Главная » Статьи » Скрытая история |
Что такое Баальбек?
Что такое Баальбек? До сих пор не разгадана техника строительства гигантских египетских пирамид. Но, оказывается, они не единственные на Земле сооружения, поражающие воображение своими размерами. Недалеко от Египта, в ливанском городке Баальбек, есть развалины, которые потрясли в свое время Марка Твена, посетившего эти места. Вот что он писал: "Стены и башни Баальбека - тайна за семью печатями. Не исключено, что в древности Баальбек населяло племя богов или гигантов. Современному человеку не хватило бы не только сил, но и воображения, чтобы соорудить такие храмы". Великий писатель прав: не только людей XIX века ошеломляли технические возможности строителей древности, и для современной техники это неразрешимая загадка. Однако обратимся к фактам. Баальбек (древний Гелиополь), город в Ливане. 18 тыс. жит. Впервые упоминается в Тель-эль-Амарнской переписке (14 в. до н. э.). Найденные близ Баальбека египетские надписи 18 в. до н. э. позволяют предположить существование города и в более раннее время. В эпоху императора Августа (27 до н. э. - 14 н. э.) превращен в римскую колонию (Julia Augusta Felix); в 1-3 вв. н. э. здесь было построено много римских храмов. С 7 в. н. э. Б. - владение арабов. Археологические исследования Б. проводились в конце 19 - начале 20 вв. С этим городом связана почти мистическая история: когда его заново "открыли" археологи, многие пришли к выводу, что он плод строительства внеземных цивилизаций, обследовавших в древности Солнечную систему. С трудом верилось в то, что огромные глыбы баальбекской террасы - это результат только человеческого труда без использования каких-либо механизмов. Развалины древнего Баальбека величественны и прекрасны. Здесь находтся одно из Сокровищ мирового культурного наследия - Римский храмовый комплекс, посвященный Юпитеру, богу вина Бахусу и богине любви Венере. Ежегодно в Баальбеке проводится международный фестиваль драмы и музыки. Современные жители Ливана говорят, что "история города Баальбек - это история Ливана". Само же название "Баальбек" можно перевести как "город Баала". Согласно легенде, Баал был прототипом библейского Вельзевула, но, до того как стать исчадием ада, Баал являлся покровителем и защитником финикийцев - основателей прекрасного града. В полутора часах езды от Бейрута, в долине Бекаа, расположен город Баальбек, древний религиозный центр финикийцев. Мужчины этого города славились красноречием, а женщины красотой. Здесь жили самые лучшие флейтисты. На холме, высота которого была увеличена каменными террасами, стояли самые прекрасные храмы, посвященные божествам солнца, воды, дождя. В главном храме города почитали Хадада или Баал-Лабнана, покровителя Финикии, солнечного бога, отвечавшего за плодородие. Первые письменные упоминания о Баальбеке относят к XIV веку до н.э., когда в Египте правил Эхнатон, установивший единый культ бога солнца Атона. Во время сильного землетрясения финикийский храм Хадада был разрушен. Жители восприняли это как гнев египетского Атона. На месте разрушенного стихией старого храма возвели новый, в нем стоял привезенный с берегов Нила новенький идол. Во время одного из своих походов в Баальбеке побывал Александр Македонский, который включил Финикию в состав своей огромной державы. С полководцем в Баальбек явились античные боги и герои, а само место было переименовано в Гелиополис, Город Солнца. Однако настоящий строительный бум начался здесь во времена римского владычества, когда Гелиополис-Баальбек стал опорным пунктом империи на Ближнем Востоке. Строить акрополь закончили при императоре Нероне, во второй половине I века н.э. Тогда, правда, мало кто догадывался, что первоначальные планы архитекторов не были осуществлены, и весь комплекс был сооружен в меньших масштабах, чем задумывалось. Громадная лестница, на которой могла расположиться целая колонна легионеров, поднималась до колоннады у главного входа. Пройдя под пятнадцатиметровой аркой, посетитель оказывался на шестиугольном дворе, символизировавшем шестиконечную звезду - распространенный на востоке символ. Сразу за этим двором целый гектар занимала главная площадь акрополя. Посреди нее между двух столбов возвышался алтарь. Перед ним во время жертвоприношений финикийцы, принявшие римских богов, разводили огонь. Считалось, что если пламя костра отклонялось в сторону красного столба, то жертва богами принималась, если же огонь выбирал черный столб, то жертвоприношение переносилось на другой день, ибо боги были сыты. Ансамбль баальбекских храмов (см. рис слева) открывался портиком пропилей, к которому вела высокая и очень широкая монументальная лестница. За пропилеями следовал шестиугольный двор, окруженный колоннадой и напоминавший гигантский перистиль, за ним открывался прямоугольный главный двор огромных размеров, окруженный с трех сторон колоннадой. Этот двор замыкался поставленным на высоком искусственном основании Большим храмом, который доминировал над всем ансамблем. Рядом с главным двором помещался Малый храм, а несколько поодаль, вне общей композиции - Круглый храм. Весь комплекс был построен в 1-3 вв. н. э. Впоследствии сооружения сильно пострадали от землетрясения. Вдоль стен главного двора стояли 84 колонны. Они ценились чуть ли не на вес золота. Их вырубали на каменоломнях Египта, неподалеку от Красного моря. Там же их шлифовали и волокли к Нилу, грузили на корабли и везли в Берит, из Берита волоком доставляли в Гелиополис. Точно такие же колонны из египетской каменоломни были обнаружены в Риме и сирийской Пальмире. За алтарем огромного акрополя располагался Большой храм, или храм Юпитера, один из крупнейших храмов древности. Он был выстроен в форме псевдодиптера с 10 колоннами по фасаду и 19 колоннами по продольным сторонам, достигал в длину 90, а в ширину 50 метров. Своими колоссальными размерами он приводил в восхищение путешественников и пилигримов. Когда Баальбек завоевали арабы, они были уверены, что храм построил великий царь Соломон, поскольку никто, кроме него, не имел власти над джинами, а кто кроме джинов, мог построить такое здание? О его грандиозных размерах свидетельствуют шесть сохранившихся коринфских колонн - гранитных монолитов. Диаметр каждой - около трех метров. По высоте они превосходят 6-этажный дом. Колонны состоят из трех частей, держащих на высоте 22 метров многотонный фриз. Высота же самого фриза была порядка двух метров. Из всех колонн, возведенных в римскую эпоху, эти считаются самыми высокими. Внутри храма Юпитера стояла золотая статуя бога. Раз в год ее выносили на руках знатные жители Гелиополиса. Перед церемонией они обривали головы, постились и воздерживались от общения с женщинами. Древние архитекторы предполагали построить храм на плитах длиной 20, высотой 5 и шириной 4 метра. Во время землетрясений они должны были гасить подземные толчки. Однако работа по изготовлению и доставке каменных исполинов оказалась непосильной даже для искусных римских строителей. Вместо больших плит под храм уложили блоки поменьше. Под основание попали лишь три полноценные плиты. Они-то и получили название "трилитонов". Четвертый блок так и остался лежать в каменоломне неподалеку от Баальбека. Он весит почти тысячу тонн. В нем достаточно камня, чтобы соорудить здание длиной 20 и высотой 15 метров, со стенами полуметровой толщины. Многочисленные следы зубил вроде бы отметают версию о причастности к строительству храма Юпитера внеземных цивилизаций. Каменные блоки образовывали под храмом подвалы, в которых жрецы хранили сокровища, а жители Гелиополиса укрывались от неприятеля во время осад. Слева от храма Юпитера стоит не менее примечательное сооружение - храм Бахуса, или Диониса. Дионис проник в Финикию в IV веке до н.э. От греков финикийцы узнали, что бог вина и веселья был рожден от Зевса и внучки финикийского царя, правившего когда-то в Тире. Естественно, что такое божество заслуживало отдельного помещения в акрополе. К нему можно было пройти через пятнадцатиметровые двери. Внутри храма финикиец мог любоваться каменными барельефами с изображением Марса, Бахуса в короне из виноградных листьев, Меркурия, Плутона, Венеры. Культ Диониса вместе с прочими культами исчез с распространением в Римской империи веры в воскресение Иисуса. Малый храм (храм Вакха) сохранился лучше; он представляет собой периптер коринфского ордера, равный по размерам Парфенону. Стены целлы Малого храма трактованы с повышенной пластичностью: выступающие из стен полуколонны большого ордера увенчаны богатейшим резным раскрепованным антаблементом, промежутки стены между колоннами обогащены располагающимися в два яруса арочными нишами и эдикулами, в которых стояли статуи. Подобное решение стены, дающее сильную игру светотени, в сочетании с чрезвычайно богатым декором производило впечатление исключительной живописности. Еще более пластически сложными формами обладает сохранившийся лучше других небольшой Круглый храм (Храм Венеры). Здесь тип круглого храма, характерный для римского зодчества, получает иное истолкование. Круглая целла окружена шестью колоннами, несущими сильно раскрепованный антаблемент криволинейных очертаний, причем колонны расставлены так редко, что портик перестает быть главной архитектурной темой; архитектурный эффект постройки основывается на взаимных контрастах портика и массива самой целлы, обогащенной нишами со статуями (ныне утраченными). В комплексе храмов Баальбека наряду с принципами римской архитектуры нашли свое отражение и элементы восточной традиции. Принцип чередования храмовых дворов, окруженных колоннадами, так же как и техника тесаного камня, восходит к египетскому зодчеству; богатство архитектурного и скульптурного декора, узорная орнаментика тоже близки традициям архитектуры Востока. Отдельные архитектурные мотивы и элементы, применявшиеся в баальбекских храмах, - большой ордер, пластическая трактовка стены - нашли развитие в архитектуре нового времени. Первые христиане появились в Баальбеке уже в I веке н.э. На центральной площади акрополя они возвели церковь. Но через несколько десятилетий она развалилась, так как строили ее в спешке. После византийцев в Баальбеке обосновались арабы. К тому времени здания римской поры начали разрушаться: несколько колон храма Юпитера упало, а их остатки раскатились по двору. Сильное землетрясение довершило картину полного упадка и разрухи. Из осколков былого величия арабы соорудили новые стены и мечеть, которая была разорена крестоносцами. Рыцари несколько недель оборонялись здесь от дамасской армии. В первые годы нашего века Баальбеком заинтересовались немецкие археологи. Они расчистили храм Фортуны и многочисленные постройки вокруг всего комплекса. Римские зодчие строили так основательно, что в Баальбеке больше сохранилось именно зданий римской эпохи. Время и силы стихии не пощадили творения человеческих рук. Недаром великие мыслители древности не уставали повторять, что лучший из храмов тот, что построен в душе. Современные инженеры пытались воспроизвести на бумаге технические условия такого масштабного проекта. В соответствии с их расчетами при коэффициенте трения 0,2 и исходя из того, что каждый монолит транспортировался с помощью ста канатов, на каждый из них приходилась нагрузка в 7650 килограммов. И если каждый из рабов тянул с силой в 20 килограммов, один канат должны были тащить 382 человека, а сто канатов - 38200! Но и эти цифры вызывают сомнение. Трудно себе представить, чтобы деревянная платформа, на которой покоился монолит, имела ширину аж сто метров. Но при уменьшении этой ширины канаты не могли быть расположены параллельно, а должны были располагаться веером, что уменьшало бы силу тяги каждого из них, а стало быть, увеличивало бы число рабов до 43-45 тысяч На сем расчеты современных инженеров закончились, они просто зашли в тупик. Так что же, не имея возможности вообразить 100-метровую платформу, мы должны представлять себе 45-тысячную армию рабов, тянущих полтора километра один камень. Тоже не стыкуется. И так как некоторые ученые не верят в то, что каждую плиту тащили до Баальбека 40 000 рабов, рассматривают версию контактов землян с инопланетянами в древности знаменитого швейцарского археолога Эриха фон Деникена. Его логика проста: если у космитов действительно хватило сил и возможностей добраться из глубин Вселенной до Земли и совершить на нее посадку, то они должны были владеть техникой, какой у нас нет и сегодня. | ||
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |