Главная » Статьи » Секреты Истории |
Ленинградское дело. В 1920-х годах в СССР действовали, по крайней мере, восемь тайных масонских или полумасонских организаций: "Орден мартинистов", "Орден Святого Грааля", "Русское автономное масонство", "Воскресенье", "Братство истинного служения", "Орден Света", "Орден Духа", "Орден тамплиеров и розенкрейцеров". Часть из них обосновалась в Ленинграде. Самым крупным был "Орден мартинистов" - ветвь одноименного французского общества. Одним из наиболее эрудированных и последовательных адептов мартинизма в Советской России считался выходец из Лифляндии барон Григорий Мебес. С 1906 года Мебес преподавал математику в Пажеском корпусе и Николаевском кадетском корпусе. Это не помешало ему в конце 1910 года возглавить петербургское отделение "Ордена мартинистов". После революции практически ничего не изменилось, Орден рос. Мебес читал неофитам лекции по основам оккультных наук. А его жена, Мария Нестерова (Эрлангер), -по истории религии. Также они развивали у учеников способности к телепатии и психометрии... Всего известны имена 43 человек, прошедших в орден Мебеса с 1918 по 1925 год. Среди них - известный военный историк Габаев и поэт Пяст. Однако в целом состав ордена был вполне зауряден: студенты, бухгалтеры, юристы, домохозяйки, малоизвестные художники и журналисты. Роковую роль в судьбе ленинградских мартинистов сыграл некто Борис Астромов (настоящая фамилия Кириченко). Он родился в 1883 году в городе Богучаре Воронежской губернии в обедневшей дворянской семье. В 1905 году уехал в Италию, где поступил на юридический факультет Туринского университета. Там познакомился со знаменитым криминалистом и масоном Чезаре Ломб-розо. В1910 году Астромов возвратился в Россию. В1918-М состоялось его посвящение в "Орден мартинистов". Однако уже в 1921 -м из-за внутренних разногласий честолюбивого и склонного к авантюрам Астромова от ордена отлучили. Он не слишком переживал и вскоре сформировал собственную ложу под названием Три северные звезды". Параллельно Астромов предпринял энергичные усилия, чтобы объединить под своим руководством другие масонские ложи Ленинграда - "Пылающий лев", "Дельфин", "Золотой колос". Эти ложи были малочисленны, существовали в основном на бумаге, однако это дало повод Астро-мову объявить о создании новой, независимой от мартинистов организации - "Автономное русское масонство" во главе с "Генеральной ложей Астрея". И вдруг в мае 1925 года Астромов появляется в приемной ОГПУ в Москве и предлагает свои услуги по освещению деятельности советского масонства в обмен на разрешение покинуть СССР. Пятиконечная звезда, равенство, братство. Чтобы мотивировать свое решение стать секретным осведомителем ОГПУ, Астромов подготовил специальный доклад для чекистов, посвященный возможному сотрудничеству между большевиками и масонами: "Считать масонство врагом коммунизма вообще и советской власти в частности совершенно не приходится. Что же сближает "Автономное русское масонство" с коммунизмом? Прежде всего - пятиконечная звезда, являющаяся малым гербом СССР и принятая в Красной Армии. Эта звезда весьма почитаема в масонстве как символ гармонично развитой человеческой личности, победившей свои страсти и нейтрализовавшей крайности добра и зла. Дальше. Коммунизм на своем знамени начертал: "Всеобщее самоопределение и братство угнетенных народов". Русские масоны тоже призывают к такому братству, называя себя гражданами мира, и в этом заключается новое сходство между указанными двумя направлениями. Наконец, стремясь к установлению равенства воспитания и жизненных условий, масонство ничем не отличается от коммунизма, ставящего себе те же задачи. Причем лозунг коммунизма об уничтожении частной собственности встречает полный отклик в масонстве, которое также против частной собственности, развивающей излишний эгоизм и другие инстинкты, которые привязывают людей к жизни. Итак, преследуя одни и те же цели, признавая справедливыми и подлежащими проведению в жизнь одни и те же воззрения, коммунизм и русское масонство совершенно не должны подозрительно смотреть друг на друга. Наоборот, пути их параллельны и ведут к одной вершине..." Предложение чекистов заинтересовало. Астромов начал работать под контролем ОГПУ... Семь месяцев продолжалась провокационная деятельность Бориса Астромова, пока, наконец, чекисты не поняли, что их подопечный явно не та фигура, с которой можно иметь серьезные отношения. Дело в том, что Астромов пользовался у масонов незавидной репутацией неуравновешенного, лживого и морально нечистоплотного человека. Ни о каком уважении к нему не шло и речи. Особенно много нареканий вызывало практикуемое Астромо-вым принуждение своих учениц к вступлению с ним в половую связь в извращенных формах - так называемое "трехпланное посвящение", якобы распространенное в некоторых эзотерических ложах Западной Европы. Впрочем, моральный облик Астромова мало интересовал следствие. Другое дело - секреты ордена, политические взгляды отдельных мартинистов и их заграничные связи... Братья скоро догадались о контактах Астромова с ОГПУ, и 16 ноября 1925 года его ложа была закрыта. Это означало конец Астромова, поскольку как частное лицо он чекистам был совершенно не интересен. И действительно, 30 января 1926 года Борис Астромов был арестован. Вскоре очередь дошла и до других членов "Русского автономного масонства" и "Ордена мартинистов". В ночь с 16 на 17 апреля 1926 года ОГПУ провело обыски на квартирах наиболее активных деятелей этих лож. Было изъято огромное количество книг, масонских значков, мечей, шпаг, плащей и других ритуальных предметов. Сложнее обстояло дело с алтарем и молельней, обнаруженными на квартире у Мебеса. Решили оставить их на месте под расписку хозяина. После этого ленинградских оккультистов стали одного за другим вызывать для дачи показаний в ОГПУ. Мебес и его жена держались стойко. Не скрывая собственного отношения к оккультизму, они отказались раскрывать псевдонимы учеников. Однако это уже не могло спасти Орден... 18 июня 1926 года дело рассмотрело Особое совещание Президиума коллегии ОГПУ. Самое тяжелое наказание - три года лагерей - получил Борис Астромов. Остальные подлежали административной ссылке в отдаленные местности СССР сроком на те же три года. Рерихи в поисках Шамбалы. Последователи теософского учения Елены Блаватской поначалу неплохо чувствовали себя в Советской России, а некоторые из них пользовались поддержкой большевистских лидеров. Главным покровителем теософов стал нарком просвещения Анатолий Луначарский, который, изображая на публике атеиста, в действительности был поклонником различных мистических учений, увлекался сатанизмом и оккультизмом. Когда пришло время, именно к нему обратился за помощью Николай Рерих - ученый, художник, путешественник. Тут надо отметить, что Рерих был наиболее ценным приобретением теософов за всю их историю. Будучи представителем элиты российского общества, известнейшим деятелем эпохи, вхожим во многие кабинеты, он продвигал теософские идеи в массы лучше, чем кто-либо другой. Уважение к этому вероучению в России сохранилось лишь благодаря уважению к творчеству семьи Рерих. Однако Рерих был слишком масштабной фигурой, чтобы оставаться лишь чьим-то последователем. Он сам, его жена Елена Рерих (Шапошникова) и его сыновья всю жизнь разрабатывали учение Живой Этики, в котором теософия смыкалась с русским космизмом, а индуизм - с православием. Согласно основным положениям Живой Этики, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий. Овладение этими энергиями предполагает нравственное преобразование природы. Необходимо соединить сердца и, соответственно, психические энергии "в хоровод согласия". Поэтому духовное преображение человека осуществляется не в одиночестве, а в общине. Будучи человеком активным, Рерих не собирался ждать, когда придет эпоха Огня. Он выступал сторонником преобразования мира на всех его уровнях. "Государственный и общественный строй могут применить космические законы для усовершенствования своих форм. На пути к Миру Огненному нужно проникнуться мощью единства в Космосе". Будучи эмигрантами, Рерихи остались в стороне от происходивших в СССР событий и избежали репрессий. Красная теософия. Других российских теософов ждала незавидная участь. Филиалы Теософского общества, с 1908 года существовавшие в Москве и Петербурге, были закрыты в 1923-м. Теософы перешли на нелегальное положение - они собирались небольшими группами как клуб по интересам, обменивались книгами и журналами, музицировали, читали стихи и обсуждали новости. Такой кружок имелся, например, в Киеве. Им руководила медиум София Слободинская. Ее родной брат, Александр Усов - детский писатель, выпустивший несколько рассказов о животных под псевдонимом Чеглок, - много путешествовал, был знаком с Луначарским и в 1914 году основал на Кавказе маленький теософический ашрам в Лазаревской, близ Сочи. По вечерам теософы разжигали костер на берегу моря, пели гимны, медитировали, обсуждали проблемы. В числе побывавших в том ашраме был поэт Максимилиан Волошин. Среди других участников этого кружка можно назвать чету дворян Обнорских, создавших в Ленинграде еще один подпольный филиал Теософского общества, просуществовавший аж до начала 1950-х годов. Алексей Обнорский был высокообразованным человеком, знал шесть языков, интересовался философией. Он собрал неплохую библиотеку по теософии, сам переводил работы Джидду Кришна-мурти. Ольга Обнорская считалась, подобно Елене Блаватской и Елене Рерих, необычайно сильным медиумом. Получала информацию путем телепатической связи с Учителями Востока, оформленную в поэтической рукописи "Сад Учителя". В ленинградский клуб Обнорских хаживали генерал санитарной службы Павел Тимофеевский, друг известного академика Бехтерева, и поэтесса Катерина Тимофеевская... Московский кружок теософов организовала художник-анималист Ариадна Арендт. Она была дружна с Волошиным, прониклась идеями и учением Живой Этики Рерихов. Дом ее всегда был открыт для молодежи, а библиотека была к услугам всякого интересующегося. Здесь можно было найти книги Блаватской, Рерихов, переводы Кришнамурти, Рамачараки, оккультные произведения, романы Крыжановской (Рочестер). 20 сентября 1908 года все теософские кружки, разбросанные по Российской империи, объединились в Российское теософское общество. Его вице-президентом стала Елена Писарева (Рагозина) - философ и переводчик. Смолоду Писарева увлеклась идеями Блаватской, прочла ее "Тайную доктрину" и сделалась горячим пропагандистом теософии. Писарева перевела громадное количество мистической литературы, опубликовала несколько собственных произведений, самое известное из которых "Сила мысли и мыслеобразы". Одновременно Писарева возглавила Калужское теософское общество, превратив его в один из мощных и авторитетных филиалов и издательских центров в России. Калужское теософское общество существовало 20 лет, с перерывом с 1918 по 1922 год. Тогда же Писарева уехала из России в Италию. Последнее ее письмо на родину к ученикам и последователям относится к 1926 году, после чего следы ее теряются... После прихода к власти Сталина теософия подлежала полному искоренению. Аресты начались в 1927 году, а своего пика репрессии достигли в 1931 году. Большая часть сторонников этого учения оказалась в ссылках и лагерях. Лишь немногим повезло вернуться домой... Кремлевские масоны. Советская власть столь рьяно преследовала любые идеалистические учения и философии, что наводила посторонних наблюдателей на размышления: что-то здесь нечисто, очень уж похоже на то, как одни религиозные фанатики вырезают других. В среде белоэмигрантов вообще никто не сомневался: к власти в России пришли последователи масонской мистической традиций. Это мнение озвучил в своей книге "От Петра до наших дней (Русская интеллигенция и масонство)" эмигрант Василий Иванов, пользовавшийся источниками, близкими к французскому политическому масонству. "В 1918 году над Россией восходит пятиконечная звезда - эмблема мирового масонства. Власть перешла к самому злобному и разрушительному масонству - красному во главе с масонами высокого посвящения - Лениным, Троцким и их приспешниками, масонами более низкого посвящения, - Розенфельдом, Зиновьевым, Парвусом, Радеком, Литвиновым. Программа борьбы "строителей" сводится к уничтожению православной веры, искоренению национализма, главным образом великорусского шовинизма, разрушению быта, русской православной семьи и великого духовного наследия наших предков..." По мнению Иванова, в начале 1930-х годов Россия превращается в "самое чистое и самое последовательное масонское государство, которое проводит масонские принципы во всей их полноте и последовательности". Заявление более чем смелое. Но так ли все происходило на самом деле? И насколько сильным было влияние масонских идей на идеологию первого коммунистического государства? Вождь большевистской революции Лев Троцкий увлекался изучением масонских объединений. Он писал объемные конспекты по истории данного мистического направления, которые, к сожалению, не сохранились. На этом основании некоторые современные исследователи даже говорят о принадлежности к масонству самого Троцкого, хотя документальных подтверждений этому нет. Тем не менее, показателен интерес коммунистического лидера к масонской мистике. Другой видный большевик Николай Бухарин признавался, что в детстве на полном серьезе считал себя антихристом и изводил свою мать вопросом: не блудница ли она? Существуют и другие свидетельства из этого ряда. Так, публицист Николай Вольский сообщал, что масоном был большевик Середа - будущий нарком земледелия. Секретарь российского масонского-верховного совета с 1916 года меньшевик Гальперн указал на известного масона-большевика Скворцова-Степанова - будущего наркома финансов. Кроме того, Гальперн засвидетельствовал, что масонские собрания часто посещал пролетарский писатель Максим Горький. О том, что Горький был близок к масонам через жену и приемного сына, мы также узнаем из книги Нины Берберовой "Люди и ложи". Там же опубликовано свидетельство, что Николай Бухарин, выступая в 1936 году перед эмигрантами в Праге, сделал масонский знак -"давал знать аудитории, что есть связь между нею и им, что прошлая близость не умерла". В один из масонских биографических словарей включен Карл Радек - правда с оговоркой, что "его принадлежность к масонству, часто упоминаемая, никогда не была доказана". Менее всего фактического материала на интересующую нас тему дает Владимир Ленин. Тем не менее европейские оккультисты были в восторге от него и считали вождя "своим человеком". Рассказывают и о масонской ложе "Союз Бельвиля", членом которой до 1914 года Ленин якобы числился. И хотя документального подтверждения эти сведения также не получили, каких-либо препятствий для вступления большевиков в заграничные масонские ложи не имелось. Однако гипотеза Иванова, будто бы не только отдельные масоны примкнули к революции, но и сама революция была их деянием, не выдерживает серьезной критики. При всем сходстве целей и программ большевики и масоны были непримиримыми врагами. Профессор Николай Первушин сообщает, что даже в 1950-е годы эмигранты-масоны отказали ему в опубликовании списка масонов, "так как в Советском Союзе остались члены этой группы и, в частности, в самых высших партийных кругах, и мы не вправе поставить их жизнь под угрозу"... Получается, оставшиеся в Советском Союзе масоны тщательно скрывали свое прошлое, а не правили страной, иначе никакие заграничные "разоблачения" не представляли бы для них опасность. А после уничтожения Сталиным старой ленинской гвардии шансы на то, что на партийных верхах остался хоть один масон, были сведены к нулю. Что касается сотрудничества масонов и коммунистов за границей, то исследователи истории тайных обществ указывают, что коммунисты не поддерживали ложи, когда те пребывали у власти, но шли на контакт с масонами в тех странах, где ложи были в оппозиции, надеясь, очевидно, использовать их в борьбе против существующих правительств... А.Первушин "Интересная газета. Магия и мистика" №14 2007 г. | |
Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |