Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Суббота, 23.11.2024
Главная » Статьи » Цивилизации

Евреи: что это за народ?

Евреи: что это за народ?

Евреи из Хазарии прибыли к князю Владимиру, чтобы склонить его к принятию иудаизма. "А где земля ваша?" - спросил князь."В Иерусалиме", - ответили евреи. "А вы разве там живете?"

Но давайте задумаемся: откуда же взялся этот талантливый народ, представители которого считаются лучшими коммерсантами, музыкантами, врачами, ювелирами, адвокатами?

Самый первый еврей

Собственно, весь Ветхий Завет - это и есть древняя история иудейского народа. Знать ее необходимо хотя бы потому, что ведь и христианство изначально возникло как иудейская секта, которая позднее противопоставила себя иудаизму.

Сегодня история еврейского народа от Адама и Евы насчитывает 5770 лет. Именно это число можно найти в любом еврейском календаре в том самом месте, где в христианском значится «год 2009».

Однако первым евреем на земле принято считать не Адама, а его потомка Авраама. Он родился почти 4000 лет назад в долине Междуречья, в халдейском городе Ур. Именно там Господь впервые явился Аврааму и потребовал: "Уйди из страны твоей, от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим".

Авраам послушался Бога и пришел в Землю обетованную с северо-востока, перейдя реку Евфрат. Память об этом переходе сохранилась по сей день в названии еврейского народа. "Ив-ри" значит "пришелец с другого берега". Но есть и другая версия, в которой говорится, что Авраам был потомком некоего Эвера - праправнука Ноя. Слово же "иудей" произошло от имени Иегуды - сына знаменитого библейского пророка Яакова.

По библейскому преданию, Господь показал Аврааму границы "Эрец Исраэль" - то есть Земли Израильской - и заключил с ним и его потомками вечный союз: "И безмерно, необычайно размножу тебя. И произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя".

Гонения

"Наверно, нет в целом мире другого народа, который бы столько жаловался на судьбу свою, поминутно, за каждым шагом и словом своим, на свое принижение, на свое страдание, на свое мученичество", - писал Ф.М. Достоевский.

В XIII веке до нашей эры еврейский народ угнали в рабство в Египет. Их использовали на самых тяжелых работах, при этом постоянно притесняя. Моисей, возглавлявший израильтян, обращался к фараону с просьбой дать возможность покинуть Египет. Его знаменитая фраза "Отпусти народ мой!" позднее вошла в легенду. Луи Армстронг так назвал свою песню ("Let my people go!"), а во времена советских фараонов с этим же лозунгом евреи выходили на манифестации с требованием позволить им покинуть СССР. Однако фараон не желал отпускать израильтян, а лишь усиливал угнетение. Как шутил Илья Оренбург, с евреями вообще всегда уйма хлопот, "надо их громить или вешать, или бесплатно кормить в тюрьме певучими разговорами".

Но все-таки молитвы достигли Господа, и Тот напустил на Египет десять бед ("казни египетские").

Например, такую. Господь приказал Моисею, чтобы евреи закололи молодого ягненка и двери своих домов обмазали кровью. А ночью Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев.

После этого фараон, поверив в мистическую силу евреев, согласился отпустить их. С тех пор каждой весной евреи празднуют Пасху, вкушая мясо ягненка как воспоминание об избавлении от египетского рабства.

Все знают, что было дальше: 40 лет Моисей водил народ по пустыне, прежде чем евреи добрались до Палестины. Во время этих странствий на горе Синай были дарованы Тора (Пятикнижие Моисеево) и Десять Заповедей. По этим заповедям ("Не убий", "Не укради" и так далее) и сегодня старается жить каждый сознательный человек.

Народ Завета

Чтобы понимать сущность иудаизма, нужно уяснить для себя одну важную вещь: евреи издревле связаны с Богом особым Договором (Заветом). Как же это случилось?

Первоначально евреи поклонялись Яхве, но это не исключало их поклонения и другим божествам.

Позднее имя Яхве было табуировано, то есть Запрещено к употреблению, и заменялось словом "Господь". Яхве не имел ни изображений, ни храмов. Но в конце XI века до нашей эры царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал официальной религией государства. Однако и тогда евреи не расстались с языческими привычками и продолжали поклоняться другим божествам.

В это время в Израиле стали появляться пророки (так называемое "пророческое движение"). Сначала они тоже не настаивали, что Яхве - единственный Бог. Их проповеди сводились к тому, что Он - "ревнивый Бог". То есть Ему неприятно, когда израильский народ поклоняется каким-то истуканам вроде Ваала. И вскоре возникла та самая "концепция договора": евреи обязуются не чтить других богов, а Господь за это дает им власть над Палестиной,

Одним из признаков этого договора стало обрезание. У древних народов Востока издавна существовал такой ритуал инициации - он означал вступление мальчика в общину воинов. Но у евреев он стал знаком принятия власти Господа над собой. И вся дальнейшая история трактуется именно как исполнение или неисполнение еврейскими царями и народом этого "контракта". Например, именно в качестве наказания за нарушение Договора в 587 году до нашей эры Господь наслал на Иерусалим вавилонское войско, которое разрушило Храм и увело в плен большинство населения.

Почему евреи не строят храмы?

Через несколько лет евреи были возвращены в Иерусалим. За годы плена иудаизм во многом был обогащен персидской религией, и вскоре началось строительство Второго Храма. Однако в него пускали не всех. Иудеев, которые не побывали в плену, не приняли в новую общину. Считалось, что они, оставшись на оккупированной территории, смешались с иноверцами. Эти отвергнутые евреи создали свою общину - их назвали самаритянами. Самаритяне существуют до сих пор. С этого момента особенно явно проявляется знаменитая черта иудеев - их изоляция от других народов на основе догмы о "богоизбранности". Со временем это, конечно, сгладилось: сейчас евреем можно стать независимо от происхождения, достаточно сделать обрезание и выполнять требования Торы. Но в Средние века "богоизбранность" была одной из причин гонений, наряду с преследованием за то, что евреи "распяли Христа".

Кстати, такое явление, как "гетто", возникло не оттого, что средневековые правители так уж хотели изолировать евреев. Евреи, как правило, сами изолировали себя, селились компактно, поскольку иудаизм требовал не смешиваться с людьми других религий.

Начиная с III века до нашей эры евреев опять стали теснить из Палестины. Здесь уже постарались древние греки и римляне. А после двух восстаний против римского кесаря в 1-11 веках нашей эры евреев окончательно выселили из Иерусалима.

В те времена и появились синагоги - "молитвенные собрания". Ведь, по догме, богослужение могло проводиться только в Храме и только в Иерусалиме. Однако Храм был вторично разрушен, из Иерусалима евреев прогнали... Тогда и появилось это нововведение - богослужения стали проводиться в синагоге под руководством раввинов, заменивших собою жрецов. Рассеянные по миру, евреи до сих пор строят синагоги, и они всегда повернуты фасадом в сторону Иерусалима.

В Киевскую Русь

Как жилось евреям после изгнания, лучше не вспоминать. Большая часть народа оказалась в Западной Европе, где их в XII-XIII веках насчитывалось 10 миллионов человек. По средневековым меркам - астрономическое число! Благодаря своей многочисленности, таланту и семейственности евреи быстро достигали вершин и жили порой лучше местного населения. Что происходило потом -все знают... Крестоносцы, например, вырезали евреев целыми общинами.

Избегая насильственного крещения, евреи часто сами убивали своих жен и детей. Летописец рассказывает об этой трагедии: "Женщины набрались мужества и зарезали своих сыновей и дочерей, а потом самих себя. Мужья зарезали жен и детей. Девушки, невесты и женихи громко кричали из окон: "Смотри, Боже, что мы делаем ради Твоего святого Имени!" И смешалась кровь родителей с кровью детей, кровь братьев и сестер, учителей и учеников, женихов и невест, грудных детей и кормилиц..."

На территории бывшего СССР евреи впервые появились в Крыму, где образовали собственные колонии. К концу X века в Киеве было уже два еврейских квартала, один из которых назывался Хозары, а другой - Жидове. В русской летописи рассказывается, как в 986 году евреи из Хазарии прибыли к князю Владимиру, чтобы склонить его к принятию иудаизма. "А где земля ваша?" - спросил князь. "В Иерусалиме", - ответили евреи. "А вы разве там живете?" "Нет, - ответили они, -ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши". Владимир воскликнул: "Как же вы других учите, когда сами отвержены Богом и рассеяны? Разве вы и нам думаете такое зло причинить?"

Однако евреи, теснимые из Западной Европы, чувствовали себя сравнительно свободно на Руси. Кардинал Коммендони, путешествуя по Руси, писал: "В этих провинциях встречается большое количество евреев; они не внушают презрения, как в других местах. Они не перебиваются здесь постыдными заработками, ростовщичеством и исполнением всевозможных поручений; владеют землей, занимаются торговлей и посвящают себя даже изучению изящной словесности, медицины и астрологии. Они довольно состоятельны и принадлежат к числу уважаемых людей".

Царизм и евреи

...Петр I часто говорил, что ему "главное человек был бы дюже хороший". Именно при Петре евреи стали занимать в новой российской столице высокие государственные должности. Петр Павлович Шафиров, внук крестившегося смоленского еврея Шафира, был пожалован Петром I в действительные тайные советники, произведен в вице-канцлеры, первым в России получил баронское достоинство. Есть версия, что именно этот Шафиров стал предком многих известных в России людей, среди которых Сергей Витте, поэт Петр Вяземский, писатель Алексей Толстой и даже убийца Григория Распутина князь Феликс Юсупов.

Но даже самые влиятельные евреи не смогли повлиять на Екатерину II, которая, руководствуясь "высоким патриотизмом", в 1795 году впервые объявила о "черте оседлости евреев". Именно с этого момента евреи в России стали селиться в так называемых местечках. Особенно много их было на территории современной Украины и Белоруссии. Сыны Израилевы осваивали целинные земли Причерноморья. Именно тогда они обосновались в Бердичеве, Жмеринке и легендарной Одессе.

Местечко - это небольшой городок, в котором компактно проживают несколько тысяч жителей. Подавляющее большинство - евреи, которые занимают центральную часть городка. Здесь - рынок, синагога и хедер (школа). Не евреи селятся на окраинах. Но весь городок, независимо от национальности, говорит на идиш - это диалект еврейского языка. Для русского уха он похож на смесь польского с немецким. Все живут в относительном мире и согласии, но не смешиваясь. Почтенный еврей никогда не выдаст свою дочь за русского или белоруса. Главное занятие местечкового еврея - молитва и изучение Торы. Ученые евреи, которые не занимались физическим трудом, обычно были слабосильны, бледны и тощи. Именно это считалось признаком интеллигентности и служило лучшей рекомендацией. Неудивительно, что многие еврейские дети становились банкирами, промышленниками, журналистами, адвокатами, врачами, которые перебирались в российские столицы. Но для этого им, как правило, следовало покреститься.

А затем началась эпоха революций...

Свобода, равенство, братство

Современные ученые, исследуя архивы Лубянки, отметили, что 70 процентов революционеров имели еврейские фамилии. О еврейской одержимости изменить мир писал еще Ф.М. Достоевский: "Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некоторая идея, движущая и влекущая, нечто такое мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова".

Как получилось, что именно евреи возглавили в России революционное движение?

Представьте, что вы - молодой человек, умный и талантливый, полный энергии. Но вы живете в России конца XIX века. Поступить в университет у вас практически нет шансов. Занять высокую должность вы не можете. Участвовать в жизни государства вам запрещено. Вас никогда не примут в дворянском доме, и даже у самого мелкого чиновника при виде вашего носа с горбинкой случается понос.

При этом Точно такой же молодой человек, незамеченный ни в каких талантах, не утруждавший себя науками, повеса и лоботряс, но имеющий нос картошкой, без "труда поступает в университет, делает карьеру, транжирит деньги своих родителей и жрет в лучших ресторанах.

Многие из нас в такой ситуации тоже пошли бы устраивать революцию: подобное положение не может вызывать ничего, кроме лютой ненависти.

Надо учесть и еще одну особенность еврейского народа. Со времен изгнания из Иерусалима иудеи не имели собственного государства, не знали никакой иерархии, не кланялись "начальникам". Поклонялись они только Богу, с которым у них имелся особый Договор, а между собой все евреи были в принципе равны.

Большинство народов на земле имело собственный государственный аппарат, который сдерживал энергию масс, вводил запреты и поддерживал порядок. Евреи были этого лишены. Русский философ Н. Бердяев писал: "Иудей неспособен к покорности. Для христианина нищета, унижения - добродетели, а для иудея - бедствия, с которыми надо бороться".

Неудивительно, что, когда в Россию проник дух революций, самыми горячими сторонниками "свободы, равенства, братства" стали евреи. Вот только, прежде чем осуждать их за это, надо посмотреть на ситуацию со стороны. Ведь наши предки сами создали все предпосылки для кровавой развязки.

Семейный конфликт

Евреи пришли на Русь из Европы, поэтому подсознательно мы воспринимаем их как пришельцев с Запада. Но вообще-то евреи -восточная, точнее, южная нация. И это многое объясняет в их характере: сплоченность, плановость, талант к финансовым операциям, культ семьи и особенно культ матери. Все это характерно для большинства южных народов.

Еврейская мама - это легенда!

Кстати, арабы, ближайшие родственники евреев, относятся к матерям точно также. О родственных корнях арабов и евреев особенно любят говорить в Израиле. И религии у них похожи, и кухня, и даже отношение к сексу. Однажды в Тель-Авиве я задал вопрос одному солдату израильской армии, в прошлом студенту мехмата Казанского университета: "У вас с арабами так много общего. Что же вы конфликтуете?" Солдат, не задумываясь, ответил: "Мы слишком хорошо знаем друг друга. Так воюют два брата за право быть первым в семье. Арабо-израильский конфликт - это семейный конфликт!"

...Нет народа без трагедии. Но евреи больше других культивируют свою трагедию. И в этом они снова правы. Только зная все испытания, которые пришлось пережить, можно всем сердцем полюбить свой народ и испытать сочувствие к другим народам, рядом с которыми живешь.


В.Константинов "Интересная газета. Загадки цивилизации" №15 2009 г.
Категория: Цивилизации | Добавил: anubis (16.10.2009)
Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика