот механический аппарат Фултона представлял собой «ныряющий корабль», то есть самую настоящую подводную лодку. Она должна была уничтожать вражеские корабли, оставаясь для них невидимой и неуязвимой. Помимо письма изобретатель направил в Директорию и действующую модель подводного корабля. Возможно, именно эта модель заставила правительственных чиновников отнестись к столь фантастическому проекту более чем серьёзно. Чтобы сделать заключение о проекте, его реальности и эффективности, была создана специальная комиссия из ученых, в нее вошли Лаплас, Монж, Монгольфье и Перье.

Ученые мужи посетили дом Фултона, тщательно изучили чертежи, убедились в точности его расчетов и вынесли свое заключение. В нем было написано: «Машина, безусловно, остроумна, а предлагаемое оружие — невидимо и ужасно…» Члены комиссии отмечали, что создание подводного аппарата вполне реально, надо только доработать некоторые детали, в частности повысить скорость передвижения, увеличить плавучесть и решить проблему ориентации под водой.

Морской министр отнесся к этому заключению весьма серьезно, английский флот был очень мощным, поэтому любая возможность нанести ему серьезный урон, избегая прямого столкновения, являлась весьма соблазнительной. Не удивительно, что контракт с Фултоном вскоре был заключен, и изобретатель взялся за постройку своего подводного аппарата.

Работа над аппаратом проходила в мастерских братьев Перье, в Руане. Фултон внес изменения в конструкцию своего детища, в частности сделал в корпусе три иллюминатора, заменил архимедов винт на четырехлопастной. Любопытно, что роль двигателя в подводной лодке должны были выполнять два крепыша-матроса, именно они через систему передач вращали ее винт.

Самый первый «Наутилус»

Работу над аппаратом Фултон завершил в мае 1800 года. Его детище, которое назвали «Наутилус», спустили на воду и отбуксировали в Париж. 13 июня любой из парижан мог посмотреть на это чудо технической мысли, которое было пришвартовано на Сене рядом с Домом инвалидов. Не удивительно, что рядом с «Наутилусом» собралась огромная толпа. На глазах изумленных зевак Фултон, закончив свои объяснения для комиссии, забрался в лодку с двумя матросами и задраил люк. Балластные цистерны заполнились, и аппарат медленно исчез под водой.

Испытания прошли удачно, это серьезно озадачило и даже напугало англичан: к атаке невидимого противника из-под воды они были совершенно не готовы. Фултону же оставалось доказать в реальной боевой обстановке способность «Наутилуса» топить корабли противника.

В конце августа были проведены тренировки и испытания на море. Отрабатывалась постановка мин, представляющих собой 150-фунтовые медные бочонки с порохом. Увы, изобретателя торопили, и у него не было достаточно времени, чтобы продумать тактику ведения подводной войны и натренировать экипаж, несмотря на это 12 сентября «Наутилус» отправился на боевое задание. Подводная лодка вышла из Гавра, за три дня прошла 50 миль и достигла кораблей противника. Экипаж дважды героически пытался подвести мины под вражеские корабли, но те в этот момент как раз снялись с якоря и удалились.

К несчастью для Фултона и его изобретения, этот подводный рейд закончился безрезультатно. Надо было атаковать ночью, когда корабли длительное время оставались неподвижными, увы, эта мысль появилась в голове гениального изобретателя только после неудачи. Хотя Фултон и не мог похвастаться потопленными кораблями, он все же увидел в своем первом боевом походе и положительные стороны.

«Я считаю, граждане, — пишет он Монжу и Лапласу, — что самая тяжелая часть работы выполнена. Мною доказана возможность ПОДВОДНОЙ НАВИГАЦИИ, а это значит, что сейчас появится целая новая серия идей о способах ведения войны на море, а также и их предупреждения…»

Недальновидный Наполеон

Фултон с нетерпением ждал встречи с Наполеоном, чтобы лично доложить ему о результатах первого боевого рейда. Он полагал, что этот великий человек увидит в его проекте главное — возможность скрытого плавания под водой и нанесения флоту противника неожиданных и неотвратимых ударов.

Встреча с Наполеоном произошла в Тюильри 1 декабря 1800 года.

«Гражданин Первый консул, — еле скрывая волнение, говорил Фултон, — представьте мне средства для постройки десятка «наутилусов», обеспечьте их содержание в Бресте, Шербуре и Гавре, обучите тридцать храбрецов, и с Англией будет покончено!»

Однако, несмотря на поддержку Монжа и Лапласа, Наполеон отверг предложение изобретателя. Он не поверил в перспективность «Наутилуса» и таким образом лишил себя возможности нанести непоправимый урон флоту англичан.

Надо отметить, что Наполеон допустил ряд ошибок, не обратив внимания на научные открытия и изобретения, которые мог использовать в военном деле. С 1804 года французские войска регулярно обстреливали пороховыми ракетами Конгрива, у Наполеона была возможность создать и применить подобное оружие, но он этого не сделал. Не оценил он и аэростат, построенный в Медоне под руководством майора Кутеля. Бонапарт разбил корзину аэростата, хотя по тем временам это было идеальное средство для рекогносцировки местности и наблюдения за противником. Ну и, конечно, главной его ошибкой был отказ от усовершенствования и применения в войне на море «наутилусов» Фултона.

Почему Наполеон оказался столь недальновидным? Его трудно назвать невежественным, он уделял большое внимание науке и щедро поощрял ученых. Возможно, он слишком верил в свои силы и способность без всяких изобретательских ухищрений победить любого врага. Не исключено, что Наполеон не хотел, чтобы его обвинили в бесчестных способах ведения войны, а его победы приписали использованию «злодейских механизмов», а не его полководческому таланту.

Подводные убийцы

О том, что в случае применения «наутилусов» Наполеона наверняка обвинили бы в бесчестных способах ведения войны, говорит статья сэра Дугласа в одном из номеров британской «Военно-морской хроники». Он писал: «Итак, Фултон может сражаться под водой. Наши линейные корабли будут вынуждены уступить место ужасным «секретным подводным машинам», а наши фрегаты — подводным минам, наши лоцманы — ныряльщикам, а наши доблестные моряки — подводным убийцам!» Дуглас предлагал считать французских подводников пиратами и в случае пленения экипажа субмарины вздергивать его на реях без суда и следствия.

Из этой статьи ясно, что англичане более чем серьезно относились к изобретению Фултона. Им было чего бояться. Неугомонный изобретатель после неудачной беседы с Наполеоном на свои деньги построил более усовершенствованный «Наутилус-2».

Летом 1801 го­да при пробных погружениях была достигнута глубина в 35 футов (около 10,7 м). Субмарина в надводном положении прекрасно шла под парусом, а продолжительность плавания под водой благодаря баллону со сжатым воздухом увеличилась до 6 часов.

Самым страшным для англичан стало известие об удачном испытании «Наутилуса-2» на Брестском рейде. Под водой, ориентируясь по компасу, субмарина Фултона и его команды добралась до поставленного на якорь старого барка, под его днище была подведена мина, после чего грянул взрыв и от корабля остались одни щепки. Данное испытание наблюдала комиссия Морского министерства, присутствовали и видные ученые.

Это испытание настолько впечатлило членов комиссии, что о нем сразу доложили Наполеону, передав ему и предложение Фултона запереть с помощью «наутилусов» английский флот в портах и таким образом вынудить англичан подписать мирный договор, выгодный для Франции.

Фултона всерьез встревожило предложение Дугласа считать членов экипажей «наутилусов» пиратами, поэтому в своем письме он попросил Наполеона присвоить военно-морские звания своим помощникам и всем будущим подводникам — в этом случае на команды субмарин распространялись все законы ведения войны. Успешное испытание на Брестском рейде придало смелости и уверенности Фултону, поэтому он попросил Бонапарта компенсировать его издержки.

К великому изумлению и огорчению Фултона, его план снова был отвергнут. Во время последней встречи с Наполеоном изобретатель получил его согласие оплатить издержки, однако Бонапарт резко прервал разговор, когда пошла речь о званиях и постройке новых «наутилусов». Он сказал Фултону: «Ваше изобретение хорошо только для алжирских пиратов… Мы в нем не нуждаемся!» Это высказывание Наполеона говорит о том, что, скорее всего, он просто считал неприемлемым для себя подобный способ ведения войны. В этом-то и кроется разгадка его отношения к изобретениям, которые коренным образом могли бы изменить ход военных действий на море и на суше.

Такое упорное неприятие революционного по своей сути изобретения сломило бы любого, но только не Фултона. Он конструирует паровой двигатель и летом 1803 года испытывает первый французский пароход. С монополией ветра в морском судоходстве покончено! Однако и это изобретение не находит понимания и поддержки у Наполеона. Вскоре Фултон покидает Францию и перебирается в Америку.

В 1807 году на реке Гудзон начинает курсировать первый пассажирский пароход «Клермонт»!

О чем думал узник Святой Елены?

14 октября 1815 года с борта корабля «Нортумберленд» Наполеон в подзорную трубу впервые увидел скалистый остров Святой Елены, где ему предстояло провести годы ссылки. Когда Бонапарт сдавался в плен англичанам, он вряд ли предполагал, что его сошлют на край света, в настоящую природную крепость посреди океана.

Притеснения губернатора Гудзона Лоу делали ссылку невыносимой, поэтому, без сомнения, Наполеон мечтал вырваться на свободу.

В 1986 году случайно обнаружилось, что в нефритовых шахматах, которые были переданы Бонапарту на остров Святой Елены одна из фигур оказалась с секретом. Она развинчивалась! В этой фигуре находился листок с планом побега!

Сейчас историки полагают, что Наполеон по меньшей мере дважды пытался бежать со Святой Елены. Самое любопытное, что последний план побега предусматривал применение подводной лодки Фултона! Ее должны были кораблем доставить поближе к острову, под водой она подошла бы к его берегу, где часто в сопровождении офицера прогуливался Наполеон. Офицера бы обезвредили, а бывшего императора на субмарине скрытно переправили бы на корабль, который курсировал недалеко от острова.

Не только у сторонников Наполеона, но и у него самого еще оставались крупные денежные средства, поэтому деньги на постройку «Наутилуса-3» нашлись. Создавала субмарину для побега Бонапарта знаменитая компания Роберта Фултона, жаль только, что сам ее основатель не дожил до того момента, когда его бывший кумир вспомнил об отвергнутом им изобретении.

Вероятно, в последние дни своей жизни ­Наполеон не раз жалел, что не натравил на англичан стаю «наутилусов». Свою же подводную лодку-избавительницу он так и не дождался: когда она была практически закончена, узник Святой Елены скончался…


http://anomaliy.ru
Категория: Секреты Истории | Добавил: anubis (05.09.2010)
Просмотров: 1432 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика