Индейцы хиваро, что живут в Эквадоре и Перу, верят, что в подавляющем большинстве случаев причиной болезни является злое колдовство. Нормальная, зримая жизнь в представлении этих индейцев является всего лишь ложью, иллюзией, в то время как настоящие силы, служащие источником жизненных событий, сверхъестественны и могут быть зримы и управляемы только с помощью наркотических галлюциногенных средств. Те, кто умеет это делать, заслуживают среди своего народа большое уважение.
У индейцев хиваро встречаются знающие люди, шаманы, двух типов – колдуны и лекари. И те, и другие употребляют галлюциногенный напиток, называемый ими натема. Это по сути тот же напиток из лиан, что пьют индейцы амауака. Шаман принимает его и начинает тихо напевать. Вскоре перед его взором в темноте появляются различные очертания, и он слышит пронзительно резкую музыку тсентсак, духов-помощников, возникающих рядом с шаманом по его зову. Сила напитка насыщает их. Один из них, панги, что значит «анаконда», обвивает голову шамана, превращаясь в корону, другой, вампанг, гигантская бабочка, парит над его плечами. Змеи, пауки, птицы и летучие мыши танцуют в воздухе перед его глазами. На руках шамана появляются тысчи глаз, чтобы высмотреть врага в ночи. Услышав звук шумящей воды, человек осознает, что постиг силу тсунги, первого шамана, и теперь он может видеть истину. Так он обнаруживает маканчи, ядовитую змею, в теле больного, которую наслал вражеский шаман. Это и есть причина болезни.
С помощью этого напитка практически каждый может достичь состояния транса. А потому, примерно каждый четвертый индеец хиваро является шаманом. Любой взрослый, будь то мужчина или женщина, кто желает стать таким специалистом, просто приносит подарок главному шаману и получает от него галлюциногенный напиток и часть духов-помощников. Эти-то духи и вызывают болезни и смерти. Для тех, кто не является шаманом, они невидимы. Шаман может наслать их на тело жертвы, и, наоборот, вытащить их из тела больного, а может сформировать из них щит для самого себя. Главный шаман дает молодому кусок ярко-зеленой субстанции, отрезая ее ножом. В ней и содержатся духи-помощники, и новообращенный должен их съесть, после чего остается в постели десять дней. Так духи обретают новый дом в его желудке, откуда новый шаман может выпускать их по своему желанию. Кроме того, посвящаемый не должен проявлять активности в жизни, в том числе и половой, в течение трех месяцев с того дня, иначе он не сможет стать успешным шаманом. Через месяц после посвящения во рту молодого шамана появляется тсентсак, дух-помощник. В этот период человек страстно жаждет начать колдовать, и если он поддастся импульсу от тсентсак, то станет в будущем злым колдуном. Если же сумеет сдержать порыв, то сумеет стать лекарем. Если главный шаман был скорее колдуном, чем лекарем, то его посвященный станет колдуном, так как не сможет противостоять желанию духов-помощников убивать. Желание это ощущается самими шаманами примерно как чувство голода.
Если шаман в состоянии отказываться от половых связей в течение пяти месяцев, он сможет убить человека (если он колдун) или вылечить жертву (если он лекарь). И целый год воздержания нужен для того, чтобы стать по истине могущественным шаманом. В течение периода воздержания шаман собирает все виды насекомых и растений и других объектов, которые он теперь может превратить в тсентсак, духов-помощников. Ими может стать любое насекомое или предмет, который шаман в состоянии проглотить. Разные виды тсентсак используются для вызывания различных болезней разной степени тяжести. Чем большее разнообразие таких объектов содержит тело шамана, тем больше у него могущества и разнообразнее возможности. Эти тсентсак имеют две сущности, естественную и сверхъестественную. Первую можно увидеть без употребления галлюциногенного напитка натема, вторую же только с его помощью. Тогда открывается их настоящий облик (это может быть вид ягуара, бабочки, обезьяны и других существ, демонов) и настоящие имена духов-помощников.
Чаще всего колдовство насылается на соседей, на семьи тех, кто как-то повредил семье шамана или его друзьям, в качестве мести, так же, как и простые убийства. Колдун тайком подбирается к дому жертвы и пьет зелье натема, чтобы высвободить духов-помощников. Он караулит в лесу, и как только его жертва выходит из дома, она насылает на нее тсентсак. Если дух достаточно силен и был отправлен с положенной силой, то, достигнув тела жертвы, он вызовет смерть ее в течение периода от нескольких дней до нескольких недель. Чаще же дух просто поселяется в теле и медленно подтачивает организм. Если шаману не удается застать саму жертву, он насылает духа на любого члена его семьи, кто выйдет из дома. Чаще это бывает жена или ребенок. Когда миссия завершена, шаман тайно возвращается домой. Сама же жертва ничего не чувствует в момент совершения колдовства, иначе люди тотчас бы обращались к шаманам-лекарям за помощью.
Существует особый вид духов-помощников, который называется пасук. Он помогает колдуну, оставаясь возле тела жертвы все время в виде насекомого или лесного животного, и сам засылает вредоносные объекты внутрь тела. Шаман-лекарь должен справиться с ним самим, чтобы помочь больному. Кроме того, колдун может прибегнуть к помощи птицы вакани, что значит «душа» или «дух». Шаман обладает властью призывать этих птиц и использовать их как духов-помощников. Он дует на птиц вакани и отправляет их кружить над домом жертвы или над ней самой, пугая ее. Индейцы хиваро верят, что это может вызвать лихорадку или сумасшествие, часто со скорым смертельным исходом. После возвращения домой после колдовства шаман может послать птицу вакани поселиться в гнезде около дома жертвы. Если шаман-лекарь извлечет вредоносные объекты из тела последней и вылечит больного, колдун может отправить птице вакани больше тсентсак, чтобы та вновь направила их в тело жертвы. Если делать так постоянно, то можно лишить лекаря возможности излечить пострадавшего.
Тогда как птицы вакани являются сверхъестественными слугами, доступными для каждого, кто хочет воспользоваться их помощью, пасук, вождь среди всех духов-помощников, может служить только одному единственному шаману. Так же как и шаман может обладать только одним пасук. Этот дух обладает способностью защищаться против контратак со стороны шамана-лекаря. Последний под воздействием напитка натема видит духа пасук в облике человека, полностью, кроме глаз, покрытого железной оболочкой. Лекарь может убить его, только лишь наслав тсентсак тому в глаза, в единственную незащищенную область. Для тех же людей, кто не выпил зелье натема, пасук может являться в облике обычного тарантула.
Шаман может убить или ранить человека, используя магических духов анамук, чтобы создать сверхъестественных животных, которые атакуют жертву. Если у шамана есть дух-помощник в виде заостренной кости броненосца, он может швырнуть его в реку в то время, как жертва сплавляется по ней на плоту или в каноэ. Под водой кость превращается в анаконду и переворачивает плавсредство, делая так, чтоб человек оказался в воде. Шаман может использовать зуб убитой змеи как тсентсак, превращая его в ядовитую змею и приказывая ей укусить жертву. Точно так же колдуны могут использовать зубы ягуара или пумы.
После пяти лет после получения своих духов-помощников колдун должен пройти тест, дабы узнать, обладают ли они до сих пор достаточной силой, чтобы успешно убивать. Тест проходит на дереве – шаман должен его околдовать. Под воздействием напитка натема шаман старается забросить духов-помощников в развилку, в место, где расходится ствол. Если у шамана достаточно сил, дерево расщепляется, хотя это остается незамеченным теми, кто не пил галлюциногенный напиток. Если же колдун не справляется, это значит, что у него уже не достаточно сил для убийства. Тогда ему следует срочно отправляться к сильному шаману, чтобы получить новых духов-помощников. Пока у него не появляются товары, с помощью которых он мог бы выменять духов-помощников, колдун находится в постоянной опасности. Он в этот период совершенно беззащитен перед прочими шаманами. Поэтому он каждый день пьет зелье натема, сок табака, и еще один наркотический экстракт, пирипири. Кроме того он отдыхает в своей постели дома, чтобы сохранить силы, но при этом старается скрыть свою слабость от врагов. Когда же он покупает новых духов, то может вновь их использовать, без опасений.
Степень тяжести болезни, вызываемой колдовством, зависит как от могущества духов-помощников, так и от силы, с которой их запускают в тело жертвы. Если тсентсак пролетает сквозь тело, то в нем не остается ничего, что мог бы извлечь лекарь, и тогда пациент погибает. Если же дух застревает и поселяется в теле, тогда его можно извлечь. Однако на практике это не всегда удается сделать успешно.
Работа шамана-лекаря начинается с того, что он определяет, вызвана болезнь колдовством или же нет. После полудня и ранним вечером он пьет напитки натема, пирипири и табачный сок, которые позволяют ему смотреть сквозь тело пациента, как через стекло. Если причиной болезни является колдовство, тогда внутри больного шаман видит чужеродный объект и может определить, в состоянии ли он излечить человека. Он вытаскивает магические шипы из тела пациента только ночью и только в неосвещенной части дома, так как только в темноте он может узреть видения реального мира, вызванные наркотическими средствами. После захода солнца шаман будит своих духов-помощников, начиная напевать целительную песню. Затем он выпускает двух духов и помещает их себе в горло и рот. Они должны быть идентичны тому, которого он увидел в теле больного. Именно они должны поймать сверхъестественную сущность магической колючки, которую лекарь вытаскивает из тела пациента. Если первый из духов-помощников шамана не поймает тсентсак колдуна, второй дух во рту шамана закроет доступ ему внутрь тела шамана. Если же не справятся оба, то тсентсак проникнет в желудок лекаря и убьет его. Поймав магическую колючку, или духа-помощника колдуна, шаман материализует его во рту, а затем изображает рвоту и выплевывает вполне материальный объект, который затем демонстрирует пациенту и его семье со словами: «Я вытянул его. Вот он, перед вами». Простые обыватели думают, что этот материальный объект и сидел в теле больного, шаман же не разубеждает их. Ведь он знает, что у духов-помощников два обличия, настоящее и материальное. Шаман вытаскивает из тела настоящий тсентсак, а соответствующий ему маленький материальный объект заранее кладет себе в рот. Без такого наглядного свидетельства шаман бы не мог убедить родственников в том, что вылечил больного и что они должны ему за это заплатить.
Способность шамана извлекать тсентсак зависит в основном от качества и силы его собственных духов-помощников, которых он может иметь сотни. Под воздействием наркотических средств он видит их вокруг себя в обличии зооморфных существ, парящих над ним, сидящих на плечах, липнущих к его коже. Он видит, как они помогают вытянуть магическую колючку из тела жертвы. Шаман-лекарь должен пить сок табака раз в несколько часов, чтобы они были постоянно сыты и не разбежались.
Шаман-лекарь также должен уметь справляться с духом пасук, который может находиться невдалеке от тела больного, чтобы насылать новых духов. Лекарь выпивает дополнительную дозу зелья натема, чтобы увидеть духа пасук и завербовать больше духов-помощников на дуэль с ним. Тогда как пасук закован в железо, сам шаман имеет щит, составленный из своих духов-помощников, которые успешно отражают нападения со стороны пасук. Этот щит закрывает его, пока не заканчивается действие напитка натема. Если лекарь обнаруживает магическую колючку в теле пациента после того, как справился с духом пасук, то он предполагает наличие поблизости птицы вакани. Тогда шаман выпивает майкуа, галлюциногенное средство, которое даже сильнее натема, а также табачный сок, и тихо крадется по лесу, чтобы найти и убить птицу с помощью тсентсак. Совершив это, лекарь возвращается в дом больного и дует во все углы, чтобы очистить воздух от духов, насланных птицей, и извлекает последних из них из тела пациента. Так может продолжаться и на следующую ночь.
После извлечения магической колючки шаман складывает ее в маленькую коробочку. Он не проглатывает этого духа-помощника, потому что он ему не принадлежит, а потому может убить лекаря, если попадет внутрь его тела. Позже шаман выбрасывает колючку в воздух, и она летит назад к тому колдуну, кто наслал ее на пациента. Дух-помощник возвращается к хозяину и в случае смерти ученика шамана, с которым тот поделился некоторым количеством своих духов. Помимо этого непредсказуемого возвращения старых магических колючек, шаман может заполучить во владение и духа, насланного на него другим колдуном. Шаманы постоянно должны употреблять сок табака, чтобы их духи-помощники днем и ночью были наготове и могли защитить своего хозяина от нападения со стороны колдунов, отразить вражеские магические колючки. Шаман даже не отваживается выйти на прогулку, не захватив с собой зеленые листья табака, из которых он готовит сок, помогающий его духам быть бдительными. Менее часто, но все же регулярно, он также должен пить напиток натема с той же целью и чтобы всегда быть на связи с настоящей реальностью (котрые другие люди считают сверхъестественной).
Во время лечения шаман может увидеть того колдуна, что наслал духов, даже если тот живет далеко или принадлежит другому племени. Семье больного это известно, и они настоятельно требуют, чтобы шаман выдал виновного, особенно если пациент умирает. Сами шаманы же заинтересованы в том, чтобы действительно смочь узреть колдуна, так как в ином случае члены семьи будут винить его самого.
Периодически шаманы становятся слабыми и должны приобретать новых духов-помощников. Лекари теряют силу, особенно после лечения пациента, на которого наслал магическую колючку колдун, только что получивший свежих духов-помощников. Так что самыми сильными шаманами являются те, кто может постоянно покупать новые партии тсентсак у других шаманов. Еще шаман может забрать обратно своих духов у других, кому он их когда-то отдал. Чтобы сделать это, он пьет зелье натема и, используя своих тсентсак, строит мост от себя до другого шамана в виде радуги. Затем он запускает по нему духа-помощника. Тот ударяется о землю перед другим шаманом со взрывом, похожим на удар молнии. Цель этого действия удивить, напугать шамана, чтобы тот на время потерял контроль над охраной своих магических колючек, допуская, чтобы первый шаман забрал их обратно с помощью моста-радуги. Потерю своих помощников второй шаман, даже выпив натема, не заметит, но может заболеть. Несмотря на то, что болезнь его обычно несерьезна в таких обстоятельствах, он становится уязвимым для удара со стороны колдунов. К счастью для антропологов, некоторые из этих шаманов оставляют свою деятельность, особенно после утраты духов-помощников, и могут поделиться своими знаниями с чужаками, так как больше не заинтересованы в сохранении секретов своей профессии. Что, впрочем, не вредит практикующим шаманам, так как просто слова для них не важны. Они считают, что единственным средством постижения тайн их призвания является напиток натема.
http://latindex.ru/content/articles/8135/
|