Главная » Статьи » Скрытая история |
Однако череп из Музея Бранли - подделка, равно как и аналогичные экспонаты из других ведущих собраний вроде Смит-соновского института и Британского музея. В музее признают, что о черепе известно мало. На пояснительной табличке информации тоже немного: "XIX век Европа?" Но главный вопрос в другом: почему музей выставляет артефакт, если знает, что он фальшивый? Отчасти потому, что публике все равно, объясняет Эстер Пастори, профессор искусствоведения из университета Колумбии. "Люди хотя увидеть искусство ацтеков", говорит она, даже если на самом деле это не искусство ацтеков. А музеи, по ее словам, должны выставлять и поддельные артефакты, потому что у известных фальшивок есть свои поклонники. Экспонаты-подделки. До недавнего времени подделки считались позором музеев, но недавно им стали уделять пристальное внимание. В1990 году Британский музей выставил на всеобщее обозрение самые известные из мистификаций - в том числе саркофаг, который раньше относили к VI веку, но который на самом деле изготовили в XIX столетии. Некоторые фальшивки прославились настолько, что обрели и собственное значение, став объектами наследия мистификаторов. Так, в 1896 году Лувр приобрел редкую золотую тиару, которая, как считало руководство музея, относилась к греческим сокровищам III века до нашей эры. Вскоре один из немецких археологов доказал, что это подделка, изготовленная неким русским мастером всего за несколько лет до продажи. Посрамленный Лувр на десятки лет убрал тиару в запасники - пока в 1997 году ее не продемонстрировали в музее в Иерусалиме на выставке, посвященной тому самому мастеру. "Хрустальные черепа - это действительно артефакты, хотя и не той эпохи, к которой их относят", - говорит Джейн Уолш, археолог из Смитсоновского национального музея естественной истории. Она изучила 10 черепов с тех пор, как в 1992 году первый из них преподнес музею анонимный даритель. "Нам нужно понять, как их называть теперь. Трудно говорить, что это подделки - иногда я называю их мистификациями", - говорит Уолш. В музеях очень много имитаций, утверждают эксперты. На специализированной выставке Британский музей представил сразу 600 подобных экспонатов. Многие фальшивки музеи покупали в конце XIX века, когда страны спешили создать крупные национальные коллекции. "Во всех музеях есть удивительные подделки", - говорит Стефан Мартин, глава Музея Бранли (тот был открыт два года назад, чтобы принять французские коллекции искусства народов Африки, Америки, Азии и Океании). Передовые технологии для черепов. Мартин вспоминает, с каким трепетом в детстве разглядывал хрустальный череп, который тогда находился в Музее человека в Париже. И лишь спустя несколько десятилетий при подготовке к открытию Музея Бранли он узнал, что череп был изготовлен не ацтеками. Британский и Смитсоновский музеи предоставили французам результаты исследования черепов, хранившихся у них. В 1990-е годы Джейн Уолш изучила документы о раскопках культур доко-лумбовой Америки: никто и никогда не заявлял об обнаружении хрустального черепа. Развитие технологий, благодаря которому удается установить подделку там, где раньше ее не могли заметить, позволило экспертам Британского музея продолжить исследование. В 1996 году они изучили глазницы и отверстие наверху черепа. Те были высверлены слишком точно, чтобы говорить о ручной работе. Благодаря мощным микроскопам и датчикам исследователи пришлцк выводу, что следы на хранящихся в Британии и в США черепах оставлены сверлильным станком. У ацтеков подобной техники не было. Британский музей проинформировал Мартина о том, что хранящийся во Франции череп может оказаться не настоящим: оба предмета прошли через Эжена Бобана - французского антиквара конца XIX века с дурной репутацией. Именно он начал в 1860-е годы продавать хрустальные черепа, найденные, по его словам, в Мексике. По мнению экспертов, антиквару было хорошо известно, что это не подлинники, и именно Бобан способствовал распространению легенды о черепах и апокалипсисе, которая бытует сегодня. В ацтекской культуре черепа, вырезанные из вулканической породы, использовались в память о человеческих жертвоприношениях. Заявив, что хрустальные черепа созданы ацтеками (народом, который в то время был окружен таинственной аурой), Бобан создал вокруг них загадочную атмосферу. В течение века миф о важности черепов рос как снежный ком. Мартин решил не включать французский череп в постоянную экспозицию из-за нехватки места, однако хрустальная скульптура привлекала внимание поклонников и тех, кто верит в ее подлинность. По словам ученого, ему стали приходить письма с обвинениями, что он не показывает череп, потому что боится проклятия. Тогда-то он понял, насколько силен интерес к черепу, несмотря на его сомнительное происхождение. За минувший год французские ученые вновь исследовали череп и пришли к тем же выводам, что и специалисты Британского музея и Смитсоновского института. "У него странная история, и люди любят его обсуждать", - говорит Мартин. Когда Мартин узнал, как будет называться новый фильм про Индиану Джонса, то увидел в этом возможность вытащить хрустальный череп из хранилища. Он не отрицает, что надеется таким образом привлечь посетителей, хотя и доказано, что череп ненастоящий. "Мы оседлали волну поп-культуры и пытаемся использовать ее в своих целях", - объясняет ученый. "Конечно же, это подделка, - соглашается Ивон Харди Риотт, украшенный татуировками посетитель, пришедший поглазеть на череп. - Настоящий хрустальный череп - слишком мощная штука, чтобы хоть один музей осмелился выставить его на обозрение". В.Бурченко "Интересная газета. Тайны истории" №15 2008 г. | ||
Просмотров: 1119 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |