/Корявцев П.М. Отдельные вопросы этимологии блатной фени. С-Пб.: 2006.
"Урыли честного жигана И форшманули пацана, Маслина в пузо из нагана, Макитра набок - и хана! Не вынесла душа напряга, Гнилых базаров и понтов. Конкретно кипишнул бродяга, Попер, как трактор... и готов! Готов!.. не войте по баракам, Нишкните и заткните пасть; Теперь хоть боком встань, хоть раком, - Легла ему дурная масть! Не вы ли, гниды, беса гнали, И по приколу, на дурняк Всей вашей шоблою толкали На уркагана порожняк? Куражьтесь, лыбьтесь, как параша, - Не снес наездов честный вор! Пропал козырный парень Саша, Усох босяк, как мухомор!"
(С) Фрагмент стихотворения М.Ю.Лермонтова "На смерть поэта", перевод на феню В.Лозовского. В современной российской филологической школе блатная феня совершенно ошибочно отождествляется с воровским жаргоном и большинством специалистов рассматривается как социальный диалект или социолект, развившийся "в среде деклассированных элементов общества", преступников. Согласно официальной трактовке представляет собой систему терминов и выражений, призванных идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу. На самом же деле блатная феня как лингвистическое явление теснейшим образом связана с так называемым блатным миром и является по сути его официальным языком. Ее изначальное родство с воровским жаргоном отнюдь не означает тождественности, хотя в результате феня практически вытеснила этот самый жаргон из целого ряда сфер применения. Ошибочное толкование явления возникает вследствие того, что общеупотребительное слово "вор" имеет несколько иное значение в блатном мире - здесь под ним понимается исключительно "вор в законе" или как минимум человек, принимающий воровской закон. Соответственно речь не идет огульно обо всех "участниках преступного сообщества", "деклассированных элементах" и "противопоставляющих себя законопослушному обществу". Дело в том, что блатной мир в России и близлежащих странах, входивших некогда в состав Российской империи, сформировался как совершенно специфическое надэтническое и в значительной степени внесоциальное явление со своими собственными традициями, укладом жизни и "воровским законом". Совершенно естественно, что в ходе этого процесса выработался и свой собственный "блатной" диалект, по целому ряду признаков уже сейчас имеющий полное право на признание подобно идишу как самостоятельный язык.
Собственно воровской жаргон как социолект (жаргон острожников, позднее - каторжников) существовал в России как минимум с момента появления данной социальной категории, то есть где-то с XVI-XVII веков. Кроме него существовал целый ряд различных социальных, конфессиональных и профессиональных жаргонов (например, жаргоны бурлаков, коробейников, некоторых сектантов, учащихся духовных училищ и т.д.). Ключевым при построении всех этих жаргонов было "затемнение", перешифровка лексики при сохранении общего строя русского языка. Не удивительно, что по этой же схеме происходило и формирование блатной фени. При этом в основном использовались корни идиша и иврита (вернее, не иврита как такового, а "языка Книги" в том виде, в котором он существовал к моменту начала процесса). Это было связано с тем, что блатной мир сформировался как явление во второй половине XIX века преимущественно в западных и центральных губерниях России, и немалую роль в его становлении сыграли два взаимосвязанных процесса - разрушение кагальных традиций в целом ряде еврейских общин и действие режима "черты оседлости" для евреев. Утрата традиций и демонтаж кагальной системы были следствием не всегда продуманной политики русификации и форсированного вовлечения евреев в общественную жизнь империи. Наряду с целым рядом положительных моментов и безусловных достижений евреев во всех сферах жизни - от военного дела до искусства - как и при всякой утрате этнической традиции этот процесс породил и ряд негативных явлений. Ситуация усугубилась наличием режима "черты оседлости", который фактически допускал только нелегальное существование вне "черты" всех лиц иудейского исповедания, не подпадающих под определенные категории или не имеющих специального разрешения. Это привело к тому, что многие молодые евреи, не желавшие прозябать в местечках под властью традиционных общинных авторитетов и не имевшие возможностей для успешной легальной карьеры, пополняли ряды преступного мира и постепенно трансформировали его своим присутствием в нечто совершенно новое, а именно - хорошо знакомый нам блатной мир. За весьма короткий срок "блатари", пользуясь традиционной поддержкой и взаимовыручкой, выработавшихся за столетия у представителей своего этноса, вытеснили обычную разношерстную и неорганизованную уголовную массу из целого ряда секторов криминального бизнеса. Вместе с этим процессом происходило и активное распространение фени в языковой практике самых разных слоев населения империи. Характерно, что в первоначальный лексический набор фени вошло очень много корней из "языка Книги", не употреблявшихся в быту и неизвестых в низших слоях общества, из чего можно предположить, что феня сформировалась в кругах людей, имевших традиционное образование хотя бы на уровне иешиботников и меламедов.
Судя по всему, блатная феня сложилась как оригинальное лингвистическое явление в период 50-80-х годов XIX века. В 1850 году после длительных командировок "за черту" в западные губернии российской империи В.И.Даль, служивший в то время чиновником особых поручений при министре внутренних дел, опубликовал "Условный языкъ петербургскихъ мошенниковъ", содержавший около 5000 лексем. Уже в 1892 году в очередном издании "Наставления по полицейскому делу", опубликованном департаментом полиции министерства внутренних дел Российской империи отмечалось необычное явление: «межъ воровъ во множестве употребляются слова еврейскаго происхождения». При этом авторы "Наставления" не делали различия между лексемами, заимствованными из идиша и иврита. В 1908 году фундаментальное исследование "Жаргонъ тюрьмы" издал в Санкт-Петербурге В.Трахтенберг - сам по всей вероятности "вор в законе" и выдающийся международный авантюрист, по некоторым сведениям состоявший на службе в русской закордонной разведке. В том же году И.Бец издал там же "Босяцкiй словарь". После революции публикации по данной тематике совершенно сошли на нет, что было вероятно вызвано двумя обстоятельствами - во-первых особенностями генезиса советской интеллигенции в послереволюционный период, и во-вторых спецификой роли "революционных матросов" в революционных событиях и победе большевиков, при том что означенные "матросы" весьма широко использовали блатную феню в обиходе, хотя ранее на императорском флоте данное явление практически не отмечалось. В дальнейшем вплоть до начала "перестройки" блатная феня описывалась исключительно в справочниках и учебных пособиях системы исполнения наказаний, причем издания эти предназначались только для служебного пользования, и естественно авторы их не озадачивались рассмотрением вопросов этимологии. Но и во время "перестроечного" издательского бума вернуться к фундаментальному уровню исследований начала XX века почему-то не удалось. Ряд авторов пытались обратиться к проблеме, но некие идеологические ограничения видимо не позволяли им непредвзято рассмотреть вопросы этимологии блатной фени. Отдельные этимологические изыскания вполне уважаемых филологов выглядят настолько анекдотично, а попытки "научно" замаскировать совершенно очевидные факты - настолько нелепо, что остается только порадоваться за "русскую филологическую школу".
К началу XX века отмечалось активное употребление фени в среде еврейской молодежи - не только уголовной, но и студенческой, в среде коммерсантов и интеллигенции. Уцелевшая часть архива охранного отделения (т.н. "охранки") содержит немало написанных с использованием блатной лексики рукописных документов (в основном - кратких записок), родившихся в недрах всевозможных свергательских групп и "революционных организаций". Видимо причиной тому были тесные контакты "революционеров" с "блатарями" на почве совместных "эксов", использования притонов и т.д.. Косвенным результатом "пролетарской революции" и последовавших за ней политических репрессий стало распространение специфической лексики блатной фени в самых различных слоях населения СССР, ранее вообще не имевших представления о подобном явлении. Первый всплеск распространения блатной фени последовал в период, когда "красный террор" уже закончился, а "массовые репрессии" еще не начались - в это время даже "политические" получали относительно небольшие сроки лишения свободы, и, возвращаясь к обычной жизни, привносили в нее необычную тюремную лексику. Вторая волна распространения блатной фени прошла после частичной реабилитации в 1939-1941 годах и последующих массовых реабилитаций в годы войны, а третья - после массовой амнистии и хрущевских реабилитаций. В результате очень многими, в том числе и деятелями искусства, блатная феня уже не воспринималась как чисто криминальный жаргон, а исходное значение слов стало забываться, сами слова - коверкаться и видоизменяться. Последний этап популяризации блатной фени пришелся на первую половину 90-х годов XX века, когда в т.н. "светском" обществе стало модно подчеркивать свою сопричастность к неким криминальным кругам, а воры и бандиты стали популярными персонажами массовой культуры, которые зачастую рассматривались как образец для подражания подрастающим поколением.
Дабы не затруднять читателей чтением оригинальной графики языка происхождения слова даны в русской транскрипции. В силу этого обстоятельства возможны некоторые разночтения, в особенности - в огласовке, с традиционным для того или иного языка или диалекта звучанием.
Ниже в алфавитном порядке приводятся некоторые оригинальные лексемы из словарного запаса блатной фени, со следующей строки курсивом дается одна из рабочих гипотез о происхождении данной лексемы, и далее - опять с новой строки - ее современное значение. Производные лексемы выделены курсивом и жирным шрифтом.
Применяемые сокращения:
- ашк. - ашкеназский - букв. - буквально - вар. - вариант - ивр. - корень заимствован из лексики иврита, вернее "языка Книги" в том виде, в каком он сохранился в западных губерниях России ко второй половине XIX века - ид. - корень заимствован из лексики языка идиш того же периода - мн.ч. - множественное число - см. - смотри
акус - ивр. "акуз", букв. "зад" и его синонимы в сниженной лексике. - презираемый человек в тюрьме, в настоящее время термин может считаться устаревшим.
алюра - ид. "алюра", калька с французского. - слово изначально обозначало молодую девушку, затем - начинающую или малолетнюю проститутку. Фактов его современного употребления установить не удалось.
амара - ид. "амар", букв. "любить". Созвучное слово с другим значением было в арамейском. - первоначально слово обозначало любовницу, затем - проститутку вообще. В настоящее время слово почти не употребляется, не исключено, что отсюда же в результате искажения произошло и слово "шмара", хотя существуют и альтернативные версии.
атанда - ивр. "атуд" и производные, букв. "подготовка", "предназначение". - традиционный возглас-предупреждение, в настоящее время может считаться устаревшим. Возможно отсюда же и "атас".
базар - ивр. "базуи", букв. "подвергаться насмешкам", также "башер" - "возвестить", "ба зара" - "распространение" (слухов). - разговор, подразумевающий диффамацию третьего лица. Отсюда же и идиомы "гнилой базар", "ответить за базар" и глагол "базарить". В настоящее время чаще всего используется в значении просто "разговор".
бан - ид. "бан", букв. "дорога", "банхоф" - "дорожный двор", позднее - "вокзал". - используется как в значении "вокзал", так и в значении "место сбора, концентрации преступников". Отсюда же целый ряд производных: "бандер/ша" - содержатель/ница притона, "бановая" или "банжиха" - вокзальная проститутка (низшая каста среди продажных женщин), "бановой" или "банщик" - вор, промышляющий на вокзале. Как ни покажется странным, но отсюда же происходит и глагол "банжевать", то есть опуститься до того, что жить при вокзале. В дальнейшем он превратился в вар. "бомжевать", который ошибочно истолковывается от милицейской аббревиатуры БОМЖиЗ - лицо без определенного места жительства и занятий.
баруха - ивр. "барух аба", стандартное приветствие "милости просим", "добро пожаловать". - слово обозначало проститутку, работавшую в борделе, а не на улице. В настоящее время может считаться устаревшим.
блат - ид. "блат", букв."листок", как правило в значении листка бумаги, записки. - изначально обозначало наличие своего рода рекомендательного письма, записки, свидетельствовавшего о том, что податель пользуется серьезной протекцией. Характерный пример "блата" в первоначальном его значении - знаменитые "пратеци" Григория Распутина. Зачастую мог представлять собой директиву прямого действия, обязательную к исполнению. Отсюда же и "блатной", то есть, равно как имеющий "блат", протекцию, так и имеющий право этот "блат составить", в дальнейшем - в более широком смысле принадлежащий к блатному миру и ставящий его законы выше, нежели законы человеческие или божеские.
блат-хата - ивр. "блахат", букв. "втихаря", "втихомолку". - слово обозначает место постоянного обитания блатных, хозяин которого как правило тоже блатной и связан определенными обязательствами.
ботать - ид. "боте", "ботен", убеждать в необходимости чего-либо, уговаривать, выражаться (аналогичный глагол до настоящего времени существует в швейцарских диалектах). Ид. "битуй" - выражение, ид. "офен" - способ. "Битуй беофен" - "ботать по фене" - выражаться особым способом, возможно непонятным для окружающих. - разговаривать, отсюда же "ботаник"(первоначально с ударением на первом слоге) - пренебрежительное обозначение человека, который предпочитает не применять насилия, а вместо этого добиться чего-либо уговорами. Отсюда же и "ботало" в значении "язык", и иносказательно "врун, фантазер". Отсюда же и "ботва" в значении "демагогия".
братва - ивр. "брит", букв. "священный союз", объединение круга лиц ради определенной цели, скрепленное клятвой (воровской). - слово первоначально обозначало членов одной банды, в настоящее время обычно обозначает бандитов вообще. Отсюда же и обращение "брат"в общении блатных между собой. Отсюда же и слово "братан", изначально обозначавшее младшего по возрасту и опыту участника банды, слово образовано аналогично слову "пацан" (см.) с тем же суффиксом.
бугор - ивр. "богер", букв. "взрослый","достигший совершеннолетия". - ранее обозначало взрослого человека - лидера шайки уличной "шпаны" (см.), в настоящее время - "авторитет" в компании блатных или в камере.
васар (вар. вассар) - ид. "вассер", букв. "вода". Традиционный крик при стихийном бедствии, пожаре. - использовалось как сигнал об опасности.В настоящее время может считаться устаревшим.Отсюда же идиома "голый васар", использовавшаяся в значении "бессмысленные, неблагодарные усилия".
вертухай - ивр. "бар тукиа", букв. "исполняющий казнь". - ранее слово обозначало тюремного палача (в России палаческие функции исполняли обычно особо выделенные заключенные). В настоящее время используется в значении "надзиратель", "охранник".
гимор - ивр. "гамрая", букв. "отказ повиноваться","бунт", "возмущение". "Гамор" - "шум", "ссора". - изначально термин использовался для обозначения ситуации, когда прочие блатные отказывались исполнять указания вора в законе. В настоящее время обозначает вообще любую неприятность.
голутва - ивр. "галут", букв. "рассеяние", "изгнание". - слово обозначало членов банды, по каким-либо причинам оставшихся без главаря, в настоящее время может считаться устаревшим. Отсюда же и "голытба".
закос - ивр. "козев", букв. "ложный", "кэзев" - "ложь". - уклониться от чего либо под ложным предлогом. Отсюда же глагол "косить", "закосить".
кайф - ивр. "кейф", значение то же. - значение слова сохраняется неизменным длительное время.
кипеж, кипеш - см. "хипеш" .
клифт - ивр. "халифа", светский костюм. - пиджак, ранее - сюртук или же вообще всякая униформа.
кнок - ид. "кнокен", букв. "накалывать", "настукивать". - в настоящее время может считаться устаревшим и вышедшим из употребления. При игре шулера (см.) накалывали особым образом карты, чтобы проинформировать подельников. Существует русскоязычная калька "наколка" в значении "информация", "наводка". Отсюда же также устаревший глагол "накнокать".
кодла - ивр. "кодла", букв. "подобно нищим". - сборище уголовников, шпаны, бывших каторжников. В настоящее время может употребляться в значении "преступная группировка".
кореш - ивр. "корэв", букв. "родственник", малоросский диалектизм "корэш". - изначально слово обозначало вообще человека, которому другое лицо обязано оказывать помощь и содействие вне зависимости от наличия "блата". В настоящее время используется в значении "друг","подельник". Отсюда же форма "корефан" (вар. "корепан") и глаголы "корешиться" и "корефаниться".
косяк - ивр. "косах", букв. "ссорить", "делать вопреки". - используется до настоящего времени для обозначения неправильного действия. Отсюда же глагол "косячить" и идиома "быть на косых".
ксива - ивр. "ксива" (ашк. диалектизм), письменный документ, официальная бумага. - значение данного слова до настоящего времени практически соответствует исходному - документ, выданный государственным органом.
курва - ивр. "курва" (ашк. диалектизм), букв. "родство", "близость"(интимная). - первоначально обозначало "подруга", в значении "сожительница", проживавшая в банде, выполнявшая хозяйственные работы и зачастую сожительствовавшая со всеми ее участниками, за исключением "авторитетов". В настоящее время - в зависимости от региона бытования используется в значениях "приблатненная", "женщина без комплексов", "проститутка".
лабух - ид. "лаберн", букв. "музицировать". - используется в значении "музыкант". Отсюда же "лабать" в значении "музицировать".
лох - ид. "лох", букв. "дырка", слово служило для обозначения факта потери денег. - в общем смысле - потенциальная жертва преступления, потерпевший, изредка употребляется в значении "не блатной". |