Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Пятница, 22.11.2024
Главная » Статьи » Секреты Главные

Пiар пiд час чуми

Владимир ЛИТВИН: «Украина похожа на человека, который всякий раз начинает хорошее дело, но не доводит его до конца»

Леонид ВЕЛЕХОВ

Предвыборная кампания в Украине – война и числом, и умением. Числом денег и умением технологов и самих кандидатов

До выборов еще больше двух месяцев, а Киев уже заполнен предвыборной агитацией. Такое ощущение, что билбордам, плакатам, растяжкам, застекленным стендам на автобусных остановках скоро не хватит фонарных столбов, афишных тумб, остановок и даже воздуха над Крещатиком. И они начнут воевать и выталкивать друг друга, как бы копируя действия тех, чьи персоны они призваны прославлять.
И еще от всего этого столпотворения политической агитации складывается впечатление, что Украине нечего рекламировать, кроме своих политиков. Вся остальная реклама, вроде единичного, хотя и огромного стенда, призывающего пить минеральную воду «Морщиньська», выглядит случайно затесавшейся в эти стройные, однотипные ряды, армейскими шпалерами движущиеся вдоль всего Крещатика: «Вона переможе, вона – це Україна!» На перехвате Крещатика с другой важнейшей улицей города, Грушевского, шпалеры производят перестроение, билборды превращаются в растяжки, окаймленные, как и билборды, национальной украинской вышивкой крестиком, с чуть измененным текстом: «Вона працює, вона – це Україна!» Улица Грушевского, с ее Екатерининским дворцом, Домом правительства и Верховной Радой круто взмывает вверх, растяжки просматриваются в далекой перспективе, как многоярусные паруса огромного корабля…


Ще не вмерла Україна, если мы гуляем так!

Да, видать, дуже багато напрацювала (то есть заработала) премьер-министр Юлия Володимировна Тимошенко (то есть «Україна»), раз такую тотальную рекламу, занавесившую весь город, может себе позволить. Впрочем, в декларации, поданной ею для регистрации в кандидаты в президенты, она указала, что у нее вовсе нет никакой собственности – ни дома, ни квартиры, ни машины, ни кусочка земли. Может быть, все продала и бросила вырученные средства на наглядную агитацию и предвыборную борьбу? Что ж, игра стоит свеч. Переможе (то есть победит) – все отобьет с лихвой.
И, похоже, с такими-то средствами у нее есть все шансы «перемогти».

Однако соперники у нашей неотразимой «Україны» в этом смысле – крепкие орешки. Конечно, второй такой косы и красы среди конкурентов Юлии Володимировны не сыскать, но немногим ей уступает по тотальной «обвеске» Киева своими предвыборными плакатами ее старый противник, Виктор Федорович Янукович. Если и уступает, то потому лишь, что его технологи знают: Киев Януковичу все равно не взять, он – тимошенковский, не стоит сорить деньгами, даже если их много. Надо полагать, Донецк и весь Восток страны – вотчина Виктора Федоровича, – утыканы, усыпаны и увешаны его рекламой не меньше, чем Киев – тимошенковской.

Янукович, конечно, попроще, и плакаты его попроще – с полноценным изображением его дородного тела, широкого простоватого лица и несколько старомодной стрижки с укладкой, которую в одесских парикмахерских во времена молодости Виктора Федоровича называли «я честный». Впрочем, и он не чужд мегаломании: его солидная фигура красуется на фоне карты Украины, на которой от края до края, вместо названия страны, начертано «ЯНУКОВИЧ». Одним словом, вiн теж Україна. Мужского только рода.

Надо вспомнить, что, когда предвыборная агитация только началась, Юлия Владимировна сразу умыла конкурентов. Все вывесили традиционные плакаты со своими сильно улучшенными благодаря фотошопу физиономиями, а она – вот эти вот, нефигуративные, говоря искусствоведческим языком, с национальным орнаментом и словами про «вону», которая, с одной стороны, так много, видимо, «працює», что у нее нет времени на фотосессии. А с другой – кто такая «вона» и так все в Украине знают, фотографий не надо. «Вона» в украинской политике – одна.

Конкуренты растерялись, но ненадолго. На всех теперь, не только на Юлию Владимировну, работают неистощимые на выдумку американские политтехнологи, а не занудный резонер Глеб Павловский, как пять лет назад. Какие-то весельчаки отыскали в сельской глубинке доярку по имени-фамилии Лидия Вона и попытались зарегистрировать в качестве кандидата в президенты. Получилось бы – и доярке задаром бы досталась многомиллионная реклама «Вона переможе» и «Вона працює». Тем более что с фольклорной «Україной», благодаря своим обильным телесам и необъятному бюсту, доярка ассоциировалась куда больше, чем хрупкая Юлия Владимировна. Правда, фокус не удался, но за остроумную попытку, как пелось в «Юноне и Авось», – спасибо.
А несколько кандидатов – Янукович, Литвин, еще кто-то – причем разом, отпечатали такие же, как у Юлии Владимировны, плакаты: без «физиономии лица», только с текстовым сообщением о том, что, мол, вiн працює i вiн переможе. Это только на первый взгляд кажется дешевым, примитивным плагиатом. У политтехнологов был другой, очень точный расчет – таким образом они сразу размыли и обесценили тимошенковское ноу-хау. Предвыборная борьба – борьба без правил.

«Грыпозный» ресурс
И то правда – без правил. Но – в соответствии с законом. Неписанным законом свободной политической конкуренции. Неписанным, но при этом одним из главных в любой демократической стране. Такого бесчестия, как в России, где выборы превращены в фарс, достойный пера Маяковского, здесь, конечно, быть не может. Есть у тебя финансовые ресурсы и политическая воля участвовать в выборах – никто тебе этого не запретит, документы в избиркоме под каким-нибудь надуманным предлогом обратно в физиономию не швырнут. И при подсчете голосов на десятки процентов не обманут, нагло пересыпав их какой-нибудь «партии власти». Через этот позор Украина давно прошла, переболела исторической осенью 2004 года, завершившейся легендарным Майданом.

Используют, конечно, и здесь административный ресурс, но в дозах, по сравнению с Россией, гомеопатических. Вот, например, главная наша героиня, Юлия Тимошенко, по этой части большой специалист. Не знаю уж, по каким расценкам достались ей скопом все лучшие рекламные места города Киева – могу только предположить, что с большим дисконтом. Но вот то, как блестяще она использовала «свинячий грип» в интересах своей предвыборной кампании, произошло на моих глазах.

В последних числах октября провела она с большой помпой свою предвыборную «презентацию» – первый после регистрации митинг – на Майдане Незалежности. А через несколько дней правительство, которым она руководит, издало постановление о запрете в столице всех массовых мероприятий в связи с эпидемией гриппа. Между прочим, на тимошенковский митинг было привезено несколько тысяч человек из западных областей Украины, откуда и шел грипп. Как-то о мерах предосторожности никто не подумал, нагнать массовку было важнее.

«Шлагбаум» – чистая случайность, конечно, – опустился прямо перед носом у действующего президента, главного соперника Юлии Тимошенко в борьбе за киевского избирателя. 4 ноября Виктор Ющенко должен был провести аналогичную «презентацию» на Софийской площади. С Майдана Незалежности, на котором пять лет назад, не только им двоим, но еще и десяткам тысяч граждан было не только не тесно, но, наоборот, комфортно, Тимошенко теперь вытеснила Ющенко. Эта женщина идет напролом, вот уж точно, что у нее нет ни друзей, ни врагов, только временные союзники. Но и на площади перед Софией все должно было пройти с большой помпой и, главное, в близком действующему президенту духе и стиле – с участием патриархов украинской церкви, колокольным звоном и прочим историко-религиозным антуражем. Не произошло – помешал лукавый грипп. Виктору Андреевичу, в качестве компенсации, было предложено прийти для изложения своей предвыборной идеологии в рейтинговую телепрограмму «Большая политика», которую ведет на канале «Интер» Евгений Киселев. Сперва было согласившись, президент по размышлении отказался. Видимо, рассудив, что традиционный высокий табурет в киселевской студии больше смахивает на насест, но никак не на кафедру перед Софийским собором.

Повязка со стразами
Без Ющенко та «Большая политика», вышедшая в прямой эфир 6 ноября, оказалась целиком посвящена эпидемии гриппа.
Тот, кто не был в ноябре в Киеве, не может и в миниатюре себе представить грандиозную вампуку, которую разыграло – и продолжает разыгрывать по сей день – украинское правительство на сюжет этого гриппа. Знаменитый главный санитар России Онищенко – ребенок в сравнении с Тимошенко и ее пиарщиками, ему на стажировку надо к ним поехать перед тем, как из Кремля ему велят объявить какую-нибудь новую кампанию – против боржоми, грузинского вина, молдавского коньяка или еще чего-нибудь политически вредоносного. Ежедневные киевские газеты меньше двух полос каждая гриппу не посвящают, телевидение забито прямыми и непрямыми трансляциями селекторных совещаний премьер-министра, на которых она дает указания всей стране, как бороться, встречается с медиками и просвещает их насчет «инфекционных вызовов, встающих перед миром». При этом в аптеках не только тамифлю нет, но вообще шаром покати. Десятки тысяч упаковок безвозмездно прислал ЕС – где они? Тимошенко заверила, что отправлены в больницы. Какой смысл, спрашивается, если уже любой домохозяйке известно, что начинать принимать тамифлю надо не позднее, чем на второй день заболевания, иначе эффекта это лекарство не даст, а в больницах, понятное дело, оказываются люди, болеющие не один и не два дня.

Нет даже марлевых повязок – зато они есть у спекулянтов в метро. Эпидемию комментируют и раздувают все, кроме медиков. При этом медики говорят, что никакой эпидемии нет. Когда-то кому-то из них удается прорваться на экран или газетную полосу, то мы узнаем, что в прошлом году ситуация с осенне-зимним обострением ОРЗ и ОРВИ была гораздо хуже – и по статистике заболевших, и по числу летальных исходов. Но в прошлом году не было выборов, вот в чем дело. Что могли политики поиметь в прошлом году с того гриппа, как сказал бы Паниковский?

Есть в Украине детский врач Евгений Комаровский – в считанные недели он стал популярнейшей фигурой, национальным героем, хоть в президенты выдвигай. Все-таки врачей приходится приглашать в телепрограммы, посвященные гриппу, пусть и в соотношении один на семеро политиков, как было и у Киселева. И так как Комаровский и врач известный, и на язык человек острый, и на камеру умеет говорить, приглашают его. Он доказывает убедительно не только то, что эпидемии нет, а есть «вирус выборов», но еще и то, что «политические» руководители национального здравоохранения – к примеру, руководство профильного комитета Рады, – безграмотные люди. Кто-то договорился до «случаев легочной чумы» на Львовщине – даже не подозревая, что чума, когда, не дай бог, приходит, косит всех подряд, отдельных «случаев» не бывает. А секретарь парламентского комитета по охране здоровья сообщила с телеэкрана с важным видом, что тамифлю – препарат, который лишь поддерживает иммунитет, а «они на Совете безопасности решили закупать озельтамивир». Если такие люди обеспечивают нашу безопасность, заключил доктор Комаровский, то мне за нас страшно: тамифлю и озельтамивир – это два названия одного и того же лекарства.

Самое замечательное, что, когда в той же «Большой политике» после длительного нагнетения гриппозных страстей объявили интерактивный опрос – реальную ли угрозу представляет собой этот грипп или же это политическая спекуляция, – 87 процентов зрителей ответили, что, мол, спекуляция чистой воды, никакая не эпидемия.
И тем не менее, на гриппе сделан большой политический пиар: Юлия Владимировна не сходит с экрана и постоянно что-то говорит – даже когда рот у нее закрыт марлевой повязкой при посещении львовской или ивано-франковской больницы. К слову, совершенно непонятно, как эти посещения в сопровождении большой свиты и журналистов вяжутся с ею же изданным запретом на массовые мероприятия?
Гриппозная «эпидемия» сыграла и ту важную роль, что заслонила, отодвинула на задний план едва было раздутый «педофильский скандал», в котором замешаны депутаты из блока Тимошенко.

Вместе с тем пиар на гриппе идет уж слишком навязчивый. Когда Тимошенко запросила дополнительный миллиард гривен на борьбу с эпидемией, президент Ющенко не без иронии ответил, что на свою предвыборную рекламу премьер уже потратила в разы больше: могла бы ее урезать – и бросить хоть толику на грипп. Неприятные для Тимошенко слухи возникают и вокруг спекуляции антивирусными препаратами, которыми занимается компания, принадлежащая депутату «ее» фракции, Блок Юлии Тимошенко, Богдану Губскому.

Но, как говорится, собаки лают – караван идет. Пока Юлия Владимировна в сопровождении камер и микрофонов разъезжает по стране, приезжает в аэропорт «Борисполь», чтобы принять партию медикаментов от ЕС – можно подумать, что ЕС послал ей эту партию лично или что в получении этих медикаментов есть хоть какая-нибудь ее персональная заслуга (европейский «бренд» Украины – это, конечно, Ющенко, а никакая не Тимошенко), – так вот пока Тимошенко строит на гриппе свою предвыборную кампанию, все остальные кандидаты кампании вынуждены были свернуть. У них, в буквальном почти смысле слова, рты оказались залеплены той самой марлевой повязкой, которая для премьер-министра превратилась в микрофон и в рупор.
Надо еще видеть, в каких нарядах появляется Юлия Тимошенко в больничных палатах или у шасси грузовых самолетов с гуманитарной помощью! Какие-то дизайнерские расписные халатики, бахилы в цвет халатика… Я всматриваюсь в экран телевизора в гостинице «Крещатик» и мне кажется, что и марлевая повязка на ее личике разработана дизайнером – например, ее излюбленным модельером Айной Гассе, – и украшена стразами от Сваровски.
Занятно, что самая серьезная ситуация с гриппом за все первое десятилетие этого века была, по мнению медиков, осенью 2004-го. Напомню, это было время Оранжевой революции. В столпотворении на Майдане людей в марлевых масках замечено не было. И вообще как-то о гриппе никто не думал.

Плохой талисман

Но, конечно, грипп, даже политический, не вечен, вряд ли удастся дотянуть эту историю, снимая с нее пенки, до самых выборов. Впрочем, это и не нужно: достаточно того, что она на самом старте сбила скорость избирательным кампаниям одних кандидатов и наоборот, дала явную фору Тимошенко.

Да и то сказать: реальных соперников у нее раз-два и обчелся. Это прежде всего Виктор Янукович, чей рейтинг, по подсчетам самых разных социологических центров, стабильно выше тимошенковского (разрыв – от шести до восьми пунктов). Конечно, глядя из Москвы, трудно даже представить себе, что Виктор Янукович, с таким скандалом проигравший выборы 2004 года, дважды принимавший поздравления от непривычно суетливо поведшего себя тогда Владимира Путина и так и не ставший президентом, уличенный в многочисленных фальсификациях и подлогах, в итоге капитулировавший и ушедший в глухую оппозицию, возродился, как Феникс из пепла, и имеет реальные шансы в январе-феврале 2010-го стать президентом Украины. Но такова реальность этой страны, где восток никак не сойдется с западом, и то, что неприемлимо для запада, желанно для востока, и наоборот, и где нельзя ничего решить без обоюдного компромисса. Говорят, самому Виктору Федоровичу Януковичу эти пять лет в оппозиции пошли на пользу, он и его Партия регионов набрались опыта и прибавили класса, превратились из маргиналов, чуть что спекулирующих на сепаратистских настроениях, во вполне цивилизованную, системную политическую силу.

Но, по чести, покажется не менее невероятным, если президентские выборы выиграет Юлия Тимошенко, чей политический путь за «отчетные» пять лет крайне непоследователен, извилист и отмечен главным образом популистскими маневрами, интригами и неоднократным предательством человека, в «фарватере» которого она и прошла в большую политику, – Виктора Ющенко. 

Между прочим, обратив внимание на тотальность и агрессивность предвыборной агитации, которая характерна для нынешней кампании Тимошенко, я недолго соображал, что мне это напоминает. Быстро вспомнил: кампанию Януковича в 2004 году. Это он тогда, не ограниченный в возможностях и средствах, заполонил всю Украину своей наглядной пропагандой. Как мы помним, и на российском телевидении, которое смотрит вся Украина, от него прохода не было. Тимошенко была тогда в оппозиции. Сегодня она у власти – и позаимствовала у Януковича стиль предвыборной кампании. И даже некоторых спонсоров, как утверждают злые языки. В частности, говорят, что сегодня кремлевские (газпромовские) спонсоры обеспечивают кампанию Тимошенко, которая давно уже сумела доказать своему российскому коллеге, что в качестве президента Украины она будет лояльнее и приемлемее для Москвы, чем Янукович. Но, как мы помним, Владимир Владимирович Путин, при всем нашем, российском, к нему респекте, плохой талисман для украинских политиков. Будем только надеяться, что на этот раз он не ошибется и не поздравит проигравшего.

А вот кто победит, кто проиграет – пока совершенно непонятно. Украина – не Россия: судьба выборов здесь решается на выборах, а не до них и не за их кулисами. Ситуация очень динамичная, она постоянно развивается и обостряется. Я, например, уверен, что рано списывать со счетов Виктора Ющенко – этого единственного по-настоящему последовательного украинского политика, – своего последнего слова в этой кампании он еще не сказал. Преподнести сюрприз может и спикер Верховной Рады Владимир Литвин – чрезвычайно искушенный политик, не лишенный, к тому же, харизмы.

Во всяком случае, наблюдать за этой борьбой интересно. Это действительно выборы. И этим все сказано.

Категория: Секреты Главные | Добавил: anubis (19.11.2009)
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика