Главная » Статьи » Наука и жизнь |
Новый океан.
В настоящее время жители планеты являются свидетелями уникального природного явления — зарождения нового океана. По словам ученых, он уже в скором будущем будет нанесен на карты в районе одной из засушливых пустынь Эфиопии. По мнению специалистов, новый океан образуется на месте рифтового разлома, простирающегося на 56 километров. Он был обнаружен еще в 2005 году, а в данный момент местами достиг ширины в шесть метров. Однако, несмотря на его быстрое развитие, специалисты до настоящего момента не могли решить, что в дальнейшем ждет эту формацию. В результате исследования, опубликованного в журнале Geophysical Research Letters, специалистам удалось доказать, что тектоническая активность в данном разломе идентична той, которая происходит в недрах срединных океанических хребтов, заставляя континенты менять свое расположение. По их мнению, сегодня подобная активность характерна и для Красного моря. Исследователи выяснили, что разлом образовался в течение считанных дней после извержения вулкана Даббаху. Магма, вытекавшая из его жерла, заполняла трещины в земной коре, «раскрывая» разлом подобно замку-"молнии", передает РИА Новости. Но это только подстегнуло его развитие. Начало же разлому дало разделение Африканской и Аравийской тектонических плит, которое началось 30 миллионов лет назад, и ежегодно раздвигает континенты на 2,5 сантиметра. "Нам известно, что океанические хребты формируются под воздействием аналогичного вливания магмы в разлом, однако для нас было сюрпризом, что такие процессы могут идти так быстро", — рассказал профессор американского Университета Рочестера Синди Эбинджер. Ранее ученые считали, что этот процесс происходит значительно медленнее и разделяется на короткие фрагменты. Теперь же их волнует судьба местного населения, ведь формирующийся океан соединит Красное море с Аденским заливом, отобрав у жителей огромные территории. Авторы нового исследования — Мартин Вермеер из Технологического университета Хельсинки (Финляндия) и Стефан Рамшторф из Потсдамского института климатических исследований — собрали и проанализировали данные за все время регулярных климатических наблюдений в Европе. Имея информацию о температуре воздуха и уровне моря за 130 лет, они построили модель, которая позволила ученым сделать прогноз на будущее. Кроме того, климатологи установили факт наличия прямой связи между температурой и подъемом океанских вод. «С 1990 года уровень Мирового океана поднимается примерно на 3,4 миллиметра в год, что вдвое быстрее, чем в XX столетии, — говорит Стефан Рамшторф. — Если эта скорость останется неизменной, то к 2100 году нас ждет подъем воды на 34 сантиметра. Но полученные данные показывают, что чем сильнее прогревается воздух, тем выше скорость прироста воды. Чтобы избежать нового Потопа, нужно срочно принимать меры по предотвращению глобального потепления». Оценив на компьютерной модели выбросы углекислого газа и метана в атмосферу, ученые сделали заключение, что при значительном сокращении такого загрязнения воздуха средняя температура по планете поднимется к 2100 году на два градуса Цельсия, что эквивалентно росту уровня воды 75 сантиметров. В случае если должные меры вообще не будут приниматься, рост температуры составит четыре градуса Цельсия, а воды — 140 сантиметров. Полученные учеными результаты в три раза выше тех, что были представлены в 2007 на межправительственной встрече по проблемам глобального климата. Но даже такие, менее пессимистичные результаты вызвали бурное обсуждение в научных кругах, после чего многие исследователи оценили их как фальсификацию. Еще более драматичный прогноз Вермеера и Рамшторфа также вряд ли избежит подобной участи. Но сами исследователи уверены, что быстрая реакция на сложившуюся ситуацию поможет избежать глобальной катастрофы. Чем раньше будут приняты меры, считает Мартин Вермеер, тем меньше усилий понадобится для выхода из климатического кризиса. Особенно климатологи надеются на жесткие полицейские меры, которые могут вступить в силу, если правительства крупнейших стран мира подпишут ряд протоколов, огранивающих, а местами и запрещающих загрязнение окружающей среды. Вместе с тем ученые признают, что их исследование не полноценно, поскольку не учитывает еще одного существенного фактора повышения уровня Мирового океана. Речь идет об ускоряющемся темпе таяния ледников Гренландии и Антарктиды, сбрасывающих холодную пресную воду в моря и изменяющих направление и маршруты подводных течений. Экологи установили, что самолеты ответственны примерно за 20% роста температур в арктическом регионе. В общей сложности по планете их вклад оценивается в 4-8 процентов. Свои результаты исследователи доложили на съезде Американского геофизического общества, а их работа в настоящее время готовится к публикации. Краткое изложение результатов приводит Nature News. В рамках исследования экологи создали модель выхлопов самолета. Так, они учитывали количество так называемого «черного углерода» — сажи и прочих продуктов горения. Кроме этого рассчитывалось количество водяного пара (который считается основным парниковым газом), попадающего в верхние слои атмосферы благодаря воздушным судам. Собрав данный по коммерческим авиаперелетам (ежегодно совершается 35 млн. таких рейсов) за период с 2004 по 2006 гг., ученые воспользовались полученной моделью, чтобы вычислить масштабы воздействия гражданской авиации на природу. Как оказалось, в Арктике появление дополнительного количества пара приводит к формированию облачного покрова и усилению парникового эффекта. Совсем недавно климатологи выяснили, что так называемая чувствительность климата — зависимость средних температур от уровня углекислого газа в атмосфере, может быть значительно недооценена. Из-за этого современной концентрации углекислого газа в атмосфере, которая составляет около 368 частей на миллион, уже достаточно для катастрофического потепления на три градуса. Не все ученые, однако, разделяют точку зрения о том, что глобальное потепление имеет антропогенную природу. http://primeinfo.net.ru/ | ||||
Просмотров: 537 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |