Главная » Статьи » Цивилизации |
Секреты славянской летописи
Секреты славянской летописи И.Стрекалова "Интересная газета плюс. Загадки цивилизации" №3 2007 г. В начале XX века в старинном имении под Орлом была найдена рассыпавшаяся связка ветхих дощечек, испещренных неизвестными письменами. Позднее эти дощечки оказались в Брюсселе. Их переписывали и пытались расшифровать. Во время фашистской оккупации Бельгии дощечки исчезли, но, как оказалось, не навсегда. Начиная с 1954 года в США стали появляться первые публикации загадочных текстов. Тогда же им дали имя Велесова книга на том основании, что в текстах дощечек не раз упоминается имя Велеса - "скотьего бога" славян. Написанная на 35 березовых "дощьках", книга охватывает период времени почти в две тысячи лет до времен Асклда, Дироса и Ерека (летописных Аскольда, Дира и Рюрика), то есть до IX века. Дощечки, по описанию очевидцев, приблизительно одинакового размера - 38x22 и толщиной 0,5 сантиметра. Поверхность их исцарапана, а в отдельных местах покрыта пятнами. Покрывавшее дощечки вещество сошло, и проступила потемневшая древесина. Буквы на дощечках скорее всего были процарапаны острым предметом. Для каждой строки проводилась прямая линия, под которой и располагались буквы, как в древних санскритских книгах. В отдельных случаях на оборотной стороне дощечек расположено продолжение текста. На полях некоторых из них-изображение солнца, лошади, быка, собаки, овцы и других животных. Дощечки, видимо, связывались ремешком.. С появлением Велесовой книги стал очевидным тот факт, что письмо у славян возникло отнюдь не одновременно с рождением славянской азбуки, составленной проповедником христианства Кириллом из Фессалоник (Солунь) в 863 году. Да и сам Кирилл, как сказано в его "Житии", видел Евангелие и Псалтырь "роусьскыми писмены писано", когда по пути в Хазарию около 860 года оказался в Крыму. Следовательно, еще до Кирилла существовало какое-то "русское письмо". В болгарских летописях сохранились сообщения о том, что славяне до перехода в христианство чертили и вырезали письменные знаки, скорее всего, по дереву. Не стоит забывать о том, что славяно-русы активно общались на западе и северо-западе с германскими племенами, пользовавшимися руникой, на востоке и юго-востоке - с тюркско-монгольскими народами, тоже употреблявшими руническую письменность. Трудно представить, что славянские племена, находившиеся на одинаковом с германцами и тюрками уровне общественного развития, не умели писать. Скорее всего, именно рунический алфавит лежит в основе письма Велесовой книги, а косвенным доказательством ее дохристианского происхождения можно также считать многочисленные ссылки на Бояна - древнейшего русского поэта - в знаменитой поэме "Слово о полку Игореве". Многие древние народы евразийского континента, в том числе славяне, а также гунны и авары, писали на дереве. Когда в "Слове о полку Игореве" говорится, что Боян "растекался мыслью по древу", то в это выражение вкладывался, видимо, прямой смысл - изложение мысли письменами на дощечке. Если прежде было распространено представление о Бояне как о певце-гусляре черниговских князей, то теперь большинство исследователей склоняются к мнению, что "песни Бояна" были им написаны, то есть принадлежат литературе, а не устному творчеству. Постоянные упоминания Дуная, Траяна, имен славянских божеств (Даждьбог, Стрибог, Дева-Обида) и много другого, что вошло в поэму XII века вместе со стихами Бояна, убеждают в том, что автор "Слова" был хорошо знаком с произведениями неведомых поэтов предыдущих веков. Можно даже представить, что Боян и есть автор Велесовой книги. Хотя имя певца и поэта Бояна русские летописи не упоминают вовсе, кое-какие любопытные факты о нем сохранились. Во-первых, Боян - имя не славянское (!), а тюркское, широко распространенное в Болгарии, но не на Руси. Во-вторых, сохранились записи кремонского епископа Лиутпранда, посетившего Константинополь в 949-950 годах, о Бояне - сыне болгарского царя Симеона, имевшего христианское имя Вениамин; он получил прекрасное образование в Константинополе, отказался в пользу своих братьев от престола и целиком посвятил себя наукам и искусствам. Как писал Лиутпранд, Боян - Вениамин по желанию мог превращаться в волка или орла. Последнее указание прямо сближает его с "нашим" Бояном, который, по свидетельству автора "Слова о полку Игореве" подобно Орфею чаровал всех своим пением и игрой, а равным образом "рыскал серым волком по земле, сизым орлом под облакы". До XV века славянское язычество продолжало втайне существовать на окраинах христианской Руси. В старообрядческих скитах скрывались многочисленные старинные рукописи и книги. И несмотря на то что языческие идолы и документы беспощадно истреблялись церковью, некоторые "дощьки" могли уцелеть и попасть в библиотеки собирателей. Тем не менее подлинность орловских дощечек была поставлена под сомнение. Одна из фотографий Велесовой книги - дощечка с десятью строчками на ней - еще в 1959 году попала в Академию наук СССР на экспертизу. Тогда же профессор Л. Виноградов сообщил, что "графика и палеография начертания сфотографированной "дощечки" позволяют допустить, что указанный текст написан не известным до сего времени науке древним письмом, представляющим собой приспособление для передачи звуков славянских языков, греческого и латинского алфавитов, а также, видимо, и каких-то других древних азбук. Но признать рассматриваемый подлинным нельзя. В письменах на дощечке не отразились последовательные черты, характерные для славянских языков до X века, наоборот, в них имеются особенности, возникшие в славянских языках позднее". Таким образом, советские ученые, в глаза не видавшие самих дощечек, поставили под сомнение подлинность Велесовой книги вообще.По словам профессора Виноградова, "есть основания предполагать, что "дощечки" представляют собой одну из подделок А. Сулукадзева, известного афериста, жившего в первой половине XIX века. Впрочем, некоторые западные слависты, проявившие интерес к Велесовой книге, также отмечали лингвистические особенности этого памятника, не укладывавшиеся в нормы церковно-славянского и производного от него языков. Язык древней летописи действительно понятен не до конца. Но кто может с полной уверенностью сказать, какова была речь различных племен наших предков-язычников, населявших земли от Днепра до Дуная? Между тем Велесова книга изображает совершенно неожиданную картину далекого прошлого славян, она повествует о жизни праотцев русов - Богумире и Оре, рассказывает о передвижении славянских племен из глубин Центральной Азии (I) в Подунавье, о битвах с готами и затем с гуннами и аварами, о том, что трижды Русь погибшая восстала. Она говорит о скотоводстве как основном хозяйственном занятии древних славяно-русов, о стройной и своеобразной системе мифологии, миропредставлении, во многом неведомом ранее. Придумать такое вряд ли под силу даже талантливому мистификатору. Совершенно невероятной кажется версия о степном централь-ноазиатском происхождении славян, но в трудах русского историка Г. В. Вернадского и других историков-"евразийцев" она рассматривалась как вполне допустимая. Видимо, новые и неожиданные открытия в истории славянских народов еще впереди. | |
Просмотров: 929 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |