Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Понедельник, 06.05.2024
Главная » Статьи » Цивилизации

К Атлантиде в ладье Ивана-Царевича

Один из самых популярных сюжетов в русском фольклоре сюжет сказки о путешествии Ивана царевича за тридевять земель, за тридевять морей за молодильными яблоками. Имеет ли отношение (а если имеет, то какое?) этот рассказ к мифу о подобном путешествии Геракла к саду Гесперид, к земле Атланта?
 Изучим, все свидетельства русских сказок и былин о саде с молодильными яблоками, о древе жизни и смерти, а также о великане, который может превращаться в гору.

 В русско-славянской мифологии образ дерева, с которым связана жизнь и смерть, описывается различно. Это и яблоня с молодильными яблоками, это и дуб на острове Буяне с сундуком, в котором в ряде предметов находится смерть Кощеева.
 В сказках это древо растет у Лукоморья или на острове Буяне.

К этому древу Ивану царевичу часто приходится добираться по морю. В сказке о молодильных яблоках Ивана-царевича, идущего на корабле по морю, неожиданно налетевший ветер относит на загадочный остров. «Ехали они сутки, двое, корабль их шел как следует, на третьи сутки понесся их корабль.

Они отпускали паруса, бросали якорь, ничего не могло корабль остановить. На четвертые сутки пристал их корабль к ужасному, высокому острову». Точно так же принес ветер корабли Одиссея в страну лотофагов, а также «Арго» в Ливию. С этого острова его с помощью чар переносят в волшебный райский сад. В саду Иванцаревич находит спящую гигантскую богатыршу. У богатырши из-под мышек растут три яблони с молодильными яблоками. Иван-царевич срывает яблоки и возвращается домой.
 Видно сходство этой сказки с мифом о саде Гесперид и титане, охраняющем его. В русской сказке этот титан становится великаншей, Иван царевич переносится во времена матриархата. Это подтверждает древность сказки.

 Великанша, охраняющая Ирийский сад, в русских сказкахможет быть признана боганей Ладой, обращающейся в дракона Ладона (известного и греческой мифологии). Можно вспомнить и других богинь — Златогорку Святогоровну, Злату Майю; они также имеют отношение к славянской Атлантиде. Но помимо великанши, охраняющей славянский сад Гесперид (Ирийский сад), славяне знают и самого Атланта. Это великан-гора Святогор.

 Святогор, так же как и Атлант, может превращаться в гору.Он отчетливо помнит о столбе, на котором держится небо, идаже говорит, что мог бы его повалить. Правда, в русской былине это выглядит как пустое бахвальство. Святогор, перед тем как найти сумочку с тягой земной, хвастает, что может перемешать «земных с небесными», «переведаться силами с небесною силой»:
 Кабы в земной обширности был столб, Да кабы доходил он до небесной вышины, Да кабы было в столбе в этом кольцо,Поворотил бы я всю земную под вселенную!

 Святогор находит в поле сумочку переметную (в которой заключена тяга земная) и пытается поднять ее. Но в славянских мифах это ему не удается. Для славян Атлант-Святогор — это бог, время которого ушло. Эта легенда повествует именно о гибели Атланта, поскольку он также пытался решить непосильную задачу и был осужден вместе с титанами, а затем и превращен в гору, подпирающую небосвод.

Бог карает Святогора за то, что он хвалился сокрушить небо. Причем бог является Святогору в образе Микулы Селяниновича либо в образе Смерти (Анике-воину), ив этих образах нельзя не узнать Велеса (культ Велеса слился с культом святого Николая Микулы, его же считали и богом усопших).

 Заметим также, что в греческихпреданиях Атлант и в самом деле охраняет столб, который подпирает небосвод, либо вместе с титанами участвует В ПОХОДе на не беса, стремясь «смешать земных снебесными», и за это гибнет.

Налицо чуть не полное тождество Святогора и Атланта.
 Да и сам Велес здесь является не случайно. Судя по всему, культ Велеса и культ Святогора (Атланта) какое-то время противостояли друг другу. И древний спор Велеса Микулы и Святогора о том, кто может поднять землю, это спор о том, кто является Вседержителем, третьим ликом Триглава. Потому в «Книге Велеса» в качестве Третьего Лика Великого Триглава назван и Велес, и Святовит (он же Святогор).
 Следует обратить внимание на изображение трехглавого Вереса на знаменитом Збручском идоле, где он представлен в образе Атланта, подпирающего землю. И надо полагать, что в славянской традиции вопрос так и решился: Белее несет на своихплечах землю (или море), а Святовит Святогор — небесный свод.Впрочем, это венедская традиция, а на севере и востоке Руси Белее по-прежнему считался небесным Вседержителем.

 Велес — это более древний Атлант, чем Святогор. В одной былине Святогора, по-видимому, даже признают сыном Велеса. Отцом Святогора называется некий «темный», то есть слепой бог, а это прозвище именно Белеса. В русских летописях Велес — «скотий» бог,причем русские книжники толковали слово «скотий» как «слепой»(от греч. «skotos»).

 Но если Велес — это древний бог, Третий Лик Троицы Триглава, то Святовит стал богом много позже, а вначале он был земным царем, правившим в Атлантиде. Тоесть именно Святогора следует считать Атлантом. Нелишне будет вспомнить и древнее прозвище Святогора Алтын-богатырь, созвучное с именем Атланта.

 Кстати, и баллады об Алтын-богатыре (он же Аника-воин),который, подобно Святогору, хвастается, что может «смешать земных с небесными», а также спорит со Смертью (как Святогор с Белесом) являются, по сути очередным переложением мифао гибели титана Атланта.

 А прозвище Алтын богатырь Святогор получил после путешествия в некую Поморскую (Алтынскую) страну, о которой мы подробнее расскажем ниже.

 То, что в древности на земле жили великаны, известно многим народам. В мировой мифологии есть мифы, во многом сходные со славянскими былинами о Святогоре.

 Герой грузинского эпоса Амирани, который думал, что нет никого на свете сильнее его, както раз встретил похоронную процессию. Хоронили великана Амбри. Амирани попытался поднять ногу мертвого великана, но у него не хватило сил даже на это.

 В древнеисландском эпосе есть рассказ о путешествии бога Тора в столицу страны гигантов Утград. В этом городе ему предложили пройти испытания: выпить «рог примирения», сразиться с беззубой старухой и поднять кота. Но у Тора не хватило на это сил, так как рог оказался соединенным с морем, старухой была смерть, а вместо кота ему дали поднять червя, который опоясывал Землю.

 Во всех этих мифах рассказывается об одном и том же племени, об атлантах. Но ни у кого из этих народов не сохранилось воспоминания о главном деле Атланта — поддерживании неба.Об этом помнят только славяне, хетты и греки.



Источник: http://www.kalitva.ru
Категория: Цивилизации | Добавил: anubis (13.08.2010)
Просмотров: 668 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика