Главная » Статьи » Наука и жизнь |
Реальность, которой нет!
Альберт Эйнштейн Это потрясающе! Устройство позволяет трогать предметы, которых на самом деле не существует. С помощью вибрации можно заставить зрителя почувствовать, что он толкает объект или тянет его на себя. Всё началось с того, что специалисты в квантовой физике сначала теоретически, а затем и экспериментально подвергли сомнению основной постулат материализма — наличие объективной реальности. По определению, объективная реальность — весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях, существующий независимо от человеческого сознания и первичный по отношению к нему. Однако, как остроумно заметил сэр Уинстон Черчилль:"объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови". На самом деле нас окружают в мире только силы и ничего более. Множество разнообразных сил, заполняющих мироздание, сводится по сути дела к комбинации всего двух разнонаправленных сил: силы воздействия на объект и силы реакции объекта на это воздействие. Даже обычная физика уже признаёт, что частиц материала как такового не существует — есть только силы, какие-то волны. Мы их обнаруживаем лишь посредством своей реакции на них. Почему я чувствую какой-то предмет: его цвет, объём, вес, температуру? — так я ощущаю силы, воздействующие на мои сенсоры, и рисую себе предмет, согласно своим ощущениям. При этом не задумываюсь над тем, что же на самом деле мой мозг нарисовал. Учёные доказали, что мозг каждую секунду обрабатывает свыше четырёхсот миллиардов бит информации. Из этого астрономического количества мы осознаём лишь около двух тысяч бит! Что же в таком случае мы себе рисуем? Разве можно это считать реальностью? Это подобно изображению на экране компьютера, которое рисуется электромагнитными силами. С той лишь разницей, что у нас более качественная картинка — трёхмерная, живая, ощутимая, но такая же далёкая от реальности. Подобным образом мы воспринимаем всю окружающую нас действительность. Мы так привыкли к этому фильму, что он кажется нам правдивым. Сегодня учёные уже вплотную приблизились к решению труднейшей задачи — отображению окружающей действительности средствами компьютерной техники. Существующая пока ещё грань между компьютерным изображением и окружающим нас миром уже начинает быстро стираться. Так немецкими учёными из института Фраунгофера совсем недавно был создан 3D-дисплей, который при помощи двух камер отслеживает положение глаз зрителя и соответствующим образом подстраивает изображение. А японские физики из национального института передовых прикладных наук и технологий (AIST) в своих разработках продвинулись ещё дальше, создав возможность зрителю также пощупать объёмное изображение, испытать чувство осязания. Эффект достигается посредством миниатюрных приборчиков, надеваемых на пальцы. Они снабжены рисунками — маркерами, которые распознает набор камер. В данной новинке компьютер вычисляет положение пальцев и может двигать виртуальный объект. Но иллюзия была бы неполной без обратной тактильной связи. За этот эффект тоже отвечают "напёрстки", в работе которых задействованы небольшие вибрации. Главное же в создании иллюзии — это синхронизация взаимодействия всех сторон процесса. С этой целью при перемещении пальцев пользователя компьютер вычисляет силу, приложенную к наблюдаемому объекту, и заставляет этот объект деформироваться с той степенью и в том направлении, которое согласуется с положением пальцев. Одновременно система создаёт тактильный и кинестетический, связанный с движением в пространстве, отклик нужной силы. При этом можно испытывать ощущение абсолютно реального физического контакта. Учёные полагают, что на основе этой технологии можно создавать даже виртуальные музеи. Компьютер позволяет не только увидеть скульптуры, но и потрогать их. Это, бесспорно, яркое открытие в сфере тактильных ощущений. Сегодня уже возможно создание иллюзий, по своим законам удивительно сходных с иллюзиями зрительными. Каков механизм таких "фокусов"? Учёные только приоткрывают завесу тайны. Таким образом, новейшие технологии позволяют видеть, слышать и даже трогать объёмные компьютерные изображения. Более того, американские учёные предприняли попытку создания у пользователей компьютеров также иллюзии запахов и вкусов. Они снабдили компьютер сменным картриджем, содержащим более 100 различных ароматических веществ, которые по команде компьютера смешиваются, образуя нужный запах. Основой технологии (подобно тому, как это происходит в струйном принтере) является тот факт, что "сложный"запах может быть воссоздан путём смешения ограниченного числа "элементарных" составляющих. По свидетельству разработчиков, устройство уже сегодня даёт возможность более чем на половину решить задачу обеспечения полного спектра различимых человеком запахов. Принципиальная схема технологии состоит из трёх этапов: оцифровка запахов, передача информации и синтез запахов. При этом интенсивность определяется специальным регулятором. А вот французским учёным удалось создать робота, который моделирует основные процессы, происходящие при поедании пищи человеком. Остаётся только оцифровать эти процессы, передать информацию и воспроизвести вкусовые ощущения посредством разработанной матрицы датчиков, накладываемой на язык пользователя персонального компьютера. Однако до сих пор даже в самых дорогих устройствах не делалось попыток воздействовать на способность человека воспринимать запах и вкус одновременно. При этом стоит заметить, что обонятельные и вкусовые рецепторы человека неразрывно связаны между собой. По некоторым данным, около 70% "вкусовых" свойств пищи определяется именно её запахом. И хотя, несомненно, главным источником восприятия окружающей среды для человека являются зрение и слух (около 95% воспринимаемой информации определяется зрением и слухом), тактильные ощущения, запахи и вкус достаточно сильно влияют на наше состояние. Поэтому для полноты картины создаваемой иллюзии важно смоделировать все пять органов ощущений. Исходя из того, что любой объект в окружающей нас среде, является одновременно приёмником и излучателем физических колебательных процессов, функционируя строго в настройке своего диапазона — получаем возможность выделить из всего спектра нужные частоты для того или иного органа наших чувств. При этом основная трудность, безусловно, состоит в синхронизации принимаемых сигналов. В связи с этим и моделирование всех пяти органов ощущений и тем более построение виртуальной действительности является архисложной, но очень почётной задачей. Несомненно, что учёные ещё только в начале этого трудного пути. Однако если вспомнить первые радио и телеприёмники, а также компьютеры и сравнить их с современными устройствами, то сомневаться в преодолении этих сложностей нет оснований. Но даже первые шаги, проделанные учёными в направлении компьютерного моделирования окружающей действительности, дают веские основания заявить, что взаимодействие сущностей, отражающих свойства физического объекта и согласованных между собой — рождает иллюзию физической реальности. Таким образом, объективная реальность растворяется, превращаясь в виртуальную, а грань между реальной и виртуальной действительностью исчезает. Юрий Ядыкин | ||
Просмотров: 677 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |