Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Секреты Истории

Непорочная Урсула

Легенда о юной мученице и ее последовательницах дала жизнь крупнейшему монашескому ордену Европы Во время второй экспедиции Колумба в 1493 году моряки заметили в Карибском море длинную вереницу больших и малых островов, уходящих за горизонт. Великий мореплаватель первоначально назвал их «Архипелагом одиннадцати тысяч дев», так как они напомнили ему процессию юных мучениц из католической легенды о святой Урсуле. Впоследствии название упростилось до Виргинских, то есть «девичьих», островов.

На гербе островов изображена именно святая Урсула. Она держит зажженную старинную масляную лампу и как бы стоит на страже добродетели. Еще 11 таких ламп, изображенных вокруг, напоминают об 11 тысячах ее сподвижниц, столь же благочестивых и непорочных, как сама Урсула. С идеей сохранения добродетели связан и девиз герба, который в переводе с латинского языка означает «будь бдителен». Что же это за святая, так запавшая в душу Христофора Колумба? Легенда о прекрасной деве Урсула жила в середине V века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля. Слава о ее красоте и мудрости гремела по всей Британии, и вскоре к ней посватался сын могущественного короля-язычника. Отдав свое сердце Христу, принцесса не помышляла о браке, но как мог отец противиться желаниям более сильных соседей? Небо послало Урсуле благую мысль, и она выставила невыполнимые, как казалось, условия брачного союза: жених должен послать ей десять благочестивых дев, каждую в сопровождении тысячи молодых незамужних прислужниц.

Свадьба откладывается на три года, в течение которых она со своим величественным кортежем совершит паломничество в Рим на кораблях, которые ей тоже предоставит принц-язычник. И, наконец, за этот срок жених должен изучить христианские обычаи и принять христианскую веру. Такими сложными условиями хотела Урсула отвратить юношу от намерения на ней жениться - она приняла незыблемое решение посвятить себя и своих спутниц Богу.

Однако принц безропотно принял условия свадьбы и стал с усердием их выполнять. Он обратился в христианскую веру, но молился лишь о том, чтобы время, определенное невестой, шло как можно скорее.

Урсула в сопровождении одиннадцати тысяч девушек отправилась в Рим - сначала на 11 судах с белоснежными парусами с полуострова Корнуолл через ЛаМанш и вверх по Рейну до Базеля, а затем пешком до Вечного города - принять там обет служения Христу. Во время путешествия ей явился Божий ангел, возвестивший о мученической смерти, предстоявшей ей и спутницам, которых она успела превратить в ревностных христианок. Нескончаемая процессия, наконец, достигла святого города и предстала пред пораженными очами папы и его кардиналов. Князья церкви приняли Урсулу и ее спутниц необыкновенно радушно.

Папа Кириак сам отслужил молебен в их честь и предоставил им покои папского дворца. Более того, он и его кардиналы сопровождали паломниц на их обратном пути до Базеля.

Далее путь девушек лежал в Кельн - город, ставший для них Голгофой. Когда Урсула и ее спутницы туда прибыли, он был уже занят гуннами. Середина V века - трагическое время, когда орды тюркоязычных племен огненным смерчем прошли по европейским городам, оставляя за собой пепелища и горы трупов. Гунны набросились на девиц с диким ревом и принялись убивать несчастных, как волки убивают покорных овечек. Когда они добрались до Урсулы, князь гуннов предположительно это был сам Аттила приказал остановить убийства, так как был поражен красотой этой благородной девы. Он принялся просить прощения за совершенные убийства и предложил Урсуле стать его женой. Она отказалась.

Тогда гунн, оскорбившись, пронзил ее стрелой из лука, и тут же тучи стрел кровожадных варваров довершили злодейское убийство. В некоторых источниках называется точная дата этой кровавой резни - 451 год.

Но после свершившегося преступления с неба явились 11 тысяч ангелов - заступников душ убиенных дев, которые обратили гуннов в бегство, освободив осажденный город. Спасенные кельнцы торжественно погребли останки мучениц.

Какое-то время спустя в городе появился грек Клематий, который получил во сне повеление свыше построить в память погибших храм. Он воздвиг в Кельне первую церковь, посвященную святой Урсуле и ее сподвижницам, а с XII века начинается обретение костей погибших праведниц.

В основе этой легенды лежат некие реальные события: после раскопок под базиликой Святой Урсулы в Кельне, предпринятых после Второй мировой войны, обнаружилось, что первоначальная церковь VI века действительно была построена над одиннадцатью захоронениями юных христианских мучениц. Что же касается цифры «11 тысяч», которая фигурирует в легенде, то скептически настроенные археологи прокомментировали ее так: «В древних надписях достаточно значка над римской цифрой, чтобы одиннадцать оказалось умноженным на тысячу». Однако скепсис ученых мужей не объясняет, откуда взялись многочисленные останки женских костей в окрестностях Кельна. Они свидетельствуют о массовых захоронениях, которые относятся к середине V века. Возможно, что число мучениц преувеличено, но преувеличения, свойственные любой легенде, позволили передать глубинный смысл этой истории: по жестоким темным языческим землям струился поток юности и чистоты.

Культ мученичества Почитание людей, невинно погибших от рук преследователей, приобрело особый культовый смысл в христианской религиозности. Собственно говоря, христианство и началось с мученичества: крестные муки претерпел Христос, мучениками были апостолы, епископы и члены первых христианских общин. Мученически окончили свое земное существование и евангелисты, кроме Иоанна, хотя есть предание, что он тоже был подвергнут мучению и ввержен в котел с кипящим маслом, но вышел оттуда еще более здоровым и юным.

Миф о невинной жертве, смерть которой имела сакральное значение или метафорически передавала космологические представления древних, есть во многих религиях мира. В классической античности сформировались почитание героической гибели и высокая этическая оценка людей, стоически принявших смерть за свои убеждения. Однако ярче всего идея мученичества воплощена в Новом Завете, и прежде всего благодаря фигуре Христа. Его образ вот уже две тысячи лет остается абсолютным в своей значимости примером для подражания.

Задача подражания Христу становится одним из центральных аспектов и в сочинениях христианских апологетов 11-14 вв., и в сознании рядовых верующих. В течение веков гибель от рук преследователей воспринималась как подражание страстям и гибели Христа и была подтверждением бескомпромиссного следования вере.

В сочинениях ранних христианских теологов мученичество определяется как самый верный и бесспорный путь на Небеса - по Тертуллиану, это «дорога к спасению и раю». Ориген, творивший во II-III веках считал, что, до тех пор пока существует грех, должны приноситься и жертвы для его искупления. Иначе говоря, жертва мучеников важна не только для их собственных душ, но и для спасения душ других людей. Со становлением теологии мученичества смерть Христа приобретала смысл наивысшего, но не исключительного, не единичного осуществления искупительной жертвы. Уже в ранней христианской литературе содержится утверждение, что в момент страданий и гибели в персоне мученика присутствует сам Христос.

Вера в мистическое присутствие Христа и убеждение, что в течение испытаний Святой Дух защищает христиан от страданий, делала их необычайно стойкими к истязаниям. Она объясняла их радость и стремление к смерти, придавала мученичеству смысл особого достоинства и божественной милости. Именно в мученичестве видели возможность истинного единения с Богом.

След в истории Церковь не могла пройти мимо того глубокого впечатления, которое производила на человеческие сердца история о массовом мученичестве тысяч безгрешных дев во имя Христа. Урсула и ее сподвижницы были объявлены святыми мученицами за веру. Воображение людей Средневековья - даже наиболее образованных - было поражено до такой степени, что святой Урсуле были посвящены самые крупные университеты той эпохи - в Париже, Коимбре, Вене.

В 1537 году был основан и поставлен под покровительство святой Урсулы женский духовный орден, покровительницей которого она была объявлена. Сначала монастырь состоял из девиц и вдов, не дававших обычных монашеских обетов и занимавшихся бесплатно воспитанием девочек. В 1572 году папа Григорий XIII сделал урсулинок полноценным монашеским орденом, сестры которого одеваются во все серое. Он быстро распространился в Италии, Германии и Нидерландах, но особенное значение приобрел во Франции. Об этом мы можем судить хотя бы по тому, как часто мелькают на страницах романов Дюма монашки-урсулинки.

Перед Великой французской революцией у ордена было 14 монастырей в Париже и более 300 в остальной Франции.

Уничтоженный во время революции, орден урсулинок был восстановлен при Наполеоне I.

Жители Кельна объявили святую Урсулу своей покровительницей, бережно сохраняют все связанные с ее памятью места. Они обращаются к помощи любимой святой в любых ситуациях: во время болезни детей, в грозу и при наводнениях, при семейных неурядицах и в неурожайные годы. В немецких городах, да и во многих европейских странах святая Урсула считается покровительницей школьниц и учительниц.

Среди многочисленных романских церквей Кельна выделяется церковь Святой Урсулы, купол которой увенчан оригинальной короной. Она появилась задолго до окончания строительства знаменитого Кельнского собора. Ее неоднократно разрушали и вновь отстраивали, и в конце концов оказалось, что ни время, ни человеческие безумства над нею не властны. А в центре Кельнского собора взоры молящихся прежде всего устремляются на знаменитый триптих, где на центральной картине - подношение волхвами даров младенцу Христу, а на левой створке - святая Урсула.

Почти пять столетий существует орден урсулинок, напоминающий нам о трогательной древней легенде. Конечно, времена расцвета женских монашеских орденов давно прошли, однако вряд ли будет правильным сказать, что в современном мире они совершенно утратили свое значение. У каждого ордена свое предназначение - одни монахини помогают беспризорникам; другие посещают больных и ходят в дома престарелых; третьи, как урсулинки, преподают детям Закон Божий и светские дисциплины. Ватикан поощряет такое использование орденов в светских целях.

Валерий САФРОНОВ

Тайная Власть 22

Категория: Секреты Истории | Добавил: anubis (10.04.2011)
Просмотров: 1366 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика