Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Понедельник, 25.11.2024
Главная » Статьи » Наука и жизнь

Мы ищем не тех инопланетян?
ОТДЕЛИМ "ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА" ОТ ЗВЕЗДНЫХ ПЛЕВЕЛ

Если кто не в курсе — поиск внеземных цивилизаций не прекращается ни на минуту. Происходит эта фантастическая работа в рамках программы SETI@home (Search for Extraterrestrial Intelligence@home), заявленной самой первой в мире организацией по поиску братьев по разуму SETI, образованной еще в 1959 году. Суть программы состоит в том, что с помощью старейшего в мире радиотелескопа Arecibo, расположенного в Карибском море на острове Пуэрто-Рико, исследователи ищут узкополосные радиосигналы из космоса. По убеждению специалистов, внеземная цивилизация — если она цивилизация! — должна использовать радиосвязь. Ведь, например, земные радиостанции можно поймать в ближайших звездных системах на хороший приемник. Далее полученные радиотелескопом Arecibo данные распространяются по всему миру — и миллионы компьютеров добровольцев (любой желающий может стать участником проекта) выполняют отдельные вычислительные операции, то есть занимаются «процеживанием», фильтрацией отдельных фрагментов шума, полученного Arecibo, и поиском в нем «золотых зерен». После чего результаты «сливаются» обратно и подвергаются дальнейшему анализу. Этой трудоемкой работой сегодня заняты более четырех миллионов пользователей компьютеров во всем мире.

Клиент SETI@home, оформленный в качестве скринсейвера (фото: журнал Российский космос)«Золотыми зернами» ученые называют сигналы, имеющие искусственное происхождение. Их-то и ищут. Источники радиоволн, которые интересуют ученых, должны соответствовать одному принципу: четкость и повторяемость сигнала, исходящего из одной и той же точки. Обычно такие сигналы, в связи с перемещением антенн телескопа, длятся 12 секунд и отображаются на дисплее в форме колокола. Подобные сигналы могут исходить от спутников и межпланетной пыли, однако они обычно не повторяются. А ученых интересуют в первую очередь повторяющиеся сигналы. Правда, с 1995 года, когда SETI@home была запущена (а вообще сигналы в космос человечество отправляет уже 50 лет), ведущие специалисты программы несколько потеряли боевой настрой. Ведь уже было «прослушано» 93% небосвода, но инопланетяне так и не подали голос.

— Шансы — 1 к 10 000, что какой-то из этих сигналов действительно окажется приветом от чужих цивилизаций, — признался как-то в интервью Дэн Вертимер, один из руководителей SETI@home.

КОГДА ЗАГОВОРЯТ ЖИВОТВОРЯЩИЕ «ЖЕЛЕЗЯКИ»

А может, мы не тех инопланетян ищем? Этим вопросом задался главный астроном проекта SETI Сет Шостак.

— До сих пор мы рассчитывали получить сигнал от биологических существ с планеты, похожей на Землю, — объяснил свои сомнения ученый. — Ведь SETI до сих пор работает, исходя из допущения, что инопланетяне — живые организмы в понятном людям смысле. Таким образом, идет поиск живых форм, которые бы подчинялись, по крайней мере, некоторым правилам биохимии, жили в течение ограниченного времени, производили потомство и, что самое главное, эволюционировали. Но, по-видимому, нам стоит всерьез рассмотреть возможность контакта с инопланетной цивилизацией «разумных машин»?

По словам Шостака, вероятность обнаружить инопланетный искусственный разум выше, чем шанс встретить биологическую форму жизни. Ученые, вовлеченные в SETI, уже давно размышляют о том, что проблема возникновения жизни могла решаться разными способами и с использованием разных химических и биологических веществ. В связи с этим инопланетяне могут не только выглядеть иначе, но и на биологическом уровне функционировать совершенно иным образом, нежели люди.

— Эволюция живых организмов движется вперед гораздо более медленными темпами, нежели технологический прогресс, — уверяет Шостак. — Иными словами, чтобы биологические организмы смогли выйти за пределы собственной планеты, им требуется очень много времени. В то же время технологии развиваются достаточно быстро, чтобы перегнать своих создателей. Таким образом, «разумные машины» могут первыми оказаться в космосе и вообще пережить собственных изобретателей. Посмотрим на шкалу времени развития технологий. В какой-то момент вы изобрели радио, затем вышли в эфир, и уже затем у вас появился шанс найти братьев по разуму. Но в течение полутора столетий от изобретения радио — способ беспроволочной связи был открыт в 1866 году — вы изобретаете думающие машины. Возможно, мы сделаем своих искусственных двойников, роботов, клонов, в этом, ХХI веке. Следовательно, вы создаете своих преемников, и лишь в течение пары столетий собственно представляете «биологический разум».

Шостак предлагает искать внеземную искусственную жизнь в местах, особенно богатых энергетическими ресурсами, поскольку только они могут интересовать роботов-инопланетян. А такими районами поиска могут стать горячие, молодые звезды и центральные области галактик.

Тем не менее поиски сигналов от биологических существ с других планет ученые будут продолжать. Все-таки трудно отказаться от мечты поговорить с живыми существами, а не с роботами с планеты Железяка. Существует еще одна программа института SETI под названием Phoenix, которая будет намного более адресно отслеживать предполагаемые источники сигналов внеземного разума. Для нее выбрано несколько звездных систем, в которых, по мнению астрономов, наиболее вероятно наличие жизни, и именно эти системы будут «прослушиваться». Кроме того, ученые из Гарвард-Смитсоновского Астрофизического центра приступили к реализации программы MEarth по систематическому поиску Суперземель (планет с массой от одной до десяти земных), пригодных для обитания. Планеты планируется искать вокруг так называемых красных карликов — маленьких и относительно холодных звезд. Их жизненный цикл в сотни раз длиннее, чем у таких звезд, как Солнце. Если на какой-нибудь планете возле красного карлика возникла простейшая жизнь, то вероятность, что она разовьется во что-нибудь интересное — несравненно выше, чем у таких недолговечных звезд, как Солнце. Это связано с тем, что для развития высокоорганизованной жизни требуются миллиарды лет эволюции.

В ПОИСКАХ ЗЕМЕЛЬ ОБЕТОВАННЫХ

— В те времена, когда была основана организация SETI, мы знали о существовании равно девяти планет, все как одна — в пределах нашей Солнечной системы, — рассказывал на одной из своих лекций Дэйв Голдберг, профессор астрофизики Технологического института Дрексела (США, Филадельфия). — Поскольку Плутон впоследствии был понижен в звании до «карликовой планеты», а на всех остальных или жарко, или холодно, или они сделаны из газа, возникало искушение сказать, что перспективы найти другую цивилизацию или планету-колонию весьма туманны. Не то чтобы мы были уверены, будто у других звезд планет нет. Просто мы их к тому времени еще не обнаружили.

Все изменилось в конце 1980-1990-х годов, когда планеты начали открывать направо и налево. Обычно планеты мы открываем, поглядев на звезду. Планеты вертятся вокруг своего солнца, а солнце, строго говоря, тоже вертится вокруг планет, хотя и очень слабо. Если планета достаточно массивна и достаточно близка к своей звезде, то звезда чуть-чуть колеблется при каждом проходе планеты по орбите — и это можно измерить, чтобы определить массу планет.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Джон Эллиот из университета Лидс Метрополитэн, один из старейших участников программы SETI:

— Доктор Шостак выражает мнение, которое нельзя назвать необычным для вовлеченных в проект ученых. Цель нашего исследования меняется и эволюционирует. И мы признаем, что обнаружение и расшифровка сигналов, исходящих от внеземных разумных машин, может оказаться гораздо более трудоемкой задачей, чем возможная работа с посланиями от биологических форм жизни. Но сама идея предлагает новые направления для развития. По крайней мере, это интересно.

Мы даже сумели прямо пронаблюдать кое-какие из свежеоткрытых планет. В 2008 году группы ученых из Беркли и университета Герцберга в Британской Колумбии засняли изображения планетарных систем, известных как Фомальгаут-b и HR 8799 соответственно. Но не думайте, будто нам показали фотографии роскошных пляжей и городских пейзажей. Каждое фото размером всего в один пиксель. Более того, эти экзопланеты не назовешь туристическими местечками. Все они гораздо массивнее Юпитера и, скорее всего, состоят из газа.

В начале 2009 года NASA запустило спутник «Кеплер». Этот инструмент будет последовательно наблюдать около 100 тысяч звезд и высматривать признаки планет, вращающихся вокруг них. Когда планета проходит перед своей звездой, свет звезды чуть-чуть тускнеет. Поскольку это периодический эффект, то такое потускнение позволяет вычислить продолжительность планетарного года, размер планеты, расстояние до звезды и другие основные свойства.

Пока что мы обнаружили вне Солнечной системы больше 300 планет, и, по грубым оценкам, планеты есть примерно у 15 звезд, причем у многих не по одной, а больше. Однако подавляющее большинство обнаруженных до сих пор планет гораздо больше похожи на Юпитер, чем на Землю, и там отнюдь не курорт, если вы, конечно, не особый любитель плавать в гигантской газовой сфере, состоящей из водорода.

Нам бы, конечно, хотелось обнаружить каменную планету — «земного типа», как говорят знающие люди. Это очень непросто. Поскольку планеты земного типа гораздо менее массивны, чем газовые гиганты, они заставляют свою звезду колебаться гораздо меньше, поэтому их куда как труднее обнаружить, чем их более крупных сестер-юпитерианок. Но мы над этим работаем. Есть надежда, что спутник «Кеплер» обнаружит множество Земель, просто мы не знаем, как много. Спутник сконструирован так, что везучая инопланетная цивилизация, создавшая свой вариант «Кеплера», сможет засечь Землю.

ЕВРОПА НАМ ПОМОЖЕТ

Но зачем дожидаться результатов с «Кеплера»? Существует феномен «гравитационных линз», при котором свет отдаленных галактик увеличивается и искажается гравитационным полем галактики или скопления галактик, которые находятся между нами и ними. Увеличить дальний свет способна любая масса, так что в течение нескольких десятилетий астрономы наблюдали эффект «микролинз», когда звезда или другой объект проходит между Землей и далекой звездой. Далекая звезда в течение нескольких дней или недель становится ярче, а потом снова тускнеет.

— Таким образом, — предполагает профессор Голдберг, — мы можем зарегистрировать любую массу, в том числе и планеты, но для этого нам должно крупно повезти. В 2005 году эксперимент с оптическими гравитационными линзами (Optical Gravitational Lens Experiment или OGLE), наблюдая звезду, зарегистрировал крошечный лишний сигнал — как будто бы то самое «золотое зерно». Он засек планету, которая похожа на Землю больше всех открытых до сих пор планет и обладает массой всего в 5,5 раза больше земной. Но на ее поверхности стоит мороз в минус 200 градусов по Цельсию. Вряд ли кто из живых существ может там жить.

На Европе расположена странная сеть трубопроводов. Кто их проложил? Мы предполагаем, что для возникновения жизни нужна каменистая планета с жидкой водой, поскольку именно такая среда породила нас самих. Возможно, это не совсем честно, поскольку на самом деле мы не знаем, что это может быть за жизнь. Вполне вероятно, что жизнь зародится не на планете, а на ее спутниках. Было много предположений, что у спутника Юпитера Европы на поверхности есть жидкая вода. Точнее — под ледовым покрытием планеты как будто бы плещется соленый океан глубиной не менее 100 км. Для проверки этих предположений туда в2020-2021 годах готовится международная исследовательская миссия. По словам действительного академического советника Академии инженерных наук РФ Юрия Зайцева, перелет в систему Юпитера займет семь лет.

Вероятно, жизнь могла бы зародиться и на Европе или в другом похожем месте в нашей Галактике. Единственное, что мы можем утверждать с уверенностью, так это то, что в нашей Солнечной системе жизни нет. Кроме того, даже если предположить, что жизнь способна зародиться на планетах с более гибкими характеристиками, чем мы считали раньше, основную картину это не меняет. По-прежнему представляется, что жизнь — явление относительно редкое.

Даже в пределах нашей Солнечной системы тот факт, что это каменистая планета, вовсе не гарантирует, что это — планета, пригодная для жизни. На Меркурии и Венере слишком жарко, а у Марса нет атмосферы. В нужную зону попадает только Земля — тютелька в тютельку. Обратите внимание, что все планеты в нашей Солнечной системе вращаются вокруг Солнца по практически круглой орбите, а это значит, что на них не такие уж большие перепады температуры в течение года. Однако у большинства из 300 планет, обнаруженных вне Солнечной системы, орбиты эллиптические, а значит, на них часть года поджариваешься, а другую часть промерзаешь. Жизни такие условия не способствуют.

Однако, по словам астрофизиков, у нас хорошие перспективы. Не так давно была открыта планета под названием Gliese 58ld. Хотя она имеет массу примерно в восемь раз больше земной, но расположена достаточно близко к своей звезде, чтобы вода на поверхности почти что таяла. Хотя мы не знаем, имеется ли на ее поверхности вода и есть ли там чему таять и найдутся ли парниковые газы, чтобы разогреть планету, тем не менее Gliese 58ld — главный нынешний кандидат на звание планеты, пригодной для развития жизни.

— Итак, — подытоживает профессор Голдберг, —мы уже навострились находить планеты вне Солнечной системы, однако ни одной пригодной для жизни, в сущности, пока не нашли.

Но причин для оптимизма у нас достаточно. Только подумайте: нашей Земле примерно 4,6 миллиарда лет, а жизнь на ней зародилась всего-то через 800 миллионов лет после рождения планеты. Иначе говоря, в единственном известном нам случае жизнь зародилась практически сразу, как только смогла.

Автор: Светлана Кузина


Источник: http://tvroscosmos.ru
Категория: Наука и жизнь | Добавил: anubis (04.11.2010)
Просмотров: 481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика