Главная » Статьи » Секреты Истории |
АСТРОЛОГ ДЛЯ ИОСИФА СТАЛИНА
"Две революции 1917 года создали предпосылки
для внедрения в общественное сознание самых невероятных мировоззренческих схем.
Хотя большевики с самого начала своего всевластия начали зачистку
идеологического поля, внутри самой ВКП(б) существовали разброд и шатание -
среди коммунистов были не одни только сугубые материалисты, но и гностики,
находящиеся на различных ступеньках близости к признанию гипотезы Бога, и
неоязычники, формирование мировоззрения которых происходило под воздействием
палеофантастики тех времен, и даже сатанисты, примкнувшие к русскому бунту из
тактических соображений. Теоретически в перспективе могло победить любое из перечисленных
мировоззрений, сделавшись официальной идеологией молодого государства.
Наступило время для магов - оно всегда наступает, когда одни устои разрушены, а
другие находятся в стадии формирования. Маги думали, что им позволят создать и
предложить народам России новую религию. Они жестоко
просчитались..." Солнцепоклонник Чижевский В начале 1930-х Иосиф Сталин счел, что философская система социализма определена раз и навсегда. По-иному и быть не могло: такой большой проект как индустриализация, усугубленная коллективизацией, требовал общественного единства и абсолютной веры в правильность избранного курса. Для уничтожения инакомыслящих был запущен огромный и довольно громоздкий репрессивный аппарат. Под каток репрессий попал и человек, которого с полным правом можно было назвать первым советским астрологом. "Александр Чижевский родился в 1897 году. Среди его детских увлечений особое и почетное место занимала астрономия. В начале ХХ века широкую известность в Европе приобрело имя популяризатора Камилла Фламмариона. В одном из заграничных путешествий семья Чижевских навестила обсерваторию Фламмариона, возведенную в окрестностях Парижа. Впечатления ребенка были, очевидно, слишком туманны, и до нас дошло лишь упоминание о данном факте. Но книгами знаменитого популяризатора будущий гелиобиолог буквально зачитывался, а в десятилетнем возрасте сам написал Популярную космографию по Клейну, Фламмариону и другим. Естественно, что при этом Чижевский увлекался и астрономическими наблюдениями - в доме появились телескопы." Став в 1916 году вольнослушателем Московского археологического института, Александр научился вести зарисовки солнечной поверхности. Отчего я обратился к Солнцу - сказать сейчас трудно, - писал он впоследствии, - но верно лишь то, что мои студенческие занятия не давали еще пищи для ума, особенно зубрежка исторических и археологических дисциплин. С 1913 года семья Чижевских жила в Калуге. Здесь располагался артиллерийский дивизион, которым командовал отец, дослужившийся до чина полковника. Здесь же состоялось первое знакомство Александра Чижевского с основоположником теоретической космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским, перешедшее потом в тесную дружбу. "В программу Московского археологического института входило изучение древних летописей, анналов, хроник, и Александр пристрастно углубился в эти источники, все чаще обнаруживая одновременность взрывов событий на Земле и на Солнце. Продолжая учиться на археолога, юноша поступил действительным слушателем в Московский коммерческий институт, где было хорошо поставлено преподавание математической статистики и естественных наук. Тогда же он обратил внимание: на живые организмы влияет ионизация воздуха." О некоем влиянии Солнца на природу Земли Чижевский вычитал в старинных монографиях, сохранивших сведения о необычайных явлениях на Солнце и массовых стихийных бедствиях на Земле. Он стал вести тщательные наблюдения за своим физическим состоянием, ежедневно фиксируя те или иные особенности или отклонения. Предложил и некоторым своим знакомым делать то же самое по специальной, составленной им анкете. Когда спустя несколько месяцев он сопоставил полученное с данными по солнечной активности (числами Вольфа), то был поражен совпадением пиков кривых. "Результаты своих наблюдений Чижевский изложил в докладе Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли, прочитанном в Калуге в октябре 1915 года. " Научная
астрология Однако данных для более широких обобщений и
анализа явно не хватало, и Чижевский взялся за доступную ему статистику
массовых явлений самой разнообразной природы. К началу 1917 года у него
накопился солидный запас информации. И снова он пришел к выводу, что за
сильными возмущениями на Солнце следовали возмущения в живой природе. Например,
вспышки и протекание эпидемий напрямую зависят от солнечных вспышек. Примечательно, что сам Чижевский считал себя прямым продолжателем дела астрологов прошлого. "Еще в глубокой древности было замечено, - писал он, - что выпадают эпохи, когда ничто не нарушает мирного течения жизни, чему способствует не только человек, но и сама природа. Но бывают времена, когда и мир природы, и мир человеческий приходят в волнение: стихийные катастрофы, наводнения или засухи, землетрясения или извержения вулканов, массовые налеты вредных насекомых, повальные болезни среди животных и людей потрясают целые страны. В такие времена пытливому взору наблюдателя представляется несомненным существование связи между организмом и окружающей его средой. Эта мысль о связи живых организмов и внешней природы проходит красной нитью по всему огромному историческому опыту человечества: ее мы встречаем и в области донаучного мышления, и в трудах естествоиспытателей. По-видимому, идея о связи между человеком и силами внешней природы возникла на заре человеческого существования. На фундаменте этой идеи родилась и пышно расцвела древнейшая из наук - астрология, которая (если отбросить все ее мистические заблуждения) учила о связи всех вещей и всех явлений. Одна из ветвей астрологического знания - астрологическая медицина - утверждала, что болезненные процессы, протекающие в живом организме, находятся под непосредственным воздействием космических сил благодаря их могучему и таинственному влиянию. Это влияние - influentia, как говорили римляне,- обусловливает собою состояние организма как во время здоровья, так и при болезни. И в современном медицинском термине инфлюэнца слышится еще отголосок магической связи между явлениями природы и человеческим организмом..." "Весной 1917 года Чижевский защитил в Московском археологическом институте кандидатскую диссертацию на тему Русская лирика XVIII века. И сразу же договорился с ведущими профессорами о составлении докторской диссертации. Но уже на совершенно другую тему: О периодичности всемирно-исторического процесса. Через год диссертация была успешно защищена, и Чижевский начал читать лекции, которые, в частности, посвящались физическим методам в археологии. Одновременно он основательно взялся за естественные науки - стал обучаться на физико-математическом и медицинском факультетах Московского государственного университета. Дело в том, что его смелые доклады о влиянии солнечной деятельности на земные процессы вызвали неоднозначную реакцию: по мнению одних, молодой ученый подавал большие надежды Не найдя поддержки в кругу московских специалистов, он задумал собственными силами у себя дома, в Калуге, осуществить ряд работ. Своими планами поделился с Циолковским и получил его полное одобрение. Поддержала его и семья. В домашней лаборатории в 1918-19 годах Чижевским были поставлены эксперименты, позволившие убедиться в активном влиянии отрицательных и положительных ионов воздуха на животных и человека, был установлен терапевтический эффект искусственно ионизированного воздуха. В 1920-х годах доминантой всех творческих устремлений Чижевского вновь стало Солнце, точнее - солнечно-земные связи во всей полноте их проявлений. "В докладе Влияние периодической деятельности Солнца на возникновение и развитие эпидемий, прочитанном в 1922 году, Чижевский впервые описал общие характеристики этого влияния и высказал теоретические соображения. Солнечная активность оказывалась регулятором массовых заболеваний людей, животных и растений в масштабах планеты." "В изданной спустя два года книге Физические факторы исторического процесса Чижевский рассказал в сжатой форме о своем исследовании, посвященном динамике развития азиатской холеры. Эта книга в значительной мере касалась не только биологических, но и социальных процессов в их связи с космическим влиянием. Понятно, что она сразу оказалась под обстрелом критики. " "С пониманием и сочувствием отнесся к Чижевскому нарком здравоохранения Николай Семашко - в 1927-28 годах в редактируемом им Русско-немецком медицинском журнале появился целый цикл статей Чижевского. " "Впоследствии Чижевский вспоминал: В конце 20-х годов И.В.Сталину была доложена суть моих работ в грубо извращенной форме, но после его личного разговора с Н.А.Семашко дело уладилось без каких-либо последствий. Однако мои недоброжелатели еще долгое время обрушивали свой гнев на меня, чем премного вредили." Сам факт обсуждения работ Чижевского на столь высоком уровне говорит о многом. Если Сталину докладывали о научных изысканиях Чижевского - значит, Иосиф Виссарионович проявлял некоторый интерес к такого рода проблемам. Понятно, что связь между возникновением эпидемий и вспышками на Солнце вождя мирового пролетариата интересовали мало. А вот возможность предсказывать поведение отдельных людей, социальных групп и целых народов по видимым изменениям в космическом пространстве могла дать многое. Механизмом передачи космического воздействия в сферу социальной психологии Чижевский считал внушение. "В книге Физические факторы исторического процесса, принесшей ему много неприятностей, Александр Леонидович склоняется к мысли, что ...явления внушения - единичного и массового - могут быть объяснены путем электромагнитного возбуждения центров одного индивида соответствующими центрами другого. " "Вслед за этим ученый затрагивает очень по тем временам щекотливый вопрос: История изобилует красноречивыми фактами массового внушения. В сущности, не совершилось ни одного исторического события с участием масс, где нельзя было бы отметить внушения, подавляющего волю единиц. Это внушение в некоторых случаях не ограничивалось только какой-либо группой людей, но охватывало города и целые страны, и следы его на протяжении долгого времени сохранялись в политических или военных партиях, передаваясь из рода в род и отражаясь в различных произведениях искусства. Так внушение в ходе исторического процесса психической эволюции человечества приобретает огромное значение первостепенной важности." "Чижевский предположил, что ...сила внушения - влияние единичных лиц на массы - возрастёт с усилением пятнообразовательной деятельности Солнца. Анализ многочисленных исторических событий, пишет учёный, показал, что ...влияние на массы ораторов, народных вождей, полководцев не всегда имеет одинаковую силу и колеблется не только периодически по этапам солнечного цикла, но даже и по временам года <...>. Поэтому возникает предположение, что увеличение пятнообразовательной деятельности Солнца, связанное с увеличением его электрической энергии, оказывает сильнейшее влияние на состояние электромагнитного поля земли, так или иначе возбуждая массы и способствуя внушению." "Обосновываемая Чижевским теория зависимости поведения масс от космического влияния рассматривалась им не как некая теоретическая отвлечённость, а как руководство к действию: Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем как вынести то или иное решение, правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачён пятнами? Солнце - великий военно-политический показатель: его показания безошибочны и универсальны. Поэтому государственная власть должна равняться по его стрелкам: дипломатия - по месячной, стратегия - по суточной. Военачальники перед каждым боем должны знать о том, что делается на Солнце." "Религия
субстрата" Хотя взгляды Чижевского были куда более
материалистичны, чем представления его старшего товарища Циолковского, он все
равно тяготел к космизму в метафизическом духе. "Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического была основной для Чижевского. Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой стихии - Чижевский видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX века структурной субатомной единице вещества - электроне. " "Материальный мир есть арена последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого субстрата-электрона! - отмечает Чижевский. - Если мы всмотримся в окружающий нас мир животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но во всём этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу - живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало того, что учит нас великому единству природы, оно учит нас верить в вечное её существование, целесообразность и гармонию "Единство мироздания должно основываться, по мнению Чижевского, не только на едином природном субстрате, но и на едином мировом принципе. Чижевский считал, что механика природы должна покоиться на едином, всеобъемлющем принципе - принципе всеобщего кругообращения, которому подчинено всё окружающее нас. Таким образом Чижевский поднимал пифагорейскую идею кругооборота до уровня всеобщего мирового принципа. Очевидно, что Вселенная или ее отдельные части - звездные миры - подвержены тому же космическому принципу, который мы наблюдаем в царстве органической и неорганической материи. Человек, животное и растение рождаются, живут и умирают <...> То же самое совершается и со звездными системами: они созидаются, живут и погибают, чтобы вновь <...> создать новую систему или новый мир. <...> Нам важно лишь установить факт той общности всех явлений в природе, каковая и приведет нас в конце концов к признанию вечного круговорота вещей - этого бессмертия Космоса, как Великого Целого. " "В своих работах Чижевский неоднократно подчеркивал значение монизма, которого придерживался. Главный принцип монизма, сформулированный Циолковским, звучал так: Материя едина, и основные свойства ее во всей Вселенной должны быть одинаковы. Монизм подразумевает, что всё в окружающем мире: и в макрокосме, и в микрокосме - строится по одному и тому же эталону. Вселенная похожа по строению на атом, атом же включает в себя целую Вселенную. Из монизма выводится логичное предположение, что и человеческое общество формируется по некоему образцу, одинаковому и для высших цивилизаций (если он вправду существуют), и для низших, вроде нашей." "Чижевский считал, что вскоре должны будут отпасть все метафизические школы, и ненаучный дуализм должен будет уступить место научному монизму. Именно по этому пункту ученый начинал расходиться с материализмом сталинского образца. " На гибельном пути "Сталинские идеологи, упрощая
марксистско-ленинскую философию возведением ее в звание абсолютной истины, не
могли согласиться с тем, что объективные законы развития общества изменяются
под воздействием внешних космических факторов. То есть не классовая борьба за
средства производства двигают мировой прогресс, а пятна на Солнце или (страшно
подумать!) положение звезд. Однако гелиобиология покушалась не только на
общефилософские понятия марксизма - она ставила под сомнение теорию
революционной борьбы, увязывая кризисы не с движением к коммунизму через
революцию, а с появлением солнечных пятен. " Чем дальше, тем больше идеи Чижевского подвергаются критике. Его отговорки, что речь идет о чисто научном изучении взаимодействия живых организмов с космической средой на микроскопическом уровне, больше не принимаются. "Главным критиком гелиобиологии стал тогдашний директор Всесоюзного института животноводства Борис Завадовский, который сначала подверг деятельность Чижевского погромной проверке, устраивая в подчиненной последнему Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛИ) ежегодные комиссии, перед которыми Чижевский должен был отчитываться. Кроме того, Завадовский организовал публикацию нескольких критических статей в Правде, в которых гелиобиология называлась лженаукой." "В 1935 году в той же Правде появилась статья Завадовского Враг под маской ученого, в которой он обвинял Чижевского в контрреволюционной деятельности. Ученого в то время спасло только то, что он одновременно был крупнейшим специалистом по ионной аэрации и в его обязанности входило конструирование аэроионизаторов для Дворца Советов в Москве. " Летом 1941 года Чижевский с семьей эвакуировался в Челябинск. Однако и там ему не дали спокойно работать - 21 января 1942 года он был арестован и осужден на восемь лет за антисоветскую деятельность. Свой срок Александр Леонидович отбывал сначала в Ивдельлагере Свердловской области, а с 1945 года - в Карлаге в степях Казахстана. После освобождения еще восемь лет находился в ссылке в Караганде. Примета того времени - несмотря на довольно суровые условия содержания, Чижевский в ссылке продолжал работать по специальности, писал статьи и рисовал картины (кстати, живописи он учился в Париже у импрессиониста Нодье). Именно там он сделал ряд новых открытий в области гематологии - науки о крови. Реабилитировали его только в 1961 году. "Тогда же его имя возвращается на страницы печати. Он снова работал над проблемами ионофикации. Однако советские идеологи ничего не забыли - травля продолжилась. За три дня до смерти Чижевского 20 декабря 1964 года газета Партийная жизнь опубликовала статью Темные пятна с очередным разгромом идей ученого." Сегодня гелиобиология считается признанной наукой. Разумеется, она избавлена от налета астрологии и не претендует на то, чтобы предсказывать геополитические пертурбации по количеству пятен на Солнце. Однако исследования западных ученых подтвердили однозначную связь между физиологическими процессами в организмах земных существ и солнечной активностью. И сегодня уже никого не удивляет, когда вместе с прогнозами погоды по телевидению сообщают о росте солнечной активности и предупреждают больных сердечно-сосудистыми заболеваниями о том, чтобы берегли себя и лишний раз не напрягались. Благодаря Чижевскому, приоритет в этой области знания остается за Россией... Источник: Аномальные новости | |
Просмотров: 2694 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |