Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Вторник, 26.11.2024
Главная » Статьи » Наука и жизнь

Действительно ли празднование Рождества имеет языческое происхождение?
Атеисты часто указывают христианам на языческое происхождение Рождества, поэтому часть христиан отказываются его праздновать, в то время как другие считают, что независимо от происхождения Рождество открывает хорошие возможности для евангелизации. Кто же прав?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно отправиться в Северную Африку конца третьего века.

В 284г н.э. императором стал Диоклетиан. Во время его правления первохристианская церковь пережила одно из суровых гонений в своей истории. Многие христиане, в том числе и некоторые руководители церкви, отказались от своей веры перед угрозой преследований. Позднее, с отречением Диоклетиана, гонения на Западе были прекращены, и христиане вернулись к жизни в безопасности. Но это создало специфическую проблему: позволительно ли тем, кто отрекся от веры, вернуться в лоно церкви? Могут ли отступники-руководители занимать прежние церковные должности?

Следуя примеру Спасителя, Церковь в целом ответила "да", не лишая их шанса начать все сначала.

Но в Северной Африке возникло движение, которое воспротивилось такому решению. Здесь христиане верили, что если позволить отступившим вернуться, то это осквернит чистоту церкви и откроет дверь язычеству. Это группа стала известна как донатисты, названные по имени их руководителя Доната.

Какое это имеет отношение к Рождеству? Донатисты отмечали рождение Иисуса 25 декабря. Это группа, которая стремилась всеми путями избежать компромисса даже с намеком на язычество, тем не менее следовали традиции праздновать рождение Иисуса в тот же день, что большинство христиан отмечают сегодня.

Так как же возникло представление, что празднование 25 декабря имеет языческие корни?

Некоторые утверждают, что христиане заимствовали день, который отмечался как день зимнего солнцестояния. Но ведь известно, что этот день (22 декабря) на несколько дней раньше, чем Рождество. Некоторые указывают на фестиваль Сатурналий, но он проходил в период с 17 по 23 декабря.

Другие ссылаются на существовавший культ солнца, в частности на фестиваль Sol Invictus (непобедимого Солнца), установленный императором Аврелианом 25 декабря 274 года. Однако, при ближайшем рассмотрении очевидно, что это не был традиционный день поклонения Солнцу. Два храма солнца в Риме отмечали свои праздники 9 и 28 августа. Это было время роста популярности нового солнцепоклоннического культа бога Митры.

Долгое время считалось, что этот культ был заимствованием с Востока. Но теперь историки склоняются к мнению, что Митраизм был изобретением римлян. Культ был специально создан для имперской бюрократии. Но в митраизме не было никаких праздников, связанных с днями солнцестояния или равноденствия.

Получается, что Аврелиан, который был враждебен к христианству, установил дату, не имеющую отношения к языческому культу солнца. Для чего? Некоторые полагают, что он пытался создать языческую альтернативу другим праздникам в этот день, стремясь объединить империю. Этим другим праздником было празднование рождества Иисуса. Фактически, не смотря на декларацию Аврелиана, не существует никаких записей о праздновании Sol Invictus 25 декабря до 354-362гг, т.е. гораздо позже, чем возникла христианская традиция праздновать рождество.

И только в XVII-XVIII веках исследователи эпохи Просвещения выдвинули предположение, что христианство заимствовало дату Рождества у язычников.

Однако существует другая проблема. Мы знаем, исходя из Евангельского повествования очень маловероятно, что Иисус родился в декабре. Почему же тогда церковь решили праздновать этот день именно тогда?

Для ответа на этот вопрос нужно учитывать два фактора: дату смерти Иисуса и еврейские традиции. Для ранних христиан было очень важно празднование смерти, погребения и воскресения Иисуса. Церковь приложила немало усилий, стремясь определить дату этого события. Расчет затруднялся необходимостью определить, в каком году это случилось и какой календарь использовался: еврейский или римский. После долгих дебатов, церковь на Западе и в Африке определила 25 марта как дату распятия Иисуса.

В еврейской традиции считалось, что пророки умерли в тот же день, когда и родились. Эта идея может показаться весьма странной для нас сегодня, но она была понятна и принята ранней церковью. Однако Иисус отличался от пророков - его жизнь началась не с момента рождения, а с момента, когда ангел Гавриил явился Марии. Вот почему первые христиане праздновали Благовещение (объявление Марии, что она зачнет ребенка) 25 марта. Добавляя к этой дате 9 месяцев беременности, мы получаем дату рождения - 25 декабря.

Сегодня мы знаем, что Иисус родился не на Рождество, но церковь решила отмечать его в этот день. Даже если они не знали действительную дату рождения Иисуса, ранние христиане, исходя из еврейской традиции, выбрали дату, для того, чтобы отметить факт того, что Бог возлюбил мир и послал Сына Своего как младенца.

Эта дата не имеет никакого отношения к языческим богам - предположение об этом возникло много лет спустя.

Автор: Андрей Уиллис, перевод: http://mosadvent.ru
Категория: Наука и жизнь | Добавил: anubis (06.01.2011)
Просмотров: 891 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика