Главная » Статьи » Цивилизации |
Мир узнал об Америке из иероглифов
Мир узнал об Америке из иероглифов Новый Свет открыли китайцы. С таким сенсационным заявлением выступил английский историк Гэвин Мензис. Мензис – военный моряк, уйдя в отставку, в поисках следов флотилии китайского адмирала Чжэна Хэ посетил 120 стран, все главные порты Средневековья, обследовал архивы более 900 музеев и библиотек. Пятнадцать лет по лоскуткам собирал он историю эпохальной экспедиции. Судовые дневники и записи, к несчастью, почти не сохранились. Полная картина всплывала из обрывков документов, фрагментов воспоминаний, предметов обихода, якорных камней, найденных на местах стоянок, и т. п. Подобные находки, возможно, помогли Колумбу в 1492 году совершить своё грандиозное открытие. В качестве доказательства первенства китайских первопроходцев в открытии новых земель Мензис приводит португальскую карту, датированную 1428 годом, с нанесённым на ней Карибским морем. Английский историк утверждает, что она составлена на основе китайских исследований. В архиве Нью-Йорка он нашёл материалы о Джованни де Верачано. В поисках пролива на северо-запад итальянец использовал дневники, написанные иероглифами. Во Флориде испанец Педро Менендес де Авилес обнаружил на побережье Атлантики место аварии одного из судов Великого похода. В Перу монах Антонио де ла Саланча обнаружил древние рисунки с изображением лёгких джонок... Всё это, как и другие свидетельства, послужило подтверждением версии Мензиса. ВЕЛИКИЙ ПОХОД Такого мир ещё не видел. Триста кораблей с 28¬тысячным экипажем под командованием адмирала Чжэна Хэ отошли от берегов Китая и взяли курс на юго-запад. Флотилия обогнула мыс Доброй Надежды и разделилась на две группы. Одна отправилась к берегам Антарктиды, другая – Америки. Таким грандиозным событием было отмечено начало нового, 1421 года по восточному календарю. Флотилия Чжэна Хэ состояла из огромных кораблей. В каждом из них могли поместиться 50 рыбацких джонок. Девятимачтовый флагман имел почти 145 метров в длину и 59 – в ширину. Адмиральский барк в семь раз превышал размер Колумбовой «Санта-Марии». Алый шёлк парусов, многоярусные палубы и каюты с балконами представляли завораживающее зрелище. В армаду входили военные и патрульные суда, транспорты с лошадьми, овощами и зерном, выращенными на «плавучих фабриках», мясом, сувенирами… 20 танкеров заполняла пресная вода. Эскадра могла пройти 4 тысячи 500 миль без остановок и почти три месяца не пополнять запасы. В команду взяли переводчиков с английского, испанского, арабского и других языков, астрологов, астрономов, фармакологов для сбора лекарственных растений, докторов, поваров, писарей… Дипломатическую службу у предусмотрительного Чжэна Хэ несли мусульманские и буддийские священники. И даже два офицера «протокола» – для проведения официальных встреч. Перед выходом в море в трюмы погрузили клетки с белыми почтовыми голубями: в экстремальных ситуациях птицы помогали держать связь с берегом. Знаменитый картограф Шанбао, автор атласа из 24 точнейших карт, лично проводил замеры и вычислил координаты нового материка. Поход стимулировал немало важных изобретений: паруса, центральные рули, водонепроницаемые переборки (на Западе они появились лишь к середине XIX века)… К берегам родины победоносная эскадра пристала в октябре 1423 года. За 69 лет до открытия Колумба! К XV веку у китайцев было шесть столетий опыта в океанской навигации. Их корабли бороздили водные просторы Индийского океана, посещали страны Персидского залива, подходили к восточноафриканскому побережью. Они торговали фруктами, тканями, фарфором, инструментами, медной кухонной посудой и даже духами, а из Африки вывозили слоновую кость, лекарства, экзотические виды деревьев и диковинных животных. Большие острова Суматра и Ява флот использовал в качестве базы. Обширный архипелаг с тысячами мелких островов наводил ужас на местных рыбаков и торговцев. Здесь хозяйничали пираты. Чжэн Хэ уничтожил их корабли, а главаря пленил и доставил в Китай. Много недель суда находились в плавании, не видя земли. Захваченные штормом, на краю гибели, экипажи взывали к небесной богине Даоисте, и «божественный свет» внезапно озарял мачты. «Как только удивительный свет появлялся, опасность отступала», – писал Чжэн Хэ в дневнике первого своего многомесячного рейса в 1405 году. Западные моряки, неоднократно наблюдавшие подобное явление, называют свечение Даоисты огнём св. Эльма. Неистребимая отвага капитана поддерживала матросов, видевших в нём посланца богов и защитника. За ним они шли в огонь и воду. Древние рукописи за Великой стеной, почти недоступные посторонним, красноречивое тому свидетельство. Амбиции китайцев были огромны и неустанно вели мореплавателей на поиск новых земель. Предположительно записи о подвигах Чжэна Хэ либо преднамеренно скрыли, либо уничтожили во времена, когда Великая империя стала отгораживать себя от внешнего мира, усматривая в иностранном проникновении угрозу династии. Эти обстоятельства помешали европейцам получить доступ к массиву документов, который позволил бы им господствовать на морях раньше на целых полвека. 1421–1423 годы отмечены значительными открытиями. Китайцы, по мнению Мензиса, не только первыми достигли берегов Нового Света, но и раньше других совершили кругосветное плавание. И всё же карты, составленные командой Чжэна Хэ, достигли Европы. По предположению Мензиса, их то ли хитростью, то ли подкупом добыл молодой венецианский купец Никколо да Конти во время стоянки флотилии адмирала в Калькутте. ОДИССЕЯ ХЭ Главной целью китайских экспедиций оставалось открытие новых земель, поиски сокровищ и ценных ископаемых. На суше моряки строили поселения, ограждённые высокими стенами с наблюдательными вышками, – почти непреодолимую преграду для врагов. Но только для самообороны. Никто не желал развязывать войны или перекраивать карту Земли подобно Колумбу и другим мореплавателям. Остатки крепостей обнаружены в различных штатах Австралии. В Квинсленде и Новом Южном Уэльсе поселенцы нашли залежи свинца, серебра и полудрагоценных камней, а в штате Северная Территория – урана. Наскальные рисунки в Сиднее изображают низкорослых людей с раскосыми глазами. Адмирал неспроста загружал корабли щедрыми подарками для местных вождей и отбирал в команду образованных монахов-¬дипломатов. Цейлон враждебно встретил Чжэна. В непрошеных гостей островитяне выпустили сотни стрел из луков и духовых ружей. Но Хэ не принял боя, а торопливо отступил и отплыл к берегам Индии. Однако вскоре вернулся и «отмстил неразумным» сингальцам за оскорбление – захватил местного «короля» Алакесвару и привёз пленника в тогдашнюю столицу Наньцзинь. В Китае с ним обходились учтиво, с уважением к высокому сану. Вождя со свитой быстро обратили в свою веру, вручили Священный зуб Будды и доставили обратно на родину. В итоге обращённые цейлонцы более 40 лет исправно платили дань за суверенитет рубинами, сапфирами, топазами и жемчугом – «застывшими слезами Будды». Реальные следы пребывания китайских моряков сохранились и вдоль побережья Восточной Африки. В Кении найдены керамика древних местных кланов, выполненная явно не по африканским рецептам, и плетёные корзины. В нескольких деревнях на Пейте производили шёлк! В звуках тамтамов чаще угадываются восточные, а не африканские мотивы, а в диалекте – слова китайского происхождения. Даже «черепаховые могилы» с округлёнными вершинами выполнены по тому же образцу. Очевидно, на подводных камнях у берегов Кении потерпело крушение не одно судно Хэ. Моряки вплавь перенесли на берег фарфор, товары, корабельную оснастку, выстроили деревню и назвали её Шанга. Со временем женились на островитянках племени Фамао. Азиатские черты лица говорят о правдивости легенд кенийских племён об их предках. Островитяне до сих пор считают себя потомками команды Чжэна. Бытует ещё один красивый и малоизвестный миф об адмирале. Он первым привёз в страну… жирафов. На языке сомалийцев жираф звучит подобно китайскому названию единорога. Африканские вожди охотно дарили их мореплавателям. Когда в 1415 году диковинное животное доставили в Китай, сам император вышел встречать его к воротам дворца. Это был знак покровительства Небес. Биение пульса китайцев учащалось при виде мифических существ – африканских единорогов, «небесных лошадей» – зебр и «небесных оленей» – сернобыков, также привезённых моряками из Африки. АДМИРАЛ Безусловно, самые большие достижения в мореходстве и открытии новых земель принадлежали Чжэну Хэ. Первопроходец проложил родине путь к славе. Карьера его поистине головокружительна. Он родился в 1371 году в бедной семье в городе Куньянг провинции Юньнань на юго-западе Китая. В десять лет его отдали в услужение наследному принцу, а в тринадцать – рекрутировали в армию и кастрировали. В те времена такая практика была обычной в отношении молодых солдат из мятежных семей, где взрослых истребляли. Множество маленьких пленников погибали, он выжил. Евнухи по вековой традиции династий служили «сторожевыми псами» при дворце и гареме. Только бесполый мужчина мог стать личным слугой при троне и охранять женщин двора. Они были тихими и покорными свидетелями частной жизни, знали все недостатки и слабости вельмож. Поразительно, но евнухи правдой и честью служили тем, по чьей воле их оскопили. Физически сильные и хорошо образованные, они выполняли самые деликатные секретные миссии в Европе, Азии и Северной Африке. Юный матрос Хэ отличался усердием в работе и учёбе: легко овладевал иностранными языками и философией. «Высокий и тяжёлый, с правильными чертами лица и длинными лепестками ушей. Двигался подобно тигру, а голос звучал чётко и пронзительно». Так описывали Чжэна современники. Гиганта двухметрового роста с весом более ста килограммов любили за живость ума, восхищались находчивостью и беспримерной храбростью. После дворцового переворота и свержения императора его преемник Янг Ли назначил отличившегося офицера командующим на море и провозгласил «Адмиралом Западных морей». За годы военной карьеры Хэ посетил 37 стран, совершил путешествие вокруг Африки, пересёк Атлантический океан и достиг берегов Северной Америки. Чжэн единолично командовал флотом, чья мощь превосходила объединённые морские силы Европы, и по волнам прошёл более «одной тысячи литиев» – приблизительно 35 000 миль. Построил 1622 судна. С 1405¬го по 1433 год не менее 317 судов и 37 тысяч моряков служили под его началом. Адмирал умер на корабле в возрасте 64 лет. Имя морехода окружал ореол поклонения: о его путешествиях писали книги, слагали песни, уличные актёры, изображавшие кумира, собирали восторженные толпы. Адмиралу, однако, не воздвигнуты внушительные памятники в Китае. А вот в Индонезии чтят его память особо. Одиссеи, ведомые Чжэн Хэ, вызывали волны китайской иммиграции в страны Юго-Восточной Азии. В Индонезии ему поклоняются словно божеству: прибрежные города, пещеры и храмы названы в его честь. В городе Семаранге, например, воздвигнут величественный храм Чжэна Хэ. Он сооружён возле пещеры, где мореход однажды выхаживал больного друга. Индонезийцы просят у Чжэна здоровья и удачи. В Наньцзине, правда, существует могила прославленного моряка. Но она, говорят старики, пуста и служит лишь символом. В 1962 году местные «чёрные кладоискатели» удостоверились в правдивости рассказов. Неподалёку – сохранившиеся верфи могущественного флота с тремя мемориальными барками пятисотметровой длины, на холме – парк с роскошным особняком Чжэна Хэ с 72 комнатами. К усыпальнице ведёт лестница в 28 каменных ступеней, разделённых на четыре секции, по семь каждая, – символ путешествий Чжэна на Запад. 7 рейсов, 28 лет плавания... Слава державы держалась на подвигах одного человека. Источник: "Журнал Дивеса" | |
Просмотров: 488 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |