Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Понедельник, 25.11.2024
Главная » Статьи » Наука и жизнь

Кто дружил с зелёным змием

Согласно данным ВЦИОМ, граждане России больше всего озабочены проблемой пьянства и инфляцией. Невежественный хор недоброжелателей по-прежнему твердит о якобы исконно русской беде — пьянстве. Для нынешнего времени это бесспорная беда, а ведь в старину было иначе… Социальные проблемы накладывают свой отпечаток на пристрастие населения к алкоголю. Однако это ещё повод говорить о наших предках исключительно как о пьяницах. Скорее, русских следует писать через запятую с другими народами, тоже не понаслышке знакомыми с зелёным змием.

Достаточно переговорить с несколькими знакомыми, оглянуться на своё окружение, послушать разговоры в общественном транспорте, — и никакого опроса проводить не надо. Хотя почему бы не проверить свои впечатления результатами, полученными на основе обработки данных социологических опросов? Увы, они безнадёжно подтверждают увиденное вокруг.

Данные последнего опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), вполне укладываются в современную картину жизни российского общества. Да, нас больше беспокоят инфляция и алкоголизм, а не проблемы демократии и национальной безопасности. Хотелось бы заметить, что последние навязаны нам со стороны. Хотя… и первые две тоже возникли не от сырости!

Что касается проблемы национальной безопасности, то она напрямую связана с распространением пьянства среди молодёжи. Элитные подразделения ГРУ и спецназа ФСБ уже ощутили на себе дефицит здорового пополнения. Неумеренное пьянство страшно не только тем, что хилые солдатики не в состоянии подтянуться на турнике или сделать подъём с переворотом. Хуже всего то, что ослабляются их умственные способности. Умственно отсталого крепыша можно послать служить в стройбат или ОМОН, но, попади он в войска стратегического назначения, греха с ним не оберёшься.

Со времён царя Гороха, а если уж быть исторически точными, то с момента приезда в Россию голштинского посольства, секретарём которого был Адам Олеарий, наши земляки воспринимаются просвещёнными европейцами и некоторыми доморощенными философами как забубенные пьянчуги. "Порок пьянства так распространён у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что если видишь по улице там и сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них внимания, как на явление самое обычное", — писал по-латыни секретарь немецкого посольства Олеарий, несколько раз бывавший в Московии в 1630-е годы.

Ничуть не лучшего мнения о русских держались и в последующие эпохи. Причём в основном те, кто по тем или иным причинам ненавидит Россию. Начиная с французского путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, оставившего после себя целую гору гнусных пасквилей, откровенного бреда и выдуманных анекдотов про русских, например про их "величайшее удовольствие — пьянство", и заканчивая высказыванием президента Латвии Вике-Фрейберги: "Мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию". До какого же свинского состояния допились прибалты, что позволили себя завоевать?!

Госпожа президент, говоря блатным языком, "попутала рамсы". И речь не про традиционно русский обычай закусывать водку… воблой. Ей, как иностранке, простительно незнание таких тонкостей. Речь о том, что даже с бодуна советские фронтовики выпьют за победу над гитлеровской Германией и освобождение народов от фашистского ига, а не за "оккупацию" каких-то лимитрофных государств.

Попробуем ослабить политический аспект проблемы. Нет, не здесь нужно искать истину! Политические противники всегда осыпают друг друга бранью, для них любое лыко в строку. (Ведь россияне в XVI и XVII веках почитали за пропойцев своих соседей — поляков и немцев.)

Давайте лучше присмотримся к повседневной жизни, а не к политическим агиткам. Вдохновитель Реформации и создатель немецкого литературного языка Мартин Лютер, которого многие почитали за истинного немца, признавал: "Наш немецкий дьявол — добрая бочка вина, а имя ему — пьянство". Производство джина в Англии XVIII века возросло настолько, что его употребление стало национальным бедствием. В доброй старой Англии, если верить газетам, книгам, мемуарам и полотнам художников, пили все. Чем выше был сан, тем больше человек выпивал. Кажется, тогда в обиход вошло выражение As drunk as a lord ("Пьяный, как лорд"). Имелось в виду, что вусмерть может напиться только богатый человек. Без меры употребляли горячительное все члены королевской семьи, за исключением самого короля.

И позже лучше не стало. Глава английского правительства в 1783–1806 годах Уильям Питт Младший частенько появлялся навеселе на заседаниях парламента. Да что говорить, древнегреческий "сказочник" Геродот утверждал, что варвары, особенно персы, все важные решения принимают, крепко выпив. Библейские патриархи и те появляются на страницах Святого Писания, приняв на грудь. Под мухой ходили средневековые монахи, которым приписывается изобретение спирта. Большинство названий современных вин ясно указывают на их монастырское происхождение.

На другом краю планеты были свои алкоголики. Ацтеки до бесчувствия пили забродивший сок агавы — пульке, майя предпочитали термоядерный напиток бал-че, изготовляемый из настоя коры определённых видов деревьев и ферментированного мёда. Японские самураи последовательно шли "путём сакэ". Само слово "сакэ", если проанализировать многочисленные версии его происхождения, неизменно приведёт нас к позитивным аллюзиям: сакаэмидзу — "жидкость процветания", выражение сакаэ, но ки значит "процветание", сакэру — "избегать, уклоняться". Этимология последнего слова указывает на то, что, выпив сакэ, можно избежать простуды.

Словом, пили везде и во все эпохи. Вопрос — как много. Во всяком случае, русские не опустились до ректального способа введения наркотических настоев из грибов, как это практиковали майя, ацтеки и коренные народности Крайнего Севера. Впрочем, следует признать, что клизма таки "догнала" эти народности. У их мужчин (впрочем, как и у женщин всех национальностей!) отсутствует эффективная этанолокисляющая система, вырабатывающая специальные ферменты для разложения алкоголя в организме.

По пути к прогрессу человек деградировал, превращаясь в существо пьющее. Вначале опьяняющие напитки использовались в религиозных ритуалах, потом закрепилась традиция выпивать на праздники. С развитием рынка и товарно-денежных отношений, оттоком крестьянского населения в города, с увеличением поборов, повинностей и налогов начинается новая глава в истории пьянства. Постепенно оно стало превращаться в обряд. В наши дни это выражается в праздновании Дня гранёного стакана. С конца XIX и начала XX столетий в больших городах всего мира пьянство становится явлением массовым. Тогда же стали образовываться первые общества трезвости и проводиться безалкогольные кампании. В 1915 году съезд русских врачей вынес решение о том, что алкоголь должен быть исключён из лечебных средств.

Традиция пропивать первый заработок с коллегами (как писал Николай Лесков, в таком случае поднимался тост "Во оставление сухомордия и в мочемордство вечное!") возникла в России в период промышленной революции XIX века. Кроме социального существует ещё и психологический аспект проблемы. По мнению современной исследовательницы, социолога и писательницы Ксении Касьяновой, для русского этнического типа личности характерны повышенная эмоциональность и неспособность легко переключаться с одного вида деятельности на другой.



Источник: http://www.pravda.ru
Категория: Наука и жизнь | Добавил: anubis (19.11.2010)
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика