Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Среда, 13.11.2024
Главная » Статьи » Наука и жизнь

Черниговский "граф Дракула"

В фольклоре древней черниговской земли видное место занимают предания об упырях, так здесь называют призраков. Одна из наиболее жутких историй, вошедших в эту обойму, берег начале 4 марта 1702 года.

Похороны полковника

В этот день в своем Бобровицком замке недалеко от Чернигова умер на 63 году жизни крупный земельный магнат, представитель высшего слоя украинского казачества, полковник Черниговского полка, бывший генеральный обозный Войска Запорожского (то есть, министр финансов) Василий Касперович Дунин-Борковский.

В последние годы жизни полковник много жертвовал на благотворительность. На его средства в Чернигове были отреставрированы Успенский и Спасо-Преображенский соборы, построены церкви Воскресения, Петра и Павла... Он передавал церкви богато украшенные иконостасы, драгоценную утварь, щедро раздавал милостыню нуждающимся...

Но вот какая странность: публично демонстрируя свою набожность, этот влиятельный деятель очень редко посещал церковную службу. В городе не прекращались слухи, передаваемые шепотом, что своей благотворительностью полковник стремится всего лишь замолить старые грехи. Говорили, что в действительности он чернокнижник и продал душу нечистой силе.

Со ссылкой на его слуг, рассказывали, что б дневное время суток Борковский спит, плотно зашторив окна, так как боится солнечного света. Зато по ночам он якобы бодрствует, творя черные колдовские дела. Вспоминали, что именно после того, как Дунин-Борковский осел в своем поместье, в окрестностях Чернигова начали десятками пропадать паломники, шедшие к святым местам на богомолье. Молва склонялась к выводу, что покойник при жизни был упырем и пил человеческую кровь. Но слухи слухами, а похоронили его по православному церковному обряду, со всеми полагавшимися почестями.

Гроб установили в Успенском соборе Елецкого монастыря, где, по устоявшейся традиции хоронили лишь выдающихся личностей, в том числе потомственных черниговских князей. Однако в ходе этой торжественной церемонии бывалые люди качали головами: "ох, не к добру все это!".

Черная карета

Спустя примерно полгода в тихом Чернигове начали происходить ужасные, неслыханные события. В полночь ворота Елецкого монастыря распахивались сами собой, и оттуда беззвучно вылетала черная карета, запряженная быстроногими вороными конями. На подножках мистического экипажа стояли некие рогатые и хвостатые существа, а в ее окнах четко проглядывался профиль полковника с трубкой в зубах. Карета вихрем неслась к родовому замку Борковских, что подступал к Черной круче, возвышавшейся над Десной. Здесь карета останавливалась, и из нее выходил упырь Борковский. Мерным шагом он направлялся в сад и замирал у старого заброшенного колодца, указывая на него пальцем. Но вот раздавался крик петуха, и тогда жуткое видение постепенно исчезало, словно растворялось в предутреннем воздухе.

Генеральный обозный

Свою родословную этот богатейший магнат гетманской Украины вел от датского королевского дома Дуненов и графов Священной Римской империи. Его отец Каспер-Анджей Дунин, служил польской короне, получив во владение от короля Владислава село Борковку, после чего стал добавлять к своей фамилии топонимическую приставку - Борковский.

В тот период крупные земельные магнаты не подчинялись никакой власти и нередко воевали между собой, без пощады уничтожая род неприятеля. В вихре этой междоусобицы, как гласит предание, погибла почти вся семья Борковских. Якобы чудом спасся только маленький Василий, который, однако, исчез неведомо куда.

21 год о нем не было ни слуху, ни духу, а появился он вскоре после подписания Андрусовского перемирия 1667 года, по которому Польша возвратила России Смоленские и Черниговские земли, а также признала воссоединение с Россией Левобережной Украины.

Борковский принял православие, вновь вступил во владение родовыми землями и поместьями, кроме того, был назначен сотником Черниговского полка.

Это был сложный период в истории Украины. Гетманы менялись часто, в один миг рушились многие судьбы, но молодой Борковский с удивительной для его лет прозорливостью успешно лавировал в этой непростой ситуации.

Ему было всего 32 года, когда гетман Иван Самойлович назначил его полковником Черниговского полка и передал ему во владение множество сел на Левобережной Украине. Но вскоре Василий Борковский фактически предал своего благодетеля, подписав донос на него, а затем поддержал в борьбе за гетманскую булаву Ивана Мазепу, за что позднее получил дополнительные привилегии. Помимо прочего, полковник был владельцем единственного на Черниговщине кирпичного завода, приносившего ему значительный доход. В отличие от большинства представителей казацкой старшины, Василий Борковский отличался широкой образованностью, имел дома большую библиотеку, знал 12 языков...

Где же он мог научиться всей этой книжной премудрости? Ясно, что только в иноземных краях, утверждали его недоброжелатели.

Колдун или жертва?

После появления упыря в черной карете черниговцы в массовом порядке стали обращаться к архиепископу Иоанну Максимовичу с просьбой "словом Божьим остановить видения".

И вот, повинуясь пожеланию мирян, архиепископ собрал в одну из весенних ночей у Красного моста процессию из священников и паствы. Едва пробила полночь, как из ворот монастыря вылетел призрачный черный экипаж. И тогда, по зову архиепископа, процессия с крестами и хоругвями перекрыла дорогу, встав на пути упыря. Страшный экипаж неудержимо мчался вперед. Но вот прозвучали слова молитвы, и свершилось чудо! Кони и карета превратились в серое облако, которое поплыло к реке и вскоре растворилось в ночи без следа. Но еще прежде упырь выпал из кареты в реку, скрывшись навсегда в ее глубинах.

Люди, однако, не успокоились и не стали расходиться. Едва дождавшись утра, они пришли к Успенскому собору и достали гроб Борковского. Покойный полковник лежал в нем как живой, более того, в его крепких зубах дымилась трубка! Теперь все могли убедиться, что перед ним истинный упырь! Кто-то принес осиновый кол, которым пробили грудь покойника. Затем гроб отвезли в Борковку и закопали на берегу Десны.

А на следующую ночь над Черниговом разразилась гроза невиданной силы. Ветвистые молнии разрывали небо на части, ливень стоял стеной, река вышла из берегов, затопила место захоронения Борковского и унесла с собой труп колдуна-упыря. Через некоторое время прихожане раскопали старый сухой колодец, у которого обычно останавливался призрак. У самого дна имелся лаз в небольшую нишу, где на замшелом валуне покоилась книга, обтянутая черной кожей с непонятными письменами.

Тогда же пошли гулять слухи, что родственники усопшего магната так и не смогли найти накопленного тем золота. Очевидно, перед смертью упырь спрятал его в надежном тайнике.

В последующие годы несчастья обрушились на все те церкви, которые при жизни "облагодетельствовал" Дунин-Борковский. Сгорели церкви Воскресения, Петра и Павла, исчезли драгоценные дары из других культовых зданий...

Вместе с тем, существует версия, что Борковский вовсе не умер, а уснул летаргическим сном, оттого-то, мол, и лежал в гробу, как живой, став жертвой невежественной толпы. Однако эта версия никак не объясняет всех тех чудес, что творились в Чернигове после похорон полковника.

Лучи славы

По мнению ряда историков и литературоведов, именно Василий Дунин-Борковский послужил прототипом образа колдуна из повести Н.В.Гоголя "Страшная месть". Гоголевский персонаж, как известно, тоже "двадцать один год пропадал без вести", "в чужой земле", где "и церквей Христовых нет". Он тоже был чернокнижником и не творил молитвы... По легенде, вся эта история была якобы записана на стенах Троицкого собора в Чернигове, но в начале XIX века надпись закрасили по распоряжению церковных властей. Затем украинский историк и этнограф Николай Маркевич поместил это предание в книге "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", изданной в 1860 году. Клад, зарытый Борковским, не найден до сих пор. Согласно упорным слухам, это сокровище дастся в руки только тому, кто снимет с него чужеземное заклятье, наложенное упырем.


Автор: Записал В.Нечипоренко

Источник: Интересная газета. Магия и мистика; №24 2010 г.

Категория: Наука и жизнь | Добавил: anubis (20.01.2011)
Просмотров: 618 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика