Главная » Статьи » Криптозоология |
Раньше они приходили чаще
Когда-то в России исследователи отмечали: "Вы встретите много простолюдинов, которые расскажут вам, как и когда они видели русалок" (1838 г.). "Многие с божбой уверяют, что им случалось много раз видеть русалок" (1848 г.). В народе и сейчас считают: "В прежни времена русалок так многа было, что оны качались по веткам, по лясам. Не только ночью, но даже и в полдни" (1979 г.). Ежегодник английского приморского городка Абердин за 1658 год ("Абердин Альманах") приглашал желающих посетить город, обещая, что они "непременно увидят прелестную компанию русалок, этих очаровательных созданий". Во всяком случае, в мае. В середине XIX века английский исследователь писал, что еще лет пятьдесят назад русалки в Шотландии были не таким уж редким зрелищем. Мореплаватели, открыватели безлюдных, новых земель, поначалу тоже нередко упоминали их. Но все реже и реже из века в век. РУСАЛКА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ? Пока, отправляясь в плавание, человек не был уверен, что вернется назад, пока ощущал он всесилие водных стихий, его почтительный страх распространялся и на обитателей вод. В те времена он и помыслить не мог поднять руку на них. Всякий раз, когда в море ему встречались другие, такие похожие на него самого существа, изумление и почтительность - были те чувства, которые он испытывал к ним. А от этого чувства до другого лишь малый шаг. Любовь человека к русалке, о чем написано так много красивых баллад, возможно, не только литературный факт. Наверное, нет народа, у которого не было бы рассказов о жителях вод и о встречах с ними. И в памяти этой, в этих рассказах всегда есть эпизод любви русалки и человека. При счастливом исходе, как и у людей, любовь эта завершается браком. Но, тоже как и у людей, по той или иной причине случается и иной исход. Шотландцы рассказывают, что когда-то жил в их краях пастух по имени Манкс. Русалка приметила и полюбила его. Как-то она обняла его так сильно, что у него чуть кости не затрещали, он вырвался и оттолкнул ее. Конечно, грубый пастух, что с него взять? Но русалке, обиженной и оскорбленной, разве что-нибудь объяснишь! Она швырнула в него камнем, да так, что тот свалился, поболел недолго и умер. А все ведь могло бы быть по-иному. Еще хуже, когда в отношения, которые касаются только двоих, вмешиваются другие. И хотя делают это они из лучших побуждений, но, как правило, не к добру. Рассказывает тувинский шаман (запись сделана недавно, несколько лет назад): "У нас был человек, Саыгыр Тайоно. Он встречался с русалкой. Он играл там, где берег реки, весной он там встретился с несказанной красавицей. Играл каждый день, а потом они прощались, а куда она уходит, он не знал. Вдруг он совсем другим человеком стал. Другие заметили, что он не питается, не кушает. А маленько пастухом работает, очень любит ходить туда, где речка. Он ни с кем не разговаривает. Почему не кушает - родители не знали. Потом пригласили этого великого шамана Тангака Барана: у нас мальчик таким стал, не кушает, не пьет, не питается. А любит ходить туда, к речке. Тогда шаман совершил камлание и прогнал красавицу-русалочку. Если бы великий шаман не сделал этого, он стал бы жертвой этой красавицы-русалочки и он бы давно погиб. Кто с этой русалкой встретился - он от этой связи никогда не уйдет. Вот. По крайней мере у него сердце будет по-другому стучать, он будет себя чувствовать по-другому". И правда, так бы было это или, может быть, по-другому, трудно сказать. Тем более, когда человек продолжает жить в своем мире, а его возлюбленная в другом и встречаются они только на кромке соприкосновения двух этих миров. У разных народов, да и в России, о таких встречах имеется немало "быличек". "Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она, русалка, выходила, песни пела. Итак, она ему так понравилась, что влюбился. А любовь у ней настоящая. И ребенка нажили. А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд". (Записано в 1990 г., деревня Хорошово Новгородской области.) Впрочем, необязательно, чтобы все завершалось печально. В России в народе считали, что, если русалку крестить или хотя бы надеть на нее крест, она становится человеком и может жить среди людей. В воду больше ее не тянет. Убеждение это нетрудно отнести к области мифологической, если б не было рассказов о том, что такое действительно происходило. В этих случаях, как можно понять, речь идет все о тех же "речных", или "луговых", русалках. "В деревне Мальцевой Вязницкого уезда, - писал этнограф Д. К. Зелинин в 1916 году, - мне рассказывали о двух случаях, когда на русалках женились деревенские парни, причем священник через крещение сделал их предварительно людьми". На такие случаи ссылаются и другие исследователи. В Орловской губернии женился якобы один на русалке. В Калужской губернии на русалке женился пастух: "Священник крестил ее, и стала она обыкновенной женщиной". "Такие случаи бывали и во Владимирской губернии, где даже два парня женились на окрещенных русалках". ("Этнографическое обозрение", 1914 г.) Случаи эти, повторяю, подразумевают более человекоподобных "речных", или "луговых", русалок. Память о подобных браках имеется и в других странах. В Греции, по словам исследователей, имеются семьи, хранящие запись поколений своих отдаленных предков. В перечислении этом редко, но все же встречается иногда упоминание речных русалок - нереид. В Шотландии, где память предков тоже чрезвычайно чтут и из века в век ведут им запись, считается, что один из кланов, Макларен (Maclaren), произошел от брака простого смертного и русалки. В Ирландии тоже есть некий род, Machaire, ведущий, по преданию, происхождение свое от русалки. А на побережье, тоже в Ирландии, есть деревня, все жители которой считаются потомками такого брака. Потомки подобного брака есть и в Канаде, в одном из индейских племен. Там на протяжении нескольких поколений хранится память о вожде, который поймал русалку в реке, привел в свой вигвам и сделал женой. А почему бы и нет? | ||
Просмотров: 599 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |