Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Суббота, 23.11.2024
Главная » Статьи » Наука и жизнь

Памятные даты в современной истории
2.11.1917 - Британский министр иностранных дел лорд Бальфур в письме к лидеру британских сионистов Ротшильду сообщает о согласии правительства Великобритании на "создание в Палестине национального очага для еврейского народа"

1. Декларация Бальфура – дипломатическая ситуация
1) Британская политика на Ближнем Востоке в начале XX века

Великие европейские державы – Россия, Франция, Германия и Британия – внимательно наблюдали за процессом упадка Оттоманской империи в XIX и в начале XX века. У каждой из этих держав были свои интересы на Ближнем Востоке, бывшем частью Оттоманской империи. Наиболее заинтересованной стороной была Британия. Дело в том, что у Британии в этом регионе были две важные задачи: сохранение пути в Индию и защита Египта, который с 1882 года находился под ее властью. Суэцкий канал был одним из важнейших путей сообщения, поэтому одной из причин, побуждавших Англию стремиться к господству в Палестине, было желание сохранить за собой Суэцкий канал.

2) Послание Мак-Магона (1915)

В 1915 году нападение турок на Суэцкий канал со стороны Синайской пустыни закончилось поражением. Несмотря на победу, англичане стали проявлять беспокойство по поводу судьбы Суэцкого канала и поэтому усилили свою антитурецкую деятельность. Англичане попытались убедить Хусейна, вождя арабов Аравийского полуострова, присоединиться к антитурецкому восстанию. Хусейн потребовал «награды». Британский министр Мак-Магон, бывший в то время военным губернатором Египта, в октябре 1915 года направил Хусейну письмо, известное как «Послание Мак-Магона». В этом послании было заявлено, что Британия готова признать независимость арабов на территории от Средиземного моря до Персидского залива при условии отказа от территорий севернее Дамаска и Персидского залива. В послании не были обозначены границы предполагаемых государств. Обещания были достаточно расплывчатыми. Арабы утверждали, что в «Послании Мак-Магона» Земля Израиля была обещана им в качестве независимого арабского государства, англичане категорически это отрицали и утверждали, что Земля Израиля не была включена в обещанные арабам территории.

3) Соглашение Сайкса-Пико (1916)

В разгар первой мировой войны, еще до того, как судьба Ближнего Востока была решена, в мае 1916 года между Францией и Британией был подписан договор, известный как Соглашение Сайкса-Пико. Согласно этому договору, Ближний Восток был разделен на «сферы влияния» этих двух великих держав. Было установлено, что на Аравийском полуострове будет основано независимое арабское государство, а Ирак и Сирия войдут в сферы влияния. Земля Израиля будет частично под французским, частично под английским, а частично под международным управлением. Территория между Газой и Акабским заливом, включая берег Иордана до Персидского залива, будет во власти Британии. Хотя Британия обеспечила свое влияние от Средиземного моря до Персидского залива, она не была довольна этим соглашением и поэтому не собиралась его выполнять.

2. Руководство сионистского движения – деятельность Хаима Вейцмана
В начале войны перед Сионистской организацией встала серьезная проблема. Центр движения находился в Берлине. Германия и Австрия вступили в острое противостояние со странами Антанты – Англией, Францией и Россией. Во всех этих странах существовали значительные еврейские центры, десятки тысяч солдат-евреев воевали по обе стороны фронта. Руководители сионистского движения заняли нейтральную позицию и остерегались выражать поддержку одной из воюющих сторон, чтобы не повредить евреям противной стороны. Однако некоторые руководители Сионистской организации были убеждены, что сионизм не может надеяться на турецкую власть и что Британия должна завоевать Землю Израиля. Во главе этой группы стоял доктор Хаим Вейцман. Более трех лет без устали трудился он для того, чтобы британское правительство признало сионистское движение.

Хаим Вейцман (1874-1952) родился в местечке Мотыли около Пинска, в «черте оседлости». Его отец, богатый лесоторговец, послал его учиться в Германию и Швейцарию. В возрасте 25 лет Вейцман получил докторскую степень, в 1904 году стал профессором химии в Манчестерском университете в Англии. Начиная со Второго сионистского конгресса он принимал деятельное участие в сионистском движении. Вейцман был одним из противников угандийской программы. На Восьмом конгрессе, в 1907 году, была принята его позиция синтетического сионизма, сочетавшая практическую деятельность в Палестине с дипломатической деятельностью, подобной той, которой занимался Теодор Герцль. На последнем предвоенном Девятом конгрессе, состоявшемся в 1913 году, по предложению Вейцмана и Усышкина было принято решение основать в Иерусалиме Еврейский университет, который стал одним из важнейших достижений сионизма на Земле Израиля.

Самым значительным периодом в жизни Хаима Вейцмана было время первой мировой войны. Как химик, он помогал Британии; как пламенный сионист, с самого начала войны веривший в победу англичан, он прилагал огромные дипломатические усилия, целью которых было внедрение идеи еврейского государства в сознание общественных деятелей Британии. Вейцман сумел привлечь на свою сторону влиятельного редактора газеты «Манчестер гардиан» Чарльза Скотта. Через Чарльза Скотта он познакомился с Гербертом Самюэлем, первым евреем, ставшим министром в британском кабинете, а позднее – первым британским верховным комиссаром Палестины, а также с Дэйвидом Ллойд-Джорджем. который в 1915 году стал военным министром, а годом позже – главой правительства. Вейцман еще более сблизился с виднейшими политическими деятелями Британии после того, как разработал новый способ производства ацетона, важного химического компонента взрывчатки. Когда лорд Бальфур занял пост министра иностранных дел в коалиционном правительстве Ллойд-Джорджа, британское правительство было уже готово к тому, чтобы на государственном уровне признать сионистское движение, что было этому движению совершенно необходимо.

Хаим Вейцман впервые встретил лорда Бальфура в 1906 году, после того как тот потерял пост главы правительства. В своей автобиографии Вейцман описывает, как во время этой встречи он, сионист, объяснил британскому политику, почему сионистское движение не могло принять угандийский проект, предложенный ему во время правления Бальфура:

«И вдруг я сказал ему: "Мистер Бальфур, допустим, что я предложу Вам Париж вместо Лондона, Вы его примете?” Он выпрямился в кресле, посмотрел на меня и сказал: "Но, доктор Вейцман, Лондон – наш!”

"Верно, – сказал я, – а Иерусалим был нашим уже тогда, когда на месте Лондона не было ничего, кроме болота”».

3. Декларация Бальфура: содержание и причины публикации
Существовали серьезные обстоятельства, припятствовавшие публикации Декларации:

1) Многие британские политики считали еврейское государство абсолютным абсурдом, фантазией, порожденной воспаленным восточным воображением и не судящей никакой пользы для британской империи.

2) Министерство иностранных дел опасалось, что «ухаживание за евреями испортит отношения с арабами».

3) На Востоке начинало развиваться арабское национальное движение.

4) В Англии существовали антисионистские еврейские круги, которые противились публикации Декларации Бальфура из опасения, что таким образом будет нанесен ущерб положению английских евреев.

5) Для большинства британцев судьба Земли Израиля казалась вопросом третьестепенной важности по сравнению с другими проблемами, связанными с войной.

Несмотря на все трудности, 2 ноября 1917 года. после долгих и утомительных переговоров, в ходе которых стороны обменялись несколькими черновыми вариантами, долгожданная Декларация появилась в виде письма, подписанного лордом Бальфуром и адресованного барону Ротшильду, неофициальному главе британского еврейства. В этой декларации говорилось:

«Дорогой лорд Ротшильд, мне выпала большая честь передать Вам от имени Его Величества следующую Декларацию поддержки еврейских сионистских устремлений, поданную на рассмотрение кабинета и утвержденную им: "Правительство Его Величества с одобрением смотрит на основание национального очага еврейского народа в Земле Израиля и сделает все, что в его силах, чтобы облегчить осуществление этой задачи, при условии, что не будет сделано ничего, что могло бы причинить ущерб гражданским и религиозным правам нееврейских общин, проживающих в Земле Израиля, или правам и политическому положению евреев в других странах”».

Какие обстоятельства вызвали публикацию Декларации Бальфура?

1) Энергичная деятельность Хаима Вейцмана, выходца из «черты оседлости», который с головой окунулся в дело международной дипломатии и добился для евреев такой победы, о которой они не осмеливались мечтать. Вейцман достиг столь значительного влияния в высших кругах благодаря своим широким связям, европейской манере поведения, своему научному имени, своей логике и своей настойчивости.

2) Начиная с 1916 года британское правительство возглавляли Ллойд-Джордж и Бальфур. Они были протестантами, воспитанными на библейской традиции, и поэтому симпатизировали сионизму, видя в нем справедливую национальную задачу, своего рода боговдохновенное подвижничество.

3) В решающий момент первой мировой войны Британия старалась привлечь на свою сторону евреев всего мира.

4) Британской армии предстояло захватить Палестину, поэтому Британия была заинтересована в наличии в стратегически важном районе, недалеко от Суэцкого канала, дружественного еврейского населения.

5) После февральской революции 1917 года в России Англию волновало, какую позицию в войне займет новое правительство. Англичане были заинтересованы в привлечении симпатий российского еврейства на сторону стран-союзниц.

6) Признание сионистского движения давало Британии возможность предстать в глазах мирового сообщества не в качестве империалистического захватчика, угнетателя других народов, а в качестве покровителя местных национальных движений.

4. Значение Декларации Бальфура
Первой реакцией мирового еврейства и Сионистской организации на провозглашение Декларации Бальфура было выражение восхищения перед Англией. Многие сравнивали Декларацию Бальфура с Указом Кира (указом персидского царя, который в VI веке до нашей эры разрешил евреям вернуться из вавилонского изгнания в Землю Израиля, вновь населить ее и построить Второй Храм). Итак, несмотря на то, что намерения составителей Декларации выражены не очень ясно и поэтому вызывают ряд сомнений, Декларацию Бальфура можно назвать поворотной точкой в истории сионизма:

1) Декларация стала политической и нравственной победой сионизма; ее провозглашение означало международное признание сионистских устремлений и права еврейского народа возвратиться на свою землю.

2) Декларация укрепила положение Хаима Вейцмана в сионистском движении и превратила его в признанного лидера Сионистской организации.

3) Декларация объединила евреев-сионистов всего мира, показав им, что возможно достичь единой национальной цели.

4) Декларация спровоцировала развитие арабского национального движения, которое начало открытую борьбу против сионизма, отныне ставшего одним из важных элементов мировой политики.

Основное значение Декларации Бальфура в том, что она была понята и евреями, и неевреями во всем мире как обещание не препятствовать созданию еврейского государства. Относительно границ «национального очага» или «еврейского государства» не было сказано ничего определенного, поэтому стороны продолжали спорить. Сам Бальфур через две недели после провозглашения Декларации сказал, что Земля Израиля должна стать «еврейской родиной».

Одно из его знаменитых высказываний таково: «Прав ли сионизм или неправ, хорош он или плох, но он основывается на наследии поколений, на сегодняшних нуждах и надеждах на будущее, поэтому он важнее, чем желания и мнения 700.000 арабов, населяющих эту древнюю землю».

5. Освобождение от турецкого владычества – захват Земли Израиля англичанами
К тому времени, когда разразилась первая мировая война, еврейское население Палестины насчитывало более 85.000 человек. К концу войны это число снизилось до 56.000. Война отрезала еврейский ишув от тех стран, из которых в основном прибывали репатрианты и денежная помощь. Ишув потерял защиту европейских законов и стал объектом турецкого произвола. Евреи были обязаны принять оттоманское подданство, а того, кто на это не соглашался, изгоняли из страны.

Принятие оттоманского подданства означало мобилизацию в турецкую армию. Все время, пока длилась война, еврейский ишув подвергался гонениям и преследованиям. Руководители ишува были изгнаны, была запрещена продажа земель евреям, была запрещена организация а-Шомер («Страж» – организация еврейской самообороны, основанная во времена второй алии), поселения были обезоружены, было запрещено поднимать сионистский флаг и выставлять плакаты и надписи на иврите.

В октябре 1917 года началось завоевание Палестины британской армией. В конце сентября 1918 года вся Земля Израиля была освобождена от турок. Британское завоевание положило конец продолжавшемуся 400 лет турецкому господству над Землей Израиля, когда евреи в Израиле страдали от унижений, бедности и от преследований властей. Земля Израиля была передана под власть военного британского командования. В 1920 году с прибытием первого верховного британского комиссара Палестины была установлена гражданская мандатная власть. В истории сионизма начался новый период.

Заключение
На первом сионистском конгрессе в 1897 году была принята «Базельская программа»: «Сионизм стремится к созданию национального очага еврейского народа в Земле Израиля, обеспеченного общественным судом (признанного мировыми державами)».

Через двадцать лет после этого Декларация Бальфура стала значительным шагом в осуществлении этой программы.

На следующем уроке мы увидим, каким образом еврейский народ отреагировал на новые права, предоставленные Декларацией.
04.11.1612 - Москва освобождается от поляков войсками под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина

1612год.- В марте ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Несколько месяцев: копили силы, создали «Совет всей Земли» – правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Дмитрий Пожарский решал политические и военные вопросы, материальным обеспечением ополчения занимался Минин. В связи с приближением к Москве крупного отряда польских войск гетмана Ходкевича ополчение выступило из Ярославля. И в начале августа 1612 года подошло к Москве и соединилось с казаками под предводительством Трубецкого, заняв позицию вдоль западных стен Белого города. Решающее сражение 22-24 августа было тяжелым. Отступать ополченцам было некуда: впереди – польские свежие тысячные отряды, позади – крепостные стены и пушки засевшего в Кремле вражеского гарнизона. Вечером третьего дня, Минин с разрешения Пожарского собрал добровольцев – около четырехсот ратников, ночью преодолел Москву-реку в брод и ударил по флангу противника. В стане врага началась паника, на подмогу Минину устремились москвичи и другие ополченческие отряды. Ходкевич, неся колоссальные потери, отступил, а затем с остатками войска покинул Россию. Это предрешило судьбу вражеских гарнизонов в Китай-городе и Кремле: они капитулировали 22-26 октября. В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя.

04.11.1581 - Ермак разбивает сибирского хана Кучума и вступает в столицу его Искер, или Сибирь

1581год. - После двух битв под Чувашским мысом и бегство Кучума из Искера, Ермак вступает в столицу его Искер, или Сибирь. Царская грамота, данная Ермаку, предлагает жителей Зауралья «в нашу волю приводить». Этот факт привёл к перемене военно-политической ситуации во всей Западной Сибири. Вскоре к русским пришли, ещё недавно воевавшие с ними отряды татарских и остякских князей, живших по Иртышу и Тоболу. В конце 1582 года в Москву прибыло посольство Ивана Кольца с грамотой о взятии Сибирского ханства. Ермак писал в ней, что покорил под царевою руку многих живущих иноземцев татар, остяков и вогулов "чтобы быть им под твоею царевою рукой до века, пока мест Бог изволит вселенной стояти и ясак давати тебе, великому государю, всегда и во все лета, безпереводно"

04.11.1752 - В малнькой деревушке Фредериксбург принимается в масонство молодой майор королевской армии, ставший в 1789 первым президентом США, Джорж Вашингтон

1752 год.- 4 ноября был принят в масонство(одна из последних шотландских лож ) молодой майор королевской армии, будущий герой освободительной войны, Джорж Вашингтон. В 1755 году в Филадельфии состоялось торжество освящения масонского дома – первый случай освящения здания по масонским обрядам. В публичной процесии, двигавшейся из ложи в церковь Христа «для выслушивания божественной службы», принял участие сам губернатор провинции и 127 членов трех пенсильванских лож, в числе которых находился в должности «товарища Гроссмейстера» Великой Ложи и Вениамин Франклин.

04.11.1991 Виктор Илюхин, член Коллегии Прокуратуры СССР, подписывает постановление о возбуждении уголовного дела в отношении М. С. Горбачева по 64-й статье Уголовного кодекса РСФСР (измена родине).Через 2 дня он будет уволен из прокуратуры

Категория: Наука и жизнь | Добавил: anubis (12.01.2010)
Просмотров: 1014 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика