Назвав свою картину «Сокровище гор», Николай Рерих имел в виду сокровенный город в гималайской толще
Стены перуанской горной крепости Мачу-Пикчу поражают и огромностью каменных блоков, и точностью кладки
|
Величайшая тайна истории (Часть 2)
Чудеса рассеяны в веках... Cамые ранние из известных нам цивилизаций располагали высокими знаниями, не совместимыми с уровнем культуры, характерным для архаических эпох. Но знания эти, всегда отрывочные и весьма неполные, никак не влияли на жизнь общества.
Африканское племя догонов, в чьих мифах, как известно, содержатся довольно четкие представления о Галактике, невидимых сверхтяжелых звездах и иных категориях современной космологии, — племя это, тем не менее, жило и живет вполне первобытным охотничьим укладом.
У индейцев Центральной и Южной Америки неожиданно точные астрономические календари, которые можно составить лишь с помощью компьютеров, употребление многозначных чисел в математике сочетались с фактическим проживанием народов в каменном веке.
Именно эта чуждость сенсационных знаний подтверждает, что они — не «родные», выработанные в общественной практике, а заимствованные или внедренные со стороны. Многие фантазеры от науки уверены, что над просвещением отсталых народов поработали инопланетные пришельцы.
Но какая логика объяснит тот факт, что индейцам майя предлагают схему реактивного бомбардировщика (кстати, вовсе не подходящего для космических полетов), а не принципы неизмеримо более нужной им добычи и обработки железа? Что догонам объясняют природу звезды Сириус-Б вместо того, чтобы научить их поливному земледелию? Что драчливым индийским раджам дарят атомную бомбу? Диковинные же наклонности у космических «просветителей»...
Очевидно, что внедрение происходило иным, не просветительским путем. Кроме того, оно было отрывочным не только в пространстве, но и во времени! Знания «ниоткуда» возникли вовсе не одновременно — и менее всего в пору, следовавшую за катастрофой, то есть около 12 тысяч лет назад. Всплески научно-технической осведомленности отмечены в разные века, в различных местах Земли, независимо друг от друга, часто без какой-либо связи с предшествующими «озарениями»...
Итак: битвы с применением «Брахмаширас», а также, судя по другим главам «Махабхараты», нервно-паралитических газов и иных чудес военной техники происходили не ранее, чем три-четыре тысячи лет назад.
Колумбийцы изготовили свой золотой «самолетик» с качествами гиперзвукового не позднее, чем в V веке. Пятьсот лет спустя появилась ирландская сага о плавании Майль-Дуйна**: этот северный Одиссей, скитаясь на своем корабле, видел на неведомых островах сооружения, природу которых может понять лишь человек ХХ века.
В белом доме, словно сделанном из известки, дружина Майль-Дуйна обнаружила нечто вроде распределительного щита энергостанции; неосторожность одного из воинов привела к тому, что он был сожжен «огненной стрелой». Затем в океане странники наткнулись на «четырехгранный серебряный столп» с металлической сетью, явно индустриального облика, — быть может, просто на нефтедобывающую платформу...
Знаменитый английский ученый и просветитель XIII столетия Роджер Бэкон писал о летающих машинах, «как древних, так и тех, что делаются в наши дни»...
Информационные «посылки» працивилизации Прежде, чем попытаться найти некий алгоритм во всех этих событиях, разбросанных по планете и по эпохам, — обратимся снова-таки к мифам об Атлантиде и всемирном потопе. В них попадаются занятные разночтения. Если гневный арамейский Яхве задался целью истребить род человеческий целиком, исключая праведного Ноя с семейством, то Зевс у Платона вовсе не так свиреп и беспощаден.
Он, как мы помним, «помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию». Да и египетскую Хатор-Сехмет послали только «поучить» загордившихся людей, а не истребить их до последнего... Вот ведь как! Наиболее «цивилизованные» модели катастрофы представляют ее не казнью, а уроком, поучением оставшимся. А ведь урок следует каким-то образом записать, запечатлеть, чтобы с ним могли познакомиться и отдаленные потомки...
Может быть, атланты, или как бы они ни назывались, нашли способ адресовать информационные «посылки» своим правнукам — о самом катаклизме, о странах, существовавших до него, о своих открытиях и изобретениях? Более того, не сохранились ли каким-то образом сами устройства и машины, — пусть в очень небольших количествах, в распоряжении немногих посвященных?..
Из разных источников знаем, что потоп предвидели — очевидно, благодаря наблюдениям за небом. Помните указание Платона на то, что перед несчастьями Земли небесные тела «отклоняются от своих путей»?.. Осмелимся даже предположить, что острый интерес древних к светилам развился именно в связи с приближением катастрофы, а затем сохранился на тысячи лет из-за необходимости предупредить людей о следующей.
Иначе — зачем бы тратить непомерный труд на возведение всех этих обсерваторий и визиров древности, от Мецамора в Армении до Стоунхенджа в Англии?! Ведь подсчитано, что для сооружения последнего должно было напряженно работать чуть ли не все взрослое население острова в начале ІІ тысячелетия до н. э.! Только сверхсерьезная причина оправдывает такие затраты сил и жизней. И другую причину, кроме необходимости создания некоей «службы космической безопасности», представить довольно сложно...
Стало быть, приближения катаклизма ждали, готовились к нему — и, скорее всего, разрабатывали приемы спасения людей, оборудования, важных сведений...
Арабский ученый Абу Балкхи писал в Х веке, что древнеегипетские мудрецы в ожидании потопа выстроили огромные крепкие пирамиды и внутри каменных громад начертали вечные надписи, повествующие о тайных знаниях. Египтянин Манефон сообщает, что знания допотопных времен собрал, записал и сохранил для будущих поколений бог мудрости Тот. Иосиф Флавий (І век н. э.) пишет о каменных и кирпичных столбах, установленных до потопа: на них-де есть уцелевшие с тех пор тексты...
Допустим, что помянутые и другие тексты сохранились. Но ведь должен был уцелеть и кто-то, способный их прочесть и воспользоваться сообщенными сведениями! Иначе забота о «завещании потомкам» была бы бессмысленным занятием. Сумели ли спастись хоть немногие из тех, кто знал секреты генов, металлов и атомов? И если сумели, тот как именно?
Шамбала и Агартхи — гималайские бункеры? Финал «потопных» мифов сходен в разных концах света: истрепанный бурями ковчег по волнам мелеющего моря причаливает к высокой горе. И там, на горе или вблизи от нее, поселяются спасшиеся. Герой сказаний Междуречья, богатырь Гильгамеш, после смерти своего ближайшего друга Энкиду решает во что бы то ни стало найти секрет бессмертия. В поисках Гильгамеш доходит до горной страны по имени Машу. За этим грозным хребтом, на краю света проживает его предок Утнапишти, некогда построивший ковчег и спасшийся от наводнения.
Сквозь горы Машу ведет прорубленный неведомо кем проход, а охраняют его люди-скорпионы. Ничего удивительного в этом нет: ведь в глубине гор, в пещере живет сам бог Шамаш, Солнце, и отсюда его торжественно выводят по утрам светить на небе!
Но Гильгамешу все же удается пройти таинственным ходом. По пути он любуется роскошными подземными покоями, «каменными садами». А за хребтом Машу, за «водами смерти» ждет его встреча с шумерским Ноем...
Легенды об убежищах, вырытых в горной породе или построенных из могучих глыб для того, чтобы спасти хоть малую часть населения, так же повсеместны, как сюжеты о ковчеге. Убежище Вару строит культурный герой иранского эпоса, Йима.
Племена Сьерра-Невады рассказывали о пришельцах с океана, которые, желая спастись, строили высокие крепкие башни. У инков местный «Ной» спасается не на корабле, а в наглухо запечатанной пещере...
Пожалуй, самый богатый и разработанный «убежищный» эпос существует в странах Юго-Восточной Азии. Надо полагать, именно с этой темой связаны образы сокровенных городов, известные индийцам и китайцам, тибетцам, монголам, жителям затерянных гималайских государств, — городов Шамбала и Агартхи, то ли находящихся в «других измерениях», то ли спрятанных под толщей гор.
О Шамбале упоминают еще Пураны, индийские священные книги примерно двухтысячелетней давности. Об этом же загадочном городе (а может быть, и стране) говорится в тибетской книге «Бон», в буддийских канонах «Ганджур» и «Данджур».
Португальские миссионеры-иезуиты, находившиеся в Тибете свыше двухсот лет назад, отзывались о Шамбале, как о действительно существующем месте, куда знают ход отдельные посвященные ламы. Это — подземная страна, где люди не ведают зла, войн, болезней, старости; там все богаты и счастливы, там собраны удивительные знания и работают странные механизмы.
Античный писатель Флавий Филострат, прославившийся своей книгой о великом маге Аполлонии Тианском (І век), сообщает в этой книге, что однажды Аполлоний предпринял путешествие в Индию. Там, среди гор, маг обнаружил некий холм, на котором стоит крепость, где обитают удивительные мудрецы, «по желанию становясь то видимыми, то невидимыми.
Есть ли у крепости ворота, узнать невозможно, ибо облако вокруг нее не позволяет увидеть, повсюду ли стена глухая или где-то имеется просвет». Аполлонию все же удалось попасть внутрь чудо-крепости: там, на пиру, он увидел признаки полного равенства всех мудрецов, а также утварь, напоминающую о робототехнике: самодвижущихся медных кравчих...
Сведения о гималайской обители доходили до Николая Пржевальского; в ее реальности был убежден историк, художник и философ Николай Рерих. Вот отрывок из его путевых заметок, сделанных в 1920 годах. Действие происходит в горах Монголии. «Лама, проводник каравана, платком завязывает себе рот и нос.
«Почему? Ведь день не холодный. «Теперь уже необходимы некоторые предосторожности, мы приближаемся к заповедным областям Шамбалы. Скоро мы встретим «сур», ядовитый газ, которым охраняется граница Шамбалы». Еще цитата: «Один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу. Что там такое? Белый воздушный шар? Аэроплан?
И мы замечаем: на большой высоте что-то блестящее движется в направлении от севера к югу. Из палаток принесены три сильных бинокля. Мы наблюдаем объемистое сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба... Весь лагерь следит за необычным явлением, и ламы шепчут: «Знак Шамбалы».
Нельзя забывать и о том. что именно в этом регионе, на стыке Индии и Тибета, возникли и оригинальная традиционная медицина, и йога, и феномен иглоукалывания. Может быть, убежище атлантов веками «подпитывало» умы местных мудрецов?
Мы очень далеки от мысли, что Шамбала или иной скрытый центр, как о том пишут восторженные мистики, могли непосредственно влиять на судьбы мира, определять ход истории. Такой силой обладает лишь сама общественная практика человечества. Но не исключено, что правы те, кто утверждает: великие духовные учителя, от Будды до Христа, проходили посвящение в тайных ашрамах гор Юго-Востока...
Легенда о подземных городах, где творятся чудеса и живут святые, могущественные люди, получила распространение и в России, главным образом среди староверов.
Они называли обетованную страну Беловодьем и даже пытались добраться до нее. Впоследствии выяснилось, что сказания о Беловодье имеют в своей основе не столько шамбалийский миф, сколько сведения о поселениях христиан-несториан, изгнанных из Византии за их «еретические» убеждения и расселившихся, в том числе, и на Востоке.
Не менее популярными на Руси стали предания о счастливом и полном всяких диковин царстве праведного «царя-пресвитера» Иоанна. Согласно тексту Волоколамского списка XV века «Сказания об индийском царстве», помянутый Иоанн даже передал через посла византийскому императору Мануилу хартию, где были такие слова: «Невозможно тебе описать моего царства и всех чудес моих».
К русским мифам о сокровенных царствах или городах примыкает также повесть о невидимом граде Китеже, якобы спрятанном святыми силами от монгольского нашествия. Там теперь озеро, но особо чистым душам и сейчас дано видеть сквозь воду маковки церквей Китежа, слышать колокольный звон...
Только ли в Тибете или Гималаях «цивилизация магов», предвидя приближение астероида, вырыла свои бункеры? Вот интересный для нас отрывок из «Повести временных лет»: «Теперь же я хочу рассказать о том, о чем слышал четыре года назад (в 1114 г. — А. Д.) от Гюряты Роговича, новгородца, который поведал так... Есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железа, и если кто дает им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха.
Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса». Как понять это странное сообщение новгородского купца из «земли Югорской» — с крайнего севера? Может быть, перед нами цветистая ложь землепроходца, вроде рассказов Синдбада Морехода? Но уж больно реалистичны детали. Язык «жителей горы», непонятный приходящим, мало характерен для сказки: в сказках-то все говорят на одном языке, и люди, и звери, и волшебные существа!
Пусть такое предположение почти невероятно, — но, может быть, перед нами документальное описание трагического конца многотысячелетнего заполярного убежища? Источенные временем, рушатся каменные своды; и вот уже последние потомки «допотопных» людей пытаются добыть инструменты, чтобы выйти из ловушки! Не вышли, надо полагать...
Но довольно мифов, сказок и рискованных гипотез. Обратимся к фактам. В Перу, высоко на склонах Анд стоит заброшенный город Мачу-Пикчу. Жизнь в нем прекратилась с приходом испанцев, но сам город заложен неизмеримо раньше.
Путь к нему очень труден. Дома города чрезвычайно прочны, их стены собраны из огромных, тесно пригнанных блоков камня. Мачу-Пикчу бесполезен, как военная крепость, он ничего не защищает.
И тем не менее, это идеальное высокогорное убежище: по некоторым сведениям, в годы испанского завоевания там укрывался принц инков... А может быть, Мачу-Пикчу и был основан, как убежище, но не от людей, а от волн океана или землетрясений во время предсказанной жрецами катастрофы? Или построен уже после потопа — как место спасения на случай грядущих катаклизмов? Инки верили в их цикличность.
В Андах же, на горе Уакаран, были обнаружены «запечатанные пещеры» из инкских легенд — подземные ходы, запертые чудовищными каменными дверьми: восемь метров высотой, пять шириной и толщиной в 2,5 метра! Один из разветвляющихся тоннелей, выложенный плитами, ведет к морю, проходит на глубине 25 метров под его дном (!) и заканчивается под островом Уакале. Запасной выход?..
В Турции раскопаны подземные города, насчитывающие не менее 25-30 веков. Один из них, у деревни Каймакли, уходит вглубь семью этажами. Лабиринт специальных шахт и ходов обеспечивает прекрасное кондиционирование воздуха. В городе — тысячи жилых квартир, и в каждой из них нечто вроде ванны.
Другой город, возле Деринкуйю, имеет 13 этажей глубины; в нем могло обитать двадцать тысяч человек. Здесь тоже есть квартиры для отдельных семей, а также большие общественные помещения, хлевы для скота, винные погреба.
Ходы запирались почти как у инков, многотонными дисками из камня. Город пуст, в нем не найдено ни одного скелета. Куда девались жители? Кем и для чего был выдолблен в толще туфа этот грандиозный комплекс? Что, если начало Каймакли и Деринкуйю было положено до потопа?..
Пирамидальные постройки, называемые «местами спасения», существуют на Гавайских островах; их возраст, по-видимому, очень велик. На юго-западе от столицы Мальты, города Валетты, туристам показывают Тарксиен, или Гипогеум — трехэтажное подземное сооружение сложной планировки, с необыкновенной акустикой, усиливающей любой звук.
Глубина превышает двенадцать метров. Кое-кто из исследователей полагает, что Гипогеум древнее пирамид Гизы, — но похоже, что его стены и колонны обработаны чем-то более совершенным, чем молотки из кремня...
С ними искал связи Гитлер В вопросе «культуры убежищ» еще очень много неясного и спорного, — но все же заманчиво попытаться объяснить внезапные вспышки научно-технического прогресса в разных концах Земли вмешательством уцелевших представителей працивилизации. Они укрыли себя, свои книги, лаборатории и машины под надежным покровом скал, — но почему же, все-таки, не вышли наверх, когда успокоились стихии?
Вряд ли все бункеры, до единого, постигла судьба убежища, виденного Гюрятой Роговичем, — тем более, о Шамбале и Агартхи, как живых и действующих духовных центрах, еще в начале прошлого века писали и Николай Рерих, и Фердинанд Оссендовский, и другие знатоки Центральной Азии... Может быть, потомки погибшей расы добивались полной конспирации, прятались от местного населения, — но почему? И каким образом случились тогда «утечки» знаний?
На все эти вопросы нет пока ответов, и вряд ли скоро ответы появятся. Мы ничего не знаем об уничтоженной 12 тысяч лет назад цивилизации, о ее социальном устройстве, законах, обычаях. Можно предполагать, что это, безмерно древнее, общество было обществом жестокого угнетения, вероятно, теократическим и рабовладельческим, агрессивно воинственным. Об этом прямо говорит «отец атлантологии» Платон, об этом же косвенно свидетельствуют Библия и другие своды мифов, рисуя хозяев «допотопной» Земли предельно жадными и развращенными.
Надо полагать, именно с тех времен тянется старейшая на Земле традиция — посвященческая, предписывающая передавать важные сведения только лицам, получившим особую инициацию. Отступая вглубь веков, мы находим все более строгую монополию на знания, все более замкнутый круг допущенных к ним лиц.
Считается, что Шумер и Египет имели наследственную связь с працивилизацией, были последними побегами на ее срубленном стволе. А в этих странах, по словам итальянского историка религии Амброджо Донини, «жрецы были объединены в могущественные религиозные ордены, они монопольно владели письменностью, вели счета и вершили суд».
Что, если катастрофа погубила именно беспощадную теократию во главе со жрецами-учеными, жрецами-техниками? Более всего они опасались, что подвластные им механизмы, силы и энергии могут попасть в руки «непосвященным», первобытным племенам подвластной Земли; боялись конкуренции и после потопа, отсиживались в бункерах, ожидая некоей благоприятной ситуации, которая позволит выйти и снова подчинить себе планету. Недаром французские исследователи Луи Повель и Жак Бержье утверждают, что с гималайскими убежищами активно искала контакта верхушка Третьего райха: свой своего видит...
«Однополюсного» мира быть не может Между прочим, именно социальным устройством «Атлантиды», или как бы там ни называлась страна «исполинов», а не иными причинами, может объясняться тот факт, что сведения о ней сбереглись исключительно в мифах, а археологам удается выкопать лишь какой-нибудь гальванический элемент. В самом деле: не дай Господь, случись нечто, подобное удару астероида, с нашей, современной цивилизацией, — ведь она никак не сможет исчезнуть полностью!
Надо какому-нибудь космическому бульдозеру сгрести начисто всю поверхность материков, чтобы до будущего не дошли остатки стадионов, аэродромов, портов, плотин гидростанций; не сохранились фундаменты зданий, рельсы железных дорог... и миллиарды непортящихся, более стойких, чем пирамиды, полиэтиленовых пакетов!
А от працивилизации — ничего... Не потому ли, что, во избежание потери секретности, все заводы и мастерские были собраны в одном месте, сконцентрированы на каком-нибудь острове или архипелаге... в районе Мексиканского залива?! В остальные же точки Земли техника попадала только вместе с карательными экспедициями. Взрыва большого метеорита оказалось достаточно, чтобы все материальные приметы культуры перестали существовать...
Не исключено, что вернуться на поверхность земли мешала и ненависть аборигенов, воспрянувших после исчезновения страшной заморской метрополии, с ее «летающими драконами» и оружием «Брахмаширас».
А утечки сведений? Их можно объяснить по-разному. Во-первых, случайностями, неизбежными за много тысяч лет. Во-вторых, позицией наиболее разумных и дальновидных обитателей убежищ, понявших, что надо воспитывать царско-жреческую «смену» из представителей некогда покоренных рас.
Вспомним, что, согласно той же индийской мифологии, герой Арджуна семь лет обучался владению небесным сверхоружием во дворце самого бога-громовержца Индры... Наконец, идеология расистов-«избранных», хотя бы некоторых из них, могла сильно измениться за века сидения в пещерах, пусть даже и комфортабельных. Не поставил ли кто-нибудь из «махатм», подземных мудрецов, перед собою задачу просвещения отсталых народов планеты?..
Есть, правда, еще одна причина, по которой могли попасть в эпос образы кошмарного оружия и летающих машин. Похоже, что власть над миром пытались восстановить. Потому и смешивались времена, и обрушивались последние ядерные снаряды на воинов с луками и копьями, на их слонов и запряженные конями колесницы; и откопанные в каком-нибудь хранилище, уже не подлежащие ремонту танки в последний раз шли на глиняную вавилонскую крепость...
Но вернуть первенство и власть не удалось. Если и теплится ныне жизнь в каком-нибудь гималайском бункере, то, скорее всего, тихая и сведенная к чисто научным, просветительским, может быть — религиозным занятиям...
Мировые империи, утверждаемые мощью оружия, созидаемые за счет разницы в техническом развитии между «избранным» народом и прочими землянами, — в любом случае обречены на крах и памятную потомкам гибель. Такой урок не худо бы извлечь из глубокого прошлого тем, кто сегодня вновь пытается сделать мир «однополюсным»...
Что же касается научно-технических «допингов», рассеянных по континентам и векам, — честно говоря, они почти ничего не принесли людям. Настоящий прогресс начинался только тогда, когда к его необходимости приводило развитие общественных отношений. Календари, рассчитанные до миллионных долей секунды, чертежи реактивных турбин, космологические модели — все это осталось лишь курьезами. Абсолютно все реальные, полезные достижения человечества вполне самостоятельны.
|