ОБЫЧАИ И ВЕРОВАНИЯ. Перечисленные ниже обычаи и верования атлантов позволяют составить представление, хотя и не полное, о жизни людей, которые пережили последний всплеск своей цивилизации на острове, вскоре затонувшем в морской пучине.
Понимая, сколь высока нравственная ценность семьи и сколь важно разделить земное время с другим существом, люди разного пола в Атлантиде стремились выбрать себе спутника на всю жизнь.
Брак именовался «союзом». Двое влюбленных, желавших навсегда соединиться, шли к местному жрецу, который с помощью своих духовных способностей проникал в сущность их душ и определял совместимость четы. Одобрив брак, жрец благословлял влюбленных и дарил им пару браслетов, которые супругам полагалось носить на левом предплечье. Супруги были равноправны, правда, считалось, что муж должен заботиться о жене, когда та вынашивала детей.
Видимо, из-за того, что слишком много мужчин воевали на чужбине, атланту разрешалось (особенно в предзакатный час существования цивилизации) брать себе двух жен. В таких семьях обычно царила гармония, поскольку детей учили любить не только свою мать, но и вторую жену отца, которая в свою очередь старалась заботиться о них так же, как и о своих чадах.
Если атланты оказывались несчастливыми в браке, то они считали, что вовсе не следует всю жизнь страдать из-за ошибки, совершенной в молодые годы. В этом случае оба они шли к жрецу, который пытался помирить их, чтобы они продолжили жить друг с другом. Впрочем, если из этого ничего не получалось, то религиозный вождь забирал у них браслеты супружества, и оба освобождались от брачных уз.
Когда расставались супруги, у которых были дети, и ни одна из сторон не желала заботиться о своем потомстве, то ответственность за их воспитание брали на себя чужие люди постарше возрастом, чьи родные дети уже выросли.
Атланты верили в бессмертие, в дальнейшее существование души, и потому не страшились смерти. Но считалось важным сохранить от тления хотя бы часть телесных останков, чтобы в них теплилась загробная жизнь. Если же это земное обиталище полностью разрушалось, то душа покойного утрачивала бессмертие. Для подготовки тела к последующему существованию обычно использовалась красная охра, двойное погребение и мумификация. Подготовка тел покойников к загробному существованию требовала большого искусства.
В случае простых похорон тело обмазывалось красной охрой и ему придавалось сидячее или скорченное (как у зародыша) положение — с подтянутыми к животу коленями. Такие скорченные погребения кроманьонцев, относящиеся к эпохе существования Атлантиды, обнаружены ныне в Африке, в Западной Европе и по другую сторону Атлантического океана — в Южной Америке.
В некоторых областях Атлантиды условия не предрасполагали к захоронению под землей. В горных районах было мало подходящих мест, а в прибрежных зонах всегда существовала опасность затопления.
В этом случае применялось двойное погребение. Вначале семья покойного хоронила его тело с помощью жреца. Однако после разложения плоти они извлекали из могилы скелет, шлифовали его кости и покрывали их красной краской. После этого снова хоронили скелет, нередко помещая его в сосуд, который переносили в укромное, недоступное стихиям место.
Атланты и их потомки совершали обряд двойного погребения в различных землях вокруг Атлантического океана. Обнаруженные в Южной Америке такие погребальные урны, принадлежавшие кроманьонцам, порой относятся к более древней эпохе, нежели аналогичные находки в Европе. Это указывает на то, что там они поселились раньше, или на то, что в глуши амазонской сельвы грабители могил наведывались в пещеры гораздо реже, чем в европейских землях.
Другой техникой захоронения в Атлантиде была мумификация. Мумии, свидетельствующие о необычайно высоком мастерстве бальзамирования, выработанном атлантами, обнаружены в Перу, в Мексике, в Египте и на Канарских островах (все эти земли, как можно заметить, примыкают к атлантическим водам). Нужно сказать, что жители этих стран продолжали бальзамировать тела умерших еще долгое время после гибели Атлантиды.
ОДЕЖДА И ОБЛИК. Благодаря теплому климату, преобладавшему в большинстве районов страны, атланты носили обычно простую и удобную одежду. Наряды женщин и мужчин, чаще всего льняные, были похожи. Как правило, одеянием для них служило просторное платье или рубашка с длинными или короткими штанами. Люди обувались в сандалии, но порой ходили и босиком. Атланты предпочитали носить длинные волосы, так как верили, что в них сохраняется физическая и духовная сила.
В течение последней стадии их цивилизации, когда атланты стали придавать все большее значение материальному достатку, внешний облик тоже приобрел в их глазах особую важность. Мужчины, женщины и дети стали старательно украшать себя различными ожерельями, запястьями, брошками и поясами из жемчуга, серебра, золота и разноцветных драгоценных камней.
Облачение жрецов в Атлантиде подчеркивало их положение и уровень духовного опыта. Основной цвет их одежды, а также поясов, серег, подвесок, колец, запястий или головных повязок указывал, кем является носящий их человек: целителем, учеником или наставником.
Новички, только вступившие на путь жречества, носили бледно-зеленые одеяния. Затем, достигнув более высокой степени посвящения, они переодевались в голубое, а под конец им разрешалось облачаться в белые одежды: это было прерогативой наивысшего сана.
Постараемся вообразить себе жителей Атлантиды. Одетые в хорошо продуваемое белое платье или брюки с изящной пурпурной оторочкой, вдобавок украшенной вышивкой. Ноги наши защищены мягкими сандалиями, сплетенными из пальмовых листьев. И мужчины, и женщины носят длинные волосы, скрепленные заколками из слоновой кости, украшенные лучистым горным хрусталем.
Когда атланты переселились в более холодные края на юго-западе Европы, им понадобилась одежда поосновательнее. Они ходили в ладно сшитых рубахах с воротниками и застегивающимися рукавами, в юбках, куртках, длинных платьях с поясами, в штанах с карманами. Их ноги грели носки, башмаки и меховые сапоги. На головах у женщин были хлопковые платки или шапочки, а мужчины носили утепленные головные уборы.
УВЕСЕЛЕНИЯ. По мере того как атланты все больше внимания уделяли материальным благам, они стали устраивать святилища в изысканно украшенных местах, а также в храмах. Для таких сооружений выбирались места, куда поступала энергия и от Земли, и от Вселенной. Атланты понимали, что на человека оказывают воздействие невидимые силы, исходящие из всех природных сфер.
Величественные храмы повсеместно украшали ландшафт Атлантиды. Хотя при строительстве личных домов атланты предпочитали простоту и скромность, свои любимые храмы они старались возводить с большой пышностью, так как знали, что этими зданиями предстоит любоваться грядущим поколениям.
Мастера выкладывали внутренние стены и потолки святилищ мозаичными картинами из золота и серебра или инкрустировали их драгоценными камнями. Мужчины, женщины и дети собирались, чтобы ухаживать за великолепными садами, которые оживляли ручьи и водоемы.
Большое место в общественной жизни атлантов занимали религиозные праздники, ритуалы чествования богов и обряды, сопряженные с рождением и смертью. Грозные боги вулканов громыхали очень часто, поэтому много времени отводилось на их умилостивление. В определенные дни все жители являлись в условленное место, держа блюда со свежими плодами и овощами, а затем относили их к горным вершинам или помещали в вырубленные в скалах ниши.
Одним из любимейших в Атлантиде было празднование Нового года, которое приходилось на пору весеннего равноденствия и продолжалось семь дней. Начинались новогодние торжества на восходе солнца в просторных садах, окружавших столичный храм Посейдона. С появлением первых лучей света собравшаяся толпа обращалась к востоку, а большой хор начинал петь мелодичную песню. Заканчивался этот обряд тем, что все присутствовавшие опускались на колени, склоняли головы в немом преклонении перед могуществом Солнца — этого источника всякой жизни и силы. После утреннего торжества люди предавались дружескому общению, играм, спорам и беседовали на религиозные, философские или научные темы.
В полдень все обращались лицом к храму, где жрецы раскачивали на высокой башне кристалл, который улавливал солнечные лучи и посылал мощный поток света во всех направлениях. Толпа сосредоточивалась на величественном источнике энергии и возносила благодарение за его присутствие. Вечером, на закате солнца, люди обращались уже в сторону запада и под сопровождение струнных инструментов исполняли любимому небесному светилу прощальную песнь. В последний вечер после закатного обряда храмовый хор исполнял другую песню, соответствующую этому событию, а жрец произносил речь о могуществе Солнца, причем значения его слов воспринимались острее благодаря сгущавшимся сумеркам.
Помимо новогодних праздников, жизнь атлантов украшали местные торжества весенних посевов, обряды, посвященные Гефесту — Вулкану (богу огня, олицетворению вулканов), религиозные церемонии в день летнего солнцестояния, чествования в ночи полнолуния и другие подобные события.
В Атлантиде было известно множество способов приятно провести свободное время. Например, излюбленной, хотя и опасной забавой, являлась прогулка по горам, которые всегда могли встретить смельчаков то ли смрадом ядовитых газов, извергавшихся из недр, то ли исходившими из трещин потоками жидкой лавы. Больше того, вдоль юго-западного побережья Атлантиды находилась розовая песчаная полоса, которую коралловые рифы защищали от мощного натиска океанских волн. Атланты любили нежиться на этих пляжах под сенью пальм или плавать в тихих заводях.
В предзакатные годы цивилизация атлантов увлеклась и иными увеселениями. По всей стране собирались толпы, желавшие поглазеть на кровавые сраженья с быками или на конные скачки. В последние же годы существования Атлантиды многие ее жители стали больше увлекаться чревоугодием, вином и общением. Воспоминания о тех бурных днях не изгладились бесследно из коллективной людской памяти. Потомки атлантов, жившие в Вест-Индии тысячелетия спустя, утверждали, что Атлантида была краем, где пировали, плясали и пели, а в валлийских легендах говорится, что под какую-то особую музыку атланты могли танцевать в воздухе, словно листья на ветру.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. Атланты могли общаться со зверями и птицами телепатическим способом, к какому порой прибегали для передачи мыслей друг другу. На свободе бродили олени, львы, козы, свиньи и прочее зверье, а несчетные стаи певчих птиц порхали среди домов и садились доверчиво людям на плечи. Животные всячески помогали своим человеческим собратьям и защищали их от опасностей.
Любимцами были кошки, собаки и змеи, поскольку эти животные чувствительны к земным колебаниям и происходившим увеличениям электромагнитной активности, предвещающим землетрясения и извержения вулканов. Причастные разным таинствам жрецы, умевшие как никто другой находить взаимопонимание с животными, содержали в храмах львов и прочих крупных кошек. Почти в каждой семье жила домашняя кошка, так как считалось, что скрытые способности этого зверя защищают хозяев от враждебных сил обитателей потустороннего мира. Полагают также, что древнейшей собачьей породой была «чау-чау», в результате умелого разведения которой появились сильные животные с тяжелыми костями и очень острыми когтями.
Подспорьем хозяйству атлантов служили овцы, хотя их и держали чуть в стороне от жилища. Их шерстью набивали подушки, пряли и ткали. А навоз этих животных служил отличным удобрением для садов и огородов.
В числе особых любимцев в Атлантиде были и дельфины. Атланты устраивали возле домов водоемы для этих созданий и обращались с ними как с равными. Научившись распознавать их быструю речь, они исполнились уважения к умственным способностям этих «животных» (автор книги неспроста взял последнее слово в кавычки, так как известно, что объем мозга дельфинов превосходит человеческий! — А.В.). Дельфины, обитавшие у побережья Атлантиды, служили ее жителям превосходным источником сведений о море (мы об этом можем только мечтать. — А.В.).
Лошади тоже использовались в Атлантиде. Они работали на пашнях, перевозили людей и участвовали в скачках, устраивавшихся на огромном беговом поле в столице страны — Городе Золотых Ворот. Потомки атлантов, расселившись после гибели Атлантиды по обе стороны Атлантического океана, то есть на американском и европейском континентах, сохранили еще продолжительное время способность общаться с дикими животными.
ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ. Совершая плавания в чужие края, атланты повсюду общались с другими народами, и постепенно их наречие стало ОБЩИМ ЯЗЫКОМ культуры и торговли. Прежние говоры устаревали, между тем как лексикон атлантов превратился в базовый лексикон, откуда впоследствии произошли многие языки мира. О существовании единого языка говорится в Библии: это была пора возведения Вавилонской башни, когда «на всей земле был один язык и одно наречие».
Вначале атланты не имели письменности. Их духовное существование пребывало в совершенном согласии с природным миром, и преемственность таких отношений не нуждалась в письменной опоре. Атланты считали, что письменность порождает забывчивость. Иначе говоря, записать мысль означало бы не обогатить, а, наоборот, обеднить ее.
Мало-помалу для обозначения отвлеченных чувств или определенных событий, а также прочих понятий, требовавших нескольких слов, в Атлантиде стали использовать различные символы — спирали, свастики, зигзаги, которые атланты применяли при общении к чужеземцам.
Больше того, с помощью остроконечных камней, молотков и костяных резцов доисторические моряки- атланты во многих местах старательно вырезали отчетливые петроглифы на скалах и валунах.
Повторяющиеся знаки вдоль древних речных русел, вырезанные до 10 000 года до н. э., можно обнаружить и сегодня в Африке, на Канарских островах, вокруг Мексиканского залива, а также во многих других районах, где реки некогда впадали в Атлантический океан.
Постепенно в Атлантиде из пиктографических символов стали развиваться собственно БУКВЫ, более или менее сходные с привычными для нас обозначениями. Древнейшие значки основывались на звуках живых существ. До нас дошло много упоминаний о доисторической письменности. А финикийцы, путешествуя по соседним с Атлантидой странам, «подбирали» осколки этих древних знаков и символов, разработанных в Атлантиде, и затем составили из них фонетический (звуковой) алфавит.
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Как везде и всегда, в Атлантиде дети начинали узнавать об окружающем их мире от своих родителей.
Значительное внимание при этом уделялось устным рассказам. Жители острова (или островов) из поколения в поколение передавали сказания о Посейдоне, Клейто и Атланте, которые слышали от своих прадедов, или же истории о землетрясениях, наводнениях, солнечных и лунных затмениях, о борьбе с дикими зверями, — словом, обо всем том, что выпадало на долю народа атлантов в прошлом.
Дети упражняли память, заучивая наизусть множество песен, которые у атлантов принято было исполнять при различных обрядах. Дети разговаривали с цветами, водили дружбу с птицами и зверьками, чуяли в камнях и скалах скрытую жизнь и исследовали другие потаенные и сложные проявления земного мира.
Однако все цивилизации «взрослеют», и к 14 000 году до н. э. в Атлантиде возросло значение науки. В связи с этим для общего благосостояния было признано необходимым упорядоченное образование. Дети ходили на занятия в храмы, где учились чтению, письму, астрономии и математике. Излюбленным способом преподавания в храмах служила телепатия — передача мыслей на расстоянии.
Для записей в храмовых школах использовали гибкий писчий материал наподобие пергамента, который сворачивали в свитки и скрепляли глиняным кольцом.
В день двенадцатилетия каждому ребенку дозволялось наедине побеседовать с верховным жрецом местного храма, который побуждал юное создание выбрать себе занятие по душе. После такой беседы подростки чаще всего поступали в разного рода «ремесленные училища», где они учились земледелию, рыболовству и прочим полезным навыкам. Некоторые же из них посещали научные заведения, где обычная школьная программа пополнялась изучением лекарственных свойств растений и трав, а также развитием духовных способностей, например целительства.
В столице Атлантиды, Городе Золотых Ворот, был великолепный университет, куда был открыт доступ всем подготовленным — независимо от религиозной и расовой принадлежности. Университет состоял из двух коллегий (или факультетов): Коллегии Наук и Тайной Коллегии Инкал. Обучение в Коллегии Наук было в высшей степени специализированным, то есть его учащиеся сразу же выбирали для себя предмет занятий (врачебное искусство, минералогию, математику, геологию или другую научную отрасль).
Коллегия Инкал занималась оккультными явлениями. Здесь изучали астрологию, упражнялись в предсказании будущего, в чтении мыслей и толковании сновидений, в передаче мыслей на расстояние и материализации помыслов отдельных людей. Целители, обучавшиеся на этом факультете, приобретали совсем другие навыки, нежели те, кто изучал врачебное искусство на другом факультете, то есть в Коллегии Наук. Различные способы распознавания и лечения как телесных, так и умственных недугов обращались во благо для всех атлантов.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Благоприятный климат позволял атлантам обходиться без изнурительной каждодневной борьбы за пищу и кров, и потому у них оставалось «свободное время» для занятий искусством и музыкой. Чтобы произведениями талантливых художников могли любоваться соплеменники, их выставляли в храмах, которые сегодня погребены под наносами вулканической лавы, под толщей океанских вод.
Однако некоторым образцам искусства той далекой поры все же посчастливилось сохраниться до наших дней в землях, соседствующих с Атлантическим океаном. На юго-западе Европы обнаружен ряд грациозных изваяний атлантов, уникальная наскальная живопись, а также прелестные украшения, вырезанные из кости и из драгоценных камней. Все эти изделия свидетельствуют о длительном периоде существования в Атлантиде некой художественной традиции. Найденные образцы живописи, скульптуры и ювелирных изделий являются отнюдь не первыми робкими попытками ремесленников, а шедеврами умелых и опытных мастеров.
Мы лишены сегодня возможности полюбоваться живописью, которую атланты-переселенцы создали на открытом воздухе и при свете теплых солнечных лучей, зато замечательные картины, выполненные ими в период с 30 000 по 10 000 год до н. э., сохранились в некоторых пещерах на территории Франции и Испании.
Возле пещерных входов стены украшают сцены охоты, собрания людей, а также подробные изображения различных времен года. Однако самые великолепные картины сокрыты в почти недоступных пещерных ходах.
Создавая там свои шедевры, древние художники задыхались от недостатка вентиляции, напрягали зрение из-за скудного освещения. И несмотря на столь, казалось бы, непереносимые условия работы, изображенные ими тела животных являют взору удивительную свободу, легкость, живость и также натуралистичное правдоподобие, какого редко кому удается достичь и в наши дни.
Одним из сильнейших мотивов, которые побуждали художников древности часами напролет трудиться в промозглой тьме глубоких европейских пещер, был ШАМАНИЗМ. Вдали от шума и веселья, нарисованные яркими красками птицы, звери и люди, казалось, оживают в трепетном и неверном свете дрожащего пламени масляных светильников. Жрецам или шаманам здесь, в пещерах, легче было вступать в контакт с потусторонним миром духов.
Свидетельства существования изнурительных обрядов инициации (посвящения) и запечатленные в живописных образах галлюцинаторные видения, которые посещали художников в этих священных местах, когда тем удавалось «выйти» за пределы собственного тела, — все это говорит о том, что в Атлантиде некогда господствовал оккультизм. В то же время интуитивные шаманские способности позволяли этим художникам создавать непревзойденные образцы живописи.
Изображения художников, переселившихся из Атлантиды в Южную Америку, в большинстве своем не столь выразительны, как произведения тех, кто отплыл из Атлантиды на восток. Но все же как сами сюжеты, так и картины художников в Перу, Чили и Бразилии весьма напоминают европейские аналоги.
Атланты изображали на стенах пещер в Европе и близ реки Амазонки в Южной Америке, то есть по обе стороны океана, «циклы времен года». Такой цикл представлял собой круг, разделенный под прямым углом на четыре части, и каждый сегмент обозначал какое-то одно время года. И хотя в районе Амазонки было всего два времени года, а не четыре, как это было в Атлантиде и в Западной Европе, атланты продолжали рисовать этот цикл четырех частным, как и раньше дома. Другими словами, склонность древних южноамериканских художников к оккультным творениям была очевидной.
Еще одним материалом, каким пользовались мастера в Атлантиде, был кварц — довольно часто встречавшаяся в Атлантиде вулканическая порода.
В 1927 году в Лубаантуме в развалинах построек майя экспедиция известного археолога Фредерика А. Митчелла-Хеджиса обнаружила череп, изваянный в натуральную величину из кристаллического кварца.
Череп нашла юная американка, помогавшая в работе отцу Энн Митчелл-Хеджис. Вот как описывает этот предмет один из болгарских журналов:
«Сделан череп из бесцветного прозрачного горного хрусталя и состоит из двух частей. Нижняя челюсть — подвижная. Весит череп 5,19 килограмма, а по размерам полностью соответствует нормальному человеческому черепу. Поразительно, что в полости черепа и на дне глазных впадин размещены мастерски изготовленные линзы и призмы, позволяющие передавать изображения предметов. При направлении светового луча в полость черепа глазные впадины начинают ярко сверкать, а при направлении луча в центр носовой полости череп светится полностью. Строение находки указывает на то, что это женский череп. С помощью тонкой нити, продетой через крошечные отверстия, можно заставить нижнюю челюсть двигаться...»
По мнению Ф.А. Митчелла-Хеджиса, совершенство хрустального черепа и отсутствие у майя сырья для его изготовления (череп был создан из гигантского кристалла горного хрусталя, который не встречается в Центральной Америке) можно объяснить тем, что череп попал к майя... из Атлантиды. Найденные другие рукотворные кварцевые черепа, не столь тонкой работы, выставлены в двух местах: в Британском музее Человека и в Антропологическом музее в Париже.
Поскольку радиоуглеродный метод к кварцу неприменим, возраст этих черепов установить невозможно. Однако после тщательного исследования центрально-американского черепа ученые из калифорнийской лаборатории «Хьюлетт-Паккард» сделали следующий вывод: он был выполнен людьми, принадлежавшими к цивилизации, которая обладала сведениями о кристаллографии не меньшими (если не большими), чем современная цивилизация.
Ученые, рассматривавшие кварцевый череп под мощными микроскопами, не нашли никаких царапин, которые указывали бы на то, что его вырезали с помощью металлических инструментов. Возможно, при его изготовлении применялась некая смесь, растворяющая породу. Некоторые из исследователей пришли к выводу, что, даже имея такую передовую технологию, какая имеется у нас сегодня, воспроизвести этот уникальный череп практически невозможно. По их подсчетам, на его создание, то есть вытачивание из цельного куска кварцевой породы, потребовалось бы по меньшей мере... триста (?!) лет непрерывного труда одного человека.
Кварцевый череп обладает какими-то странными свойствами. Порой чуткие к подобным вещам люди видят вокруг него своеобразную ауру, другие улавливают возле него сладковато-кислый запах. |