Главная » Статьи » Наука и жизнь |
«Аналитическая газета «Секретные исследования» ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЯ В настоящее время человек не знает этого точно и нравственностью, как видно, не блещет. Что же будет с ним в будущем, если он почувствует себя бессмертным, могущественным и при этом будет точно знать, что добра и зла не существует и что нет того, кому нужно давать ответ за свою жизнь? Допустим, что наука доказала существование Творца. (Да, мне так же, как и Вам, хотелось бы, чтобы с религиозным фанатизмом и разделением людей на конфессии было покончено.) Но само по себе это не решение проблемы. Христиане, мусульмане, иудеи и сейчас верят в одного Бога, а вот понимание Творца у всех разное. А если человек к тому же радикал и фанатик своей религии, то доказательства науки могут еще больше обострить проблему. Возможно, наука и сможет доказать, что Бог существует, но сможет ли она точно определить и доказать, что такое «добро» и «зло», или для чего нас создал Творец и т.д.? А если бы даже и смогла, сможет она всех людей убедить в этом? Человек, создавая рай на земле, бьется, как рыба об лед. Все время старается создать для своей жизни лучшие условия. Только проблем от этого меньше не становится. Когда люди устраняют одни проблемы, у них появляются новые. Почему так происходит? Библия учит нас, что проблема находится внутри человека. Если он сможет ее решить, он решит тогда и все остальное в своей жизни. Но без помощи нашего Создателя у него ничего не получится». Должен сказать, что рассуждения о добре и зле – излюбленная тема священников. Однако почти всегда такие рассуждения – чистой воды демагогия или абстракция. На самом деле понятия «добро» и «зло» - вовсе не универсальные, а относительные (хотя и крайне важные для Человечества, без них жизнь человека невозможна). А самое главное – эти понятия существуют ТОЛЬКО В МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. Вне отношений между людьми – нет никаких «добра» и «зла». И, например, живущий в одиночку на необитаемом острове Робинзон Крузо В ПРИНЦИПЕ не мог совершать ни злых поступков, ни добрых – ибо не участвовал в межчеловеческих отношениях. Все, что он делал на острове (гулял, охотился, строил что-то и что-то растил), - все это нейтрально. А вот для появления понятий «добро» и «зло» ему требовалось бы вступить отношения хотя бы с одним человеком (такой, правда, и нашелся в лице Пятницы). Таким образом, мы видим, что «добро» и «зло» - это сугубо социальные понятия, заключающиеся ТОЛЬКО в оценке межчеловеческих отношений. Роль Бога в этом вопросе ограничивается только тем, что Он дал 10 Заповедей – как раз именно определяющих межчеловеческие отношения. Судить на Страшном Суде Бог может только в плоскости соблюдения или несоблюдения этих 10 заповедей Первая проблема заключается в том, что эти Заповеди не соблюдает сама Церковь. Например, РПЦ Москвы дает благословение на имперские войны России, на захват чужих земель и уничтожение соседних народов. Возведены в святые или в культовые фигуры убийцы-полководцы типа Суворова, Кутузова, Нахимова и пр. Ставятся часовни в честь погибших в Афганистане советских солдат, которые даже не защищали Родину от врага, а сами участвовали в агрессии против соседней страны, унесшей 2 миллиона жизней афганцев. Они, безусловно, только выполняли приказы Кремля – как и ныне армия США в Афганистане и Ираке точно так выполняет приказы Белого Дома. Но как быть с Заповедью Бога «Не убей!»? Священники РПЦ Москвы говорят, что «заповедь не распространяется на время войны». Но ведь СССР и не объявлял Афганистану войны – то есть войны-то и не было! И вообще неясно, с какой стати во время войны Заповеди Бога перестают «действовать»? Об этом нигде в Библии ничего не сказано, это просто самодеятельность Церкви, которая вместо служения Богу служит Государству. Можно как-то понять, когда человек с оружием в руках убивает человека с оружием в руках. Но в войнах гибнут не столько солдаты, сколько гражданское население, причем около 80% его потерь приходится на «работу» артиллерии и бомбардировщиков. Под бомбами гибнут тысячи мирных жителей – детей, женщин, стариков; можно даже сжигать целые города (как союзники сожгли, например, миллион человек в Дрездене) или сбрасывать атомные бомбы на Японию. Церковь это не осуждает. Вторая проблема в том, что в самой Библии многократно нарушаются эти 10 заповедей. В Ветхом Завете читатель может найти все жуткое, грязное и мерзкое: это и содомия, и инцест, и педофилия, и жертвоприношение путем убийства младенцев – и вообще многое, что кажется диким и чудовищным для современного человека, в том числе атеиста. И подано это там, как правило, без осуждения, а как норма поведения. В том числе жуткое насилие и Зло. БИБЛЕЙСКИЙ ОТТО СКОРЦЕНИ Описываемые в Ветхом Завете сцены массовых убийств и этнических зачисток для современного читателя мало чем отличаются от действий нацистов во время Второй мировой войны. Например: «И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом» (Книга Иисуса Навина. Глава 6. 21). Или вот еще более яркое место: «А народ, бывший в нем (в аммонитском городе Равве. – Авт.), он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими» (2-ая Книга Царств. Глава 12. 31). Это совершенно нацистская техника – убить как можно более дешевыми, подручными средствами (в данном случае – сельскохозяйственным инвентарем) и сжечь. Это Ветхий Завет подает как норму поведения в отношении к врагам иудеев. Зачем это включено в Ветхий Завет? Для воспитания садизма у паствы? А ведь таких примеров в Библии множество. Это какой-то культ насилия, где мало истребить самого противника со всеми его детьми и стариками, но надо истребить изощренно садистки, обязательно мучительными экзотическими видами смерти, да ко всему истребить волов, овец, ослов – которые, вообще-то говоря, тупая скотина, которая воззрений противника разделять не может. Известный красноярский историк профессор А.М. Буровский в книге «Россия: курс неизвестной истории» пишет, что чудовищность подобных библейских описаний становится более очевидной, если переложить на «библейский язык», в отстраненном библейском духе, события ХХ века. Например: «Пришед Отто Скорцени со свои эсэсовцы ко граду Кракуву, и вывел всех бывших там иудеев, и положил под пулеметы, а недобитых под штыки и приклады, и бросил трупы в специальные печи. И так поступил Гитлер со всеми городами и местечками иудейскими». Он далее комментирует в таком духе: как оказывается, такие тексты, если речь идет об истреблении израильтян, никак не разрешается оформлять с библейской спокойной эпичностью; они требуют какого-то возмущения. Как пишет Буровский, «требуют заламывания рук и ритуальных завываний». Однако когда в Библии повествуется о точно таком геноциде, но уже не израильтян, а их всяких соседей на все стороны света, - то это становится «примером для воспитания молодежи» и «образцом духовных богоугодных деяний». Буровский: «в этих жутких фрагментах Ветхого Завета описано, как иудеи истребляли аммонеев – убивали за то… вернее, убивали потому, что они аммонеи. Проводили политику геноцида и расчищения жизненного пространства». Факты есть факты: иудеи уничтожали и самих иудеев в огромных количествах (в том числе зороастрийцев – людей, поклонявшихся единому Богу, хотя и не под именем Яхве). Уничтожали в огромном количестве язычников. Уничтожали христиан. В 517-525 гг. в маленьком княжестве Химьяр на юге Аравии иудеи истребляли христиан множеством способов, включая сожжение живых людей, которых загоняли в христианский храм и поджигали. Весной 529 года иудеи вместе с язычниками убивали христиан в Самарии, Сирии и Палестине. При этом, как пишут летописи, «иудеи священников рубили живьем на куски, истребляли ризы священников, иконы и мощи, а прихожан, пытавшихся спастись в храмах, сжигали вместе с церквами». Буровский спрашивает: «Чем не методы нацистов? О том, с какой жестокостью иудеи истребляли мусульман, и писать излишне…» Конечно, древние иудеи – это не какие-то чудовища, а обычные племена диких кочевников, и их поведение было нормой в те времена для всех. Но зачем же это поведение идеализировать в Ветхом Завете? Что в этом геноциде нравственного и духовного? А главное – ЧТО ТУТ ОТ БОГА? Сама Библия при этом выглядит очень странно. Вначале Бог запрещает иудеям убивать людей, за что иудеи якобы обретают статус «богоизбранного народа», но затем активно участвует в междоусобных войнах самих иудеев, насылая в борьбе за израильский престол и темень, и камни с неба на головы иудеев. Где логика? Бог вначале дает Заповедь «Не убивай человека», а затем сам участвует в гражданской войне в Израиле, посыпая камнями головы иудеев (сколько было при этом убито человек, Ветхий Завет не уточняет) и агитирует иудеев убивать иудеев – то есть свой же богоизбранный народ. В других эпизодах Библии Бог после просьбы иудеев активно участвует в уничтожении других народов – соседей иудеев, с которыми они борются за «жизненное пространство». Вопрос: зачем же Бог дает Заповедь Моисею «Не убей человека», когда сам по первой просьбе иудеев не только им позволяет эту Заповедь нарушать, но активно принимает участие в нарушении этой Заповеди? «СТРАХ ПРЕД МОРДОХАЕМ» Вот типичная библейская история Ветхого Завета, якобы призванная воспитывать в Человеке «лучшие чувства». Речь идет об устроенном иудеями погроме, об убийстве сыновей придворного Амана при дворе персидского царя Ксеркса: «Собрались Иудеи в городах своих, по всем областям царя Артаксеркса, чтобы наложить руку на зложелателей своих; и никто не мог устоять пред лицом их, потому что страх пред ними напал на все народы. И все князья в областях, и сатрапы, и областеначальники, и исполнители дел царских поддерживали Иудеев, потому что напал на них страх пред Мордохаем. Ибо велик был Мордохай в доме у царя, и слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек поднимался все выше и выше. И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле. В Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек. И Паршандафу, и Далфона, и Асфафу, и Порафу, и Адалью, и Аридафу, и Пармашфу, и Арисал и Аридлая, и Ванезафу, - десятерых сыновей Амана, сына Амадафа, врага Иудеев, умертвили они, а на грабеж не простерли руки своей. В тот же день донесли царю о числе умерщвленных в Сузах, престольном городе. И сказал царь Эсфири: в Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в других областях царя? Какое желание твое? И оно будет удовлетворено. И какая еще просьба твоя? Она будет исполнена. И сказала Эсфирь: если царю благоугодно, то пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра, что сегодня, и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве. И приказал царь сделать так; и дан на это указ в Сузах, и десятерых сыновей Амановых повесили. И собрались Иудеи, которые в Сузах, так же и в четырнадцатый день месяца Адара, и умертвили в Сузах триста человек, а на грабеж не простерли руки своей. И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы встать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей. Это было в тринадцатый день месяца Адара; а в четырнадцатый день того же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселия» (Эсфирь. Глава 9. 2-17). Этот праздник иудеи постоянно отмечают до сих пор (за месяц до Пасхи). В чем тут мораль Библии? Путем гаремно-политической интриги добейся у руководителя страны права уничтожить 75 000 инакомыслящих иноверцев – а потом устрой пиршество и веселье в честь Погрома. Все снова о вопросе Заповеди «Не убей человека». Конкретная позиция тут может быть такая: «Вообще говоря, коль иудеи нарушили Заповеди Бога, то договор Бога с их народом, согласно букве договора, давно РАСТОРГНУТ. По вине иудеев. Договор, если он и был, уже давно не в силе». Историк А.М. Буровский комментирует это так: «Здесь очень многое нечетко, вплоть до того: сколько же детей было у Амана? Кого вешали иудеи на другой день – трупы уже убитых ими десятерых сыновей Амана, или на другой день они убили еще десять сыновей Амана? Тем более непонятно, кого конкретно убили в эти страшные дни? Вроде бы упоминаются конкретные имена. Стало быть, существовали какие-то списки этих обреченных «зложелателей»? Но ведь и названо всего несколько имен, а убитых-то семьдесят пять тысяч. Пусть даже это сильное преувеличение, в восточном духе. Но главное в том, что убитых было много. Под нож шли вовсе не одни поименно перечисленные «зложелатели», а целые слои общества, целые толпы людей. Людей, виноватых лишь в том, что они родились не иудеями, а персами и оказались поблизости от разгоряченных, вооруженных толп, опьяненных кровью и собственной безнаказанностью. …Приходится признать, что действия Мордохая и его племени довольно обычны для той эпохи и той части света. Обычна даже отвратительная жестокость, с которой истребляют целые семьи, с удовольствием отмечая: мол, вырезали и детей своих врагов! …Нет в мире народа, в истории которого не было бы кровавых расправ, резни, массового убийства по принципу коллективной ответственности. И Россия тоже не составляет исключения. Разница между резней, когда евреи убивали персов, и другой резней не в том, конечно же, что вот всем можно, а именно евреям ни в коем случае нельзя. Разница в том, что ведь никому и в голову не придет праздновать это событие. Потому что это именно в честь такого славного, в высшей степени героического события, как погром и резня, купленные гаремной женщиной Эсфирью у царя Артаксеркса, был установлен праздник Пурим в 14 день месяца Адара (за месяц до Пасхи). В этот день в синагогах читается библейская книга «Эсфирь», в числе прочего с этими вот самыми строками… Так сказать, в назидание потомкам. Насколько мне известно, еврейский народ – единственный в истории народ, который превратил память об одном из учиненных им погромов в праздник». Конец цитаты. ДОГОВОР С БОГОМ Однако вызывают огромные сомнения и сами истоки таких взглядов. Вспомним сцену договора Бога с Авраамом. К нему пришли три мужчины, и Авраам почему-то понял, что кто-то из гостей – сам Яхве, Творец. Кто были два остальных товарища – непонятно. Сотворцы Вселенной, наверно. Авраам с женой спешно приготовили стол с питьем и хлебами, лучшего теленка зарезали. Бог с друзьями все это время, несколько часов, скучал и молча протирал штаны в шатре кочевника. Визитеров трое, все угощаются наравне. А потом один оказывается Богом и в качестве платы за вкусный обед обещает Аврааму программу радужного будущего – «богоизбранность его народа». Некоторые ученые прямо пишут про «коллектив Бога», что первоначально евреи заключили договор вовсе не с единым Богом, а с пантеоном своих языческих богов. Ибо с какой стати Творец тут выступает коллективом? Моисею он являлся один, а Аврааму почему-то пришли три в мужском обличии личности. Еще и активно беседовали друг с другом, выпив. Разделение натрое личности Бога? Язычество налицо. Как-то без внимания проходит то обстоятельство, что эти три товарища никак не показали свое божественное происхождение – никаким чудом. Пришли, поболтали, пообещали Аврааму радужные перспективы, облегчились за шатром, сели на верблюдов и куда-то уехали, скрывшись за горизонтом. У нормального человека создается впечатление, что это просто шарлатаны. Так договоры народа с Богом не могут заключаться. Такое скорее вызывает ассоциации с Остапом Бендером. Немаловажная деталь касательно языческих корней: Библия открывается словами «В начале Бог сотворил небо и землю» (Бытие. Глава 1. 1.). А вот в древнееврейском подлиннике для обозначения слова «Бог» в этом тексте используется слово «элохим», то есть множественное число. «В начале боги сотворили небо и землю». Чем дальше от язычества, тем менее Бог (или Боги иудеев) похож на человека. Аврааму Бог явился в виде мужчины с двумя приятелями. А Моисею он уже как бы невидим и является в виде «неопалимой купины» - куста, который горит пламенем и не сгорает. Это не мешает автору текста Библии написать, что «70 старейшин израилевых» тоже видели Бога, да не просто видели, а сидели с Ним, ели и пили спиртное. В общем, банкет. Как пишут острые на словцо историки, «если есть и пить с Богом раньше мог только Авраам и его домочадцы, то теперь число сотрапезников и собутыльников Бога несколько расширилось: демократизация, однако». Дело каждого – верить в эти описанные в Ветхом Завете коллективные языческие попойки с Богом или не верить. Не в этом дело. Попытки состыковать вместе Ветхий Завет с Новым Заветом потому и тщетны, что мы пытаемся состыковать ближневосточное язычество с универсальным Богом всего Человечества. И если мы признаем языческие веры ошибочными, то в той же мере точно такая оценка должна касаться и Ветхого Завета – собрания совершенно языческих по своему содержанию текстов. БИБЛИЯ И НАСИЛИЕ В 1942 году Геббельс, руководитель RPL (Министерства пропаганды рейха) в рамках обоснования ведения «Тотальной войны на уничтожение» нашел от своих советников бездну аргументов ведения такой войны в Библии, где описано полное уничтожение инакомыслящих народов – включая даже их скот. Так описанные в Библии сцены геноцида стали элементом пропагандистской машины Нацизма. Пропаганда Геббельса стала включать ссылки на Библию, где такая «Тотальная война на уничтожение» давно была подана как БЛАГО. Геббельс отныне стал утверждать, что Тотальная война – это христианская война, данная немцам самой Библией. Уже этот факт использования пропагандой нацистов Библии в своих целях заставляет критически отнестись к самому содержанию Библии. Широко известно мнение, что «в Библии можно найти все». Но если в Библии можно найти и обоснование нацизма – то это ненормально. Согласно логике, весь Ветхий Завет, основанный на Контакте с Богом и на получении от Бога Заповедей, должен основываться только на исторической фактуре, доказывающей следование этим Заповедям. Все остальное не имеет права быть в Библии (Торе). Этого нет в Ветхом Завете, где Заповеди были даны, а сама дальнейшая история народа одиозно показывает, что этих заповедей не соблюдали. Никто и никогда, включая самих евреев. Тора (Ветхий Завет) – это во всем пример узаконенных несоблюдений Заповедей. Получается вот такая картина: Ветхий Завет является историческим документом, рассказывающим в деталях о том, как люди сознательно игнорировали жизнь по Заповедям Бога. Парадокс Ветхого Завета – очевидный и наглядный. ДОБРО И ЗЛО Вернемся к понятиям «добро» и «зло». Предлагаю несколько выводов, на истинности которых, конечно, не настаиваю. 1. Согласно представлениям Церкви, Бог будет судить на Страшном Суде человека за то, в какой мере он соблюдал Заповеди – то есть, как он жил в социуме, как относился к другим людям. Это очень странно – зачем это вообще надо Богу, который вне человеческого социума? Мне думается, что Бог дал нам Заповеди вовсе не для того, чтобы потом судить людей за их несоблюдение и отсылать в Рай тех, кто их соблюдал – то есть оказался СОЦИАЛЬНО СОВМЕСТИМЫМ. Видимо, Бог дал Заповеди только с целью помочь нам организовать свое общество – и не более того. А вот суть Суда – совершенно в другом. Чтобы ее понять, следует вспомнить вообще цель Суда, согласно Библии: там сказано, что Бог отберет тех лучших, которых возьмет для нового эксперимента с созданием Нового Мира. То есть – вовсе не по принципу меры соблюдения Заповедей, а по принципу иному – интересна сия личность для Творца или нет. 2. Сами эти заповеди сегодня кажутся банальными: «Не укради», «Не убей» и т.д. Часть их давно тождественна законодательству любой страны, и для их соблюдения не надо верить в Бога – достаточно чтить Кодекс. Другая часть заповедей касается норм морали – и тоже это давно не удел религии, а нормы нравственности Общества – которые соблюдают равно и атеисты. Как видим, люди в целом соблюдают Заповеди – вне веры в Бога. Другой вопрос (и САМЫЙ ГЛАВНЫЙ!) заключается в том, должно ли Государство соблюдать Заповеди Бога? Здесь СУТЬ. Наша жизнь потому никак и не может наладиться, что пусть все люди и соблюдают Заповеди, но не соблюдает их Государство – хотя именно оно и определяет нашу жизнь в основной массе аспектов. Именно Государство посылает людей на войну убивать и красть у соседей землю и имущество, именно Государство занимается распределением налогов, крадя деньги у тружеников и набивая карманы класса бюрократии и ее идеологов. Именно Государство является главным БЕЗБОЖНИКОМ, ставя себя высшей инстанцией, не подчиняющейся никому – ни Богу, ни людям. Так вот думается, что Бог давал нам Заповеди вовсе не для следования им в личной жизни, а для того, чтобы на этих Заповедях мы построили свои Государства. Во всяком случае, мы видим, что в странах Скандинавии, где у власти христианские демократические партии, и удалось создать настоящий СОЦИАЛИЗМ – ибо в основы построения Государства были взяты Заповеди Бога. Следование этим Заповедям (то есть понятиям Бога о «добре» и «зле») оказалось крайне продуктивно для Государства и Общества: оно дало и самые высокие средние зарплаты в мире, и самую максимальную социальную защищенность людей. А вот у нас, где Государство плевало на эти Заповеди, соответственно и самые низкие в Европе зарплаты, и самая убогая социальная защищенность, а пенсии стариков ниже прожиточного минимума. И полная запутанность в этих неразрешимых болячках-проблемах. Люди и у нас, и в Норвегии равно следуют Заповедям. Но в той же Норвегии, где этим Заповедям следует еще и Государство, мать-одиночка каждый месяц получает пособие в 5 тысяч долларов. Вот и видим наглядно разницу в отношении к Заповедям со стороны Государства. 3. С философской точки зрения борьба «добра» (следования Заповедям) и «зла» (не следования им) отражает только борьбу нашего сознания с нашей животной сутью. Понятия «добро» и «зло» (и Заповеди) абсолютно нелепы для Живой Природы, частью которой мы биологически и являемся. Если грубо определить суть вопроса в тезис «Не делай другому того, чего не желал бы себе», то это никак не применимо в животном мире, где для выживания как раз и надо кого-то сожрать или украсть кусок у ближнего. В противном случае погибнешь и ты, и твои дети. В такой ретроспективе вопроса мы кажемся находящимися в некоем промежуточном состоянии между Чистым Сознанием и Биологической Оболочкой, где всегда требуется искать компромисс между этими противоположностями, между биологическим инстинктом выживания и осознанием себя Человеком Разумным. И тогда «зло» - это наша биология и ее мотивация в выборе наших решений, а «добро» - это наше отрешение от биологии в плоскость сознания. Это наиболее очевидно в вопросе отношения Религии к сексу. Естественно, что нет такой заповеди «Не заниматься сексом», ибо следуя ей мы бы не имели потомства и просто вымерли. Наоборот, Творец напутствует человека в книге Бытие: плодитесь и размножайтесь, то есть – занимайтесь активно сексом, ибо без секса это осуществить невозможно. Однако конфессии и религии дружно считают секс чем-то «кощунственным» именно по той причине, что в сексе человек следует животным инстинктам, они управляют его поведением, а не Разум. Особенность ситуации в том, что «злом» можно назвать почти все проявления биологической (животной) сути у человека (ибо носителем нашего сознания является все-таки биологическое тело). Но вот сексуальное поведение, пусть и также управляемое гормонами и инстинктами, мы не можем тоже считать «злом», ибо в таком случае не сможем оставить потомство. Мало того: животные проявления в виде борьбы за еду и территорию и пр. безусловно для нашего социума негативны, а вот животная суть человека в его сексуальном поведении – как раз позитивна как основа для нашего искусства, представлений о красоте, этике и эстетике. Преломляясь в нашем сознании, эта биологическая константа обрела огромное духовное содержание. Если сегодня лишить Человечество секса и половых различий, сделать людей однополыми – мы утратим само сердце нашей Цивилизации, превратимся просто в цивилизацию роботов. Поэтому кажется ошибкой называть нашу животную суть огульно «злом», ибо без нее, преломившейся в нашем Сознании, не было бы и феномена Любви – вещи абсолютно духовной и феноменальной, являющейся особым состоянием человеческого сознания. Я, конечно, говорю не о любви к Родине, к Богу или к КПСС, а о любви между мужчиной и женщиной. Без разделения полов мы бы не знали, что это вообще такое – и были бы безмерно обделены в духовном развитии. 4. И последнее. Наш обыватель был всегда веками затюкан Церковью, которая врала, что служит Богу, а на самом деле служила Государству. Понятия «добро» и «зло» Церковь всегда формировала у простого люда в плоскости послушания своим властям, запугивая карой за любые проявления своей воли. Наиболее одиозно срослась с Государством РПЦ Москвы, став в царской России по сути придатком самодержавия – отчего потом народ и сносил храмы, видя в них идеологические структуры сгнившего Государства. Крайнюю степень это маразма мы видим в фундаментальном тексте РПЦ Москвы о «мытарствах Феодоры» - главном источнике сведений Московской веры о том, как выглядит Загробность (подробнее см. нашу статью «Билет на Тот Свет», №9, 2004). Монахиня Феодора, якобы во сне побывавшая на Том Свете, прошедшая «мытарства» (проверку ангелами и бесами на соблюдение Заповедей) и увидевшая жизнь померших людей в Аду и в Раю, сообщает следующее. Якобы ей в «преступление» было зачтено, что она в своей жизни несколько раз пела русские народные песни, танцевала в хороводах и даже – вот криминал-то! – часто притоптывала ногой в такт песням и музыке. Мол, каждый этот притоп зачтен бесами-мытарями, назван. Сей ГРЕХ только потому был ей прощен «мытарями» (и в Ад ее не отправили), что за него в отплату поставил свои благие дела ее заступник покойник «преподобный отец наш Василий», знавший при жизни Феодору (то есть по блату защитил). Нет такой Заповеди Бога – не петь русские народные песни и не притоптывать ногой им в такт. Мы видим доведение до маразма представлений о «добре» и «зле». К сожалению, эта маразматика по сей день лежит в основе идеологии Московской Церкви, отражая вовсе не понимание Бога, а махровые суеверия и страхи. Песни и притопы ногой в такт музыке никак не могут быть проявлением нашей «животной сути», они – продукт работы души и сознания, а не инстинктов. Увы, факт в том, что если в древние времена священники были самой образованной и думающей частью Общества, то в эпоху средних веков сия позиция была уже утрачена, в эпоху Просвещения конфессии скатились на обочину Цивилизации, а в Новейшее Время священники являются людьми с кругозором и образованием выпускников ПТУ. Проблема в том, что паства-то стала совсем иной: в ней люди с высшим образованием, в том числе кандидаты и доктора наук, медики, учителя и пр. Чтобы вести такую паству к Богу, пастыри должны по крайней мере не уступать им в образовании и знаниях о Мироздании – в тех знаниях, которые их паства и использует в своей работе. Я вижу главный кризис веры в том, что абсурдные и архаичные, невежественные и суеверные представления РПЦ Москвы о понятиях «добро» и «зло» абсолютно не соответствуют таким представлениям в Обществе. Наше Общество давно обогнало в своем пути к Богу нашу Церковь – цепляющуюся за средневековые традиции и средневековое мировоззрение. Вот по этой причине паствой Церкви являются в подавляющем большинстве невежественные старушки, озабоченные своей жизнью после смерти, пытающиеся что-то «выкупить» у Бога посещением перед смертью храма и количеством поставленных свечей. Умиляет эта суеверная наивность. Но эта умирающая паства скоро уйдет – и что же останется завтра у Церкви? Вот ведь вопрос. На Западе человек считается верующим в Бога, только если он исповедуется каждую неделю. Нет исповеди – нет и веры в Бога. У нас же в Беларуси люди считают себя верящими в Бога только на том основании, что пару раз в году сходят в храм, испекут кулич-пасху и покрасят яйца. В том числе политики раз в году появятся в храме под вспышки фотоаппаратов СМИ – мол, и они про Бога как бы помнят. Увы, это атеисты, не верующие в Бога, ибо верующий в Бога тем именно и только отличается от неверующего, что исповедуется. Нет исповеди Богу каждую неделю – нет и самой веры в Бога. Нет и сопоставления своих поступков с нормами Заповедей. Увы, с такими реалиями – с таким сознанием атеистических масс, бесконтрольного Государства и уснувшей Церкви – нам никогда не повторить Скандинавского Социализма, созданного из принятия там в основу построения Государства – Заповедей Бога. Не будет у нас ни «социального государства», ни высоких зарплат и пенсий – не потому, что «рылом не удались», как Гоголь говорил. А потому, что до сих пор не разобрались в том, что такое «добро» и «зло» и что такое Заповеди Бога. Пока что-то не изменится на этом ментальном уровне, мы еще сто лет будем продолжать завидовать норвежской матери-одиночке, получающей ежемесячно 5 тысяч долларов от Государства, или ветерану-финну советско-финской войны, который там получает адресную пенсию в 1,5 тысячи долларов. Как показала история, всегда есть соблазн строить Государство, игнорируя Заповеди Бога – и с ними само Гражданское Общество, суть которого как раз в том, что Государство эти Заповеди признает, распространяя их далее быта людей в их государственные отношения. Куда проще это игнорировать, занимаясь невежественной самодеятельностью. Увы, сей «простой» путь ведет только к проблемам. Начинать построение национального Государства нужно с определения того, что считать «злом» и «добром», - то есть с приложения Заповедей Бога в нашу жизнь, организуемую этим Государством – как БАЗИС ВСЕГО. Без этого начала всякое Государство обречено на проблемы. О чем нас и учит христианство. И сама история. Это, конечно, только моя личная точка зрения | ||
Просмотров: 1481 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |