Главная » Статьи » Цивилизации |
ТАЙНЫ ПЕЩЕР АДЖАНТЫ В. Кандыба В Индии, вдоль каменистого обрыва реки Вагхоры расположены крупнейшие в мире пещеры монастыря Аджанты. ...О пещерах Аджанты европейцы узнали в 1818 году — их случайно увидел английский офицер, охотившийся на пантер. К тому времени монастырь уже являл собой картину тысячелетнего запустения. Лишь иногда бродячие аскеты останавливались в пещерах на отдых и разводили под древними сводами костры, вспугивая диких голубей и полчища летучих мышей. И только в 1843 году известный археолог Дж. Фергюссон представил о пещерах научный отчет Королевскому азиатскому обществу. Из 29 пещер 24 являются монастырями (сангхарама, или вихара) и 5 — храмами (чайтья). Первые пещеры этого комплекса были вырублены во II — I веках до нашей эры, окончено было строительство в VII веке уже нашей эры. Глядя на великолепные, разукрашенные тонкой резьбой и скульптурой пещерные сооружения, на росписи, которыми первоначально были покрыты все свободные пространства стен, потолков и даже колонн, невольно задаешься вопросом: какой неимоверный труд, мастерство и терпение были затрачены на создание этих монолитных сооружений в твердейшем базальте?! Ведь работали здесь простым кайлом и зубилом. Считают, что на создание аджантского комплекса труда ушло больше, чем на постройку великой пирамиды Хеопса! По чьему повелению начат был этот гигантский труд, мы не знаем. Интересное упоминание о здешнем монастыре есть в сооб-щении известного буддийского паломника Сюань Цзяна, долгое время путешествовавшего по Индии и Центральной Азии в VII веке. Его ревностный интерес и благоговение ко всему, что касалось буддизма, ученость и пунктуальная наблюдательность делают его сообщение очень ценным. «На востоке этой страны был горный хребет с кряжами один над другим, с Ярусами пиков и с чистыми вершинами. Здесь был монастырь, нижние помещения которого находились в темном ущелье. Его величественные залы и глубокие пещеры высечены в отвесе скалы, а ряды его зал и расположенных этажами террас имели отвесную скалу позади, выходя передними фасадами к лощине. Этот монастырь был построен Ачалой из Западной Индии... Среди обителей монастыря был большой храм, свыше 30 метров высоты, в котором находилось каменное изображение Будды, более 21 метра вышины. Его увенчивали балдахины в семь ярусов, не прикрепленные и ничем не поддерживаемые, с промежутками между ними почти в один метр. На стенах этого храма изображены события из жизни Будды как бодхисаттвы, включая обстоятельства достижения им «бодхи» (просветленного знания) и его ухода; все великое и малое было здесь начертано. За воротами монастыря, на обеих сторонах — северной и южной, было по каменному слону...» Надпись на 26-й пещере, относящаяся к периоду между 450 и 525 годами, подтверждает создание «скалистого дома» почтенным мудрецом Ачалой. Описание Сюань Цзяна теперь не вполне ясно — очевидно, монастырских и храмовых помещений и скульптур в Аджанте было гораздо больше. По-видимому, обвалы берега и другие разрушения уничтожили многое из того, что он описывает. Возможно, что тут были и большие деревянные постройки на берегу реки. Упомянутые Сюань Цзяном каменные слоны, вероятно, те, что стоят у начала лестницы, ведущей к 16-й пещере, созданной около 500 года. Но «этажей террас» и храма тридцатиметровой высоты с громадной статуей Будды теперь нет. Очевидно современные пещеры являются лишь частью первоначального архитектурного ансамбля. Все пещеры не так велики, но кажутся внушительными, так как свет доходит преломленным через вход и рассеивается, скрадывая границы пространства тенями: игра света и тени всегда искусно использовалась в индийской архитектуре и скульптуре. В центре вихары квадратный зал, окруженный со всех сторон шестнадцатью гранеными колоннами на квадратных базисах; мощные, но изящно и тонко обработанные стволы украшены каннелюрами. Вокруг колонн проходит галерея, из которой входы ведут в кельи, окружающие зал со всex сторон. В стене напротив входа за галереей, вырублено прямоугольное святилище со скульптурой. Человек, находящийся в глубинах таких пещер, чувствовал себя отрезанным от всего мира: массив скалы надежно защищал от резкого воздействия окружающей природной среды и климатических перемен, от времени суток... Отшельники Индии недаром считали пещеры наиболее пригодными для жизни, полной сосредоточенности. Здесь создавалась для этого идеальная физическая и психологическая среда. Храмы — чайтья — были совсем иного плана. Вход вел в прямоугольный удлиненный зал, разделенный продольно двумя рядами колонн на три нефа. На дальнем конце центрального нефа колонны окружали небольшую, тоже монолитную ступу в виде полусферы на высоком постаменте с рельефным изображением Будды на нем. Это был как бы алтарь для поклонения. Вход в чайтья оформлен портиком на колоннах, а над ним прорублено огромное «солнечное окно» — главный источник света в храме. В пещерных чайтья очень заметно подражание формам и деталям деревянных построек: на потолке храмов сделаны ложные ребра. Живописи гораздо больше в помещениях сангхарама, чем в храмах... Она полна назидания о пути достижения Буддой просветления и о его прежних жизнях, когда он воплощался в образе животных и людей. Об этом повествуют джатаки, представляющие народный фольклор, изобилующий бытовыми и легендарными сюжетами, баснями, в которых отображена народная житейская мудрость, историческими данными и поэтической фантазией. Однако весь материал для изображения этих сюжетов художники брали из окружающей их действительности. Живопись отражает состояние индийского искусства их времени и жизнь в огромных культурных государствах Индии V — VII веков, поддерживавших тесные торговые связи со многими странами. Эта живопись, буддийская по содержанию, глубоко народна по своему духу и проникнута великим гуманизмом. Аджанта — подлинная энциклопедия индийской жизни того времени. Правдиво и красочно показана пышная природа страны, ее растительный и животный мир, жизнь которого в понимании индийца неотделима от человека. Перед восхищенным зрителем проходит быт всех слоев индийского общества. Мы видим красочные сцены во дворцах» хижинах, на лоне природы. Перед нами раджи, танцовщицы, монахи, полководцы, «гении сфер», в виде прекрасных женщин, не¬бесные музыканты — киннары — полулюди-полуптицы с музыкальными инструментами в руках — глубоко опоэтизированные создания народной фантазии. Из городских ворот выходят пышные процессии, влюбленные пары видны в помещениях, девушки на качелях, дети, играющие дома, и среди них и сам мальчик Будда, когда он был принцем Сиддхартхой Гаутамой; изображен прием послов персидского шаха Хосрова II царем Пулакешином II династии Чалукья, правившим в 610 - 624 годах. Для историка и этнографа росписи дают ценнейший материал: в них можно различить не только многие племена самой Индии, но и представителей ряда других народов — персов, греков, бактрийцев, скифов, монголов и т.д. (А что касается деталей, то-наблюдательность и точность зарисовок художников были удивительны: например, одних видов женских причесок там насчитывают до 240!) Не могу не сказать об одной из загадок живописи Аджанты: как художники могли писать в полутьме пещер? Предполагается» что они пользовались светом, отраженным с помощью металлических зеркал. Более интересно другое: часть росписей исполнена светящимися красками! Это было для меня неожиданно. Нигде об этом не пришлось ни читать, ни слышать. Проводник привел нас к пещере начала VI века, к группе женских полуобнажен¬ных фигур и сказал: «После того как я выключу электрический свет, первое время вы не будете видеть ничего, так как в это место пещеры свет от двери совсем не доходит. Когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из нее выступят эти фигуры, и они будут напоминать изваяния из мрамора». Точно так и было. С удивлением мы увидели появление фигур из темноты, и они действительно уже казались не написанными на плоскости, а слегка отделившимися от нее скульптурами! Мы не знаем объяснения этому удивительному эффекту свечения красок Предполагают, что в них добавлена известь. Каждому, кто посетит ее, Аджанта раскрывает нечто такое, что сохранила она только для него. И чтобы читатель, которому посчастливится когда-нибудь побывать в Аджанте, не посетовал затем на меня за то, что смог я ознакомить его лишь с ничтожной долей чуда, раскрывающегося перед ним воочию, позволю себе привести в заключение отрывок из беседы между мудрецом Мар-кандейей и царем Ваджрои из древнего индийского трактата «Чшрасутра». «Ваджра. О безгрешный, расскажи мне, как делают изображения богов... Маркандейя. О владыка людей, тот, кто не знает должным образом законов живописи, не сможет постигнуть особенностей изображения. Ваджра. О защитник потомков Бхригу, поведай правила живописи... Маркандейя. Без науки правила живописи непонятны... Ваджра. Прошу, расскажи мне о науке танца, а после ты расскажешь мне о живописи, дважды рожденный... Маркандейя. Техника танца труднодоступна тому, кто не знает музыки... Ваджра. О беседующий с драхмой, расскажи о музыке. Маркандейя. Музыка не может быть понятна без пения...» И этот диалог о единстве искусств бесконечен. | |
Просмотров: 872 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |