Хочу навсегда быть желанным и сильным для боя,
Чтоб не были тяжки гранитные косные стены,
Когда уплывает корабль среди шума и воя
И ветер в лицо нам швыряется брызгами пены.
Валерий Брюсов
На Руси их звали варягами, в Западной Европе — норманнами, а в историю они вошли, как викинги: бесстрашные мореплаватели, грозные воители...
Отправляясь в далекие походы, викинги последовательно, терпеливо, с нордической выдержкой и упрямством добивались поставленных целей.
Неистовая отвага, воспетая скандинавскими сагами, создала необыкновенный ореол, благодаря которому в памяти человечества мореплаватели Севера остались непобедимыми воинами, превыше всего ценившими доблесть, богатство и славу.
С чего же началась эпопея викингов?
В 789 году, в правление датского короля Беотрика, возле берегов Англии появились три корабля датчан из Хардаланда. Посланец английского короля приехал на место, где причалили корабли, и попытался заставить моряков прибыть к своему владыке, — но был убит... Так англосаксонская летопись повествует о первом нападении и первой жертве викингов.
Четыре года спустя, в 793 году, последовал гораздо более известный набег на монастырь британского острова Линдисфарн. «Вероломное разрушение язычниками церкви Божией сопровождалось грабежом и кровопролитием. Никогда раньше Британия не переживала такого ужаса, как теперь от языческого племени, — писал ученый Алькуин, — сама мысль о вторжении с моря казалась невозможной.
Так, церковь святого Кутберта была залита кровью священнослужителей Божиих и лишена практически всей утвари; величайшая святыня Британии пала жертвой язычников».
После первых набегов викингов на Англию в конце VIII века последовал сорокалетний период относительного спокойствия. Но в 835 году, как говорит летопись, «язычники» разрушили Шеппи. Впоследствии не проходило и года без набегов северных пиратов на какую-либо часть страны.
Вначале эти экспедиции были не более, чем грабительскими рейдами в поисках добычи и рабов; но в 850-851 годах наметились перемены в стратегии викингов. Под этим годом летопись отмечает, что «в первый раз язычники остались на зиму» на острове Танет.
В 855-856 годах войско викингов опять «осталось на всю зиму», в этот раз на острове Шеппи; в 864-865 годах викинги снова зимовали на Танете; наконец, в 865-866 гг. «огромная флотилия язычников», прибыв с континента, зазимовала в Восточной Англии. На этот раз викинги прибыли, чтобы остаться...
Для англосаксов викинги были «язычниками», «датчанами» или «северными людьми». Термин «викинг» едва ли употреблялся за пределами Скандинавии (хотя некоторыми учеными высказывалось предположение, что само слово происходит от саксонского wic — военный лагерь).
Франкские источники называют хищников из-за моря nordmanni (северные люди, отсюда — норманны). Германские летописцы дают им название ascomanni; происхождение этого термина туманно. Некоторые ученые полагают, что загадочное слово происходит от норманнского названия ясеня — ash; из него, мол, строились корабли викингов; но на самом деле большинство варяжских судов было сделано из дуба.
Испанские мусульманские источники называют воинственных северян а1-madgus (языческие колдуны, по другой трактовке — огнепоклонники); славянские — рус (возможно, от Rotsi — финского названия Швеции). Византийцы знали их, как rhos (от греческого прилагательного «красный», возможно, пришедшего грекам на ум из-за красноватого цвета обветренных лиц мореплавателей) или varangoi (вероятно, от древнескандинавского var — обет; у северных воинов был обычай давать друг другу обет преданности). Очевидно, что слово varangoi могло легко превратиться в «варяги»...
Одни лишь ирландцы, которые вообще-то называли викингов lochlannach (северяне) или gaill (чужие, чужестранцы), пытались различать пришельцев по национальности, именуя, соответственно, норвежцев finn-gaill — белые чужестранцы, а датчан — dubh-gaill, черные чужестранцы. Летописцы же других стран использовали термины «датчане», «норвежцы» и даже «шведы», как взаимозаменяемые.
Например, Адам Бременский в 1075 году пишет: «Датчане и шведы, которых мы называем норманнами...» Он также объясняет, что «датчане, шведы и другие народы Дании (в том числе норвежцы) называются норманнами». Поэтому, когда англосаксонская летопись упоминает викингов из Dene или Dani, это не следует рассматривать, как доказательство их происхождения именно из Дании.
Действительное происхождение слова «викинг» невозможно установить с полной точностью. Постоянно растет число ученых, считающих верной теорию происхождения термина от vic (узкий залив, фьорд, бухта); викинг, мол, это прежде всего пират, прячущийся в труднодоступной бухте.
Другие производят слово «викинг» от Vik — географического названия области в Норвегии или от vig (битва) — но последнее маловероятно с точки зрения фонологии. Третьи приводят, как смысловой источник, глагол vikja (двигаться, отворачиваться); это-де характеризует воина-викинга «обходящим», совершающим боевой маневр. Но в скандинавских письменных источниках словом viking на самом деле обозначают понятие пиратства или пиратского набега; человек же, участвовавший в таком набеге, назывался vikingr.
Отчего же столь внезапно и эффектно на исторической арене появились викинги? Как одну из важнейших причин, приводят перенаселение страны. И действительно, в VII-VIII веках на территории Скандинавии, а точнее, Дании произошел демографический взрыв.
Внешний фактор
Есть и фактор внешний. С основанием империи Каролингов в большей части западной Европы установилась политическая стабильность, которая способствовала росту торговли; а торговля, как это всегда бывает, вызвала к жизни разбой и пиратство... Желание скандинавов создать пиратский флот привело к быстрому развитию кораблестроения.
Остатки кораблей викингов были найдены еще в 1867 году. Очень значительной находкой стало два судна второй половины IX века, раскопанных в Хокстаде и в Усеберге (Норвегия). Эти открытия относятся к 1880 и 1903 годам. Увы, экспонаты были плохо сохранены...
Последнюю по времени находку сделали в 1962 г. недалеко от Скулделева, во фьорде Роскилле на датском острове Зеландия. Пять найденных там кораблей, очевидно, было затоплено в начале XI века, чтобы загородить вход в гавань,
В большинстве случаев, ученые открывали корабельные кладбища, и главным образом в Норвегии. Только одно такое кладбище обнаружили в Дании, в Лэдби.
По большому количеству старинных технических терминов, используемых и в современном языке, очевидно, что у викингов были различные по конструкции и назначению суда. Но явная разница между судами торговыми и военными появилась только в X веке, благодаря возросшему значению торговли в скандинавской экономике и учреждению военной организации ledungen, которая требовала постройки специализированных судов.
Для торговли предназначались корабли knorr и kaupskip; для военных походов — snekkja (что значит «тонкий и выдающийся»), skeid (возможно, «рассекающий воду») и drekar или «дракон» — название, которое, несомненно, произошло от обычая вырезать голову дракона на носу боевых кораблей. Суда широкого назначения, равно подходящие как для торговли, так и для пиратства, — такое было найдено в Хокстаде, — обычно назывались skuta или karfi.
Наиболее четкое различие между торговыми и военными кораблями заключалось в том, что первые были короткими, широкими, с высокими надводными бортами; ход их зависел прежде всего от мощности парусов. Военные были длиннее, уже; имели меньшее водоизмещение, что увеличивало их скорость и позволяло плавать вверх по рекам во время пиратских экспедиций, и намного больше весел. Боевые суда, как категорию, называли langskip — длинный корабль. Их-то и знают славяне, как лодьи.
Langskip изрядно различались по размерам. Их классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (sessa) или промежутков между поперечными балками («мест», rum или spantrum). Согласно Гулафинглоу, в X веке наименьшим из полноценных военных судов считалось threttansessa, то есть корабль с 13 скамьями (банками), на каждой из которых сидело два гребца, и, соответственно, 26 веслами. Все плавсредства, меньшей величины уже считались непригодными для военных целей.
В конце Х века стали появляться гигантские военные суда, имевшие свыше 30 банок. Первым и наиболее знаменитым стал «Длинный Змей» короля Олафа Тригвассона с 34 скамьями.
Он был построен зимой 998 года. Но «Змей» не был самым крупным боевым кораблем викингов в истории.
Известность получило и несколько 35-баночных кораблей, построенных в XI-XIII веках, — например, «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, сооруженный в 1061-1062 годах в Нидаросе.
В «Саге короля Харальда» пишется, что «Дракон» был значительно шире, чем обычный военный корабль, и каждая его деталь была тщательно обработана. На золоченом носу красовалась голова дракона, а на корме — драконий хвост.
И боевые, и торговые суда имели по паре небольших приподнятых палуб на носу и на корме. Между этими палубами строилась еще одна, главная, обшитая неплотно прикрепленными досками; их поднимали, чтобы укладывать в судно груз.
Во время стоянки на якоре или в гавани главную палубу накрывали большим тентом, чтобы защитить команду от непогоды. В саге «Сварфдела» описывается 12 кораблей, стоящих на якоре: «Все были покрыты черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, там сидели люди и пили».
Вдоль планширя* члены команды обычно вешали свои щиты. Некоторые современные специалисты утверждают, что это делалось только в особых случаях, а во время гребли было невозможно; но это мнение основано только на примере хокстадского корабля, где щиты были привязаны ремнями к деревянной рейке так, что действительно закрывали весла.
На усебергском же судне они были расположены с наружной стороны планширя таким образом, что совсем не мешали гребле. По свидетельствам саг, щиты иногда крепились на судах, участвующих в сражении. Например, в «Битве на фьорде Гафрс» описывается, что планшири «блестели начищенными щитами»; в «Сражении на реке Нисса» говорится: «Воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя». На готландских наскальных рисунках также изображены щиты, украшающие и защищающие борт корабля.
Невероятно, но факт: ни на одном из кораблей викингов не было найдено ни самих банок — скамеек для гребцов, ни каких-либо их следов! Чаще всего предполагают, что их роль выполняли личные сундуки матросов. Хотя, с другой стороны, некоторые документы утверждают, что моряки хранили свои веши не в сундуках, а в кожаных мешках (hudfat), которые служили также и спальными мешками. Так что этот вопрос решить не так уж и просто...
На одном из военных кораблей, найденных в Зеландии, в качестве сидений, вероятно, могли использоваться поперечные балки. В то же время, один эксперт предположил, что гребцы вообще... стояли.
Длина весел обычно превышала пять метров, на хокстадском же судне она достигала шести метров с лишним. Обычно греб один человек, — но во время сражения на одно весло могли поставить и троих. Двое «резервных» защищали очередного гребца от вражеских метательных снарядов и обеспечивали смену.
На «Длинном Змее» Олафа Тригвассона в одной из битв 1000 года якобы ставили до восьми человек на «полместа» (т. е. на каждое весло); сверх того, было еще 30 бойцов. В сумме выходит 574 члена экипажа; более вероятно, что восемь человек приходилось на каждое «место» (пару весел), и команда состояла из 302 моряков.
Картина Г. Дикси «Дочь викинга» переносит нас в многовековую давность, героическое прошлое того народа, который еще за несколько веков до Колумба открыл Америку, добравшись до нее на легких остроносых ладьях. Суждено ли этой деве дождаться своего отважного отца из-за моря? Ведь возвращались далеко не все...
|
Для походов в открытое море использовались огромные квадратные паруса. Они появились на скандинавских судах не позднее VIII века и, несомненно, стали одним из технологических новшеств, способствовавших расцвету цивилизации викингов.
В 1893 году «Викинг», точная реконструкция хокстадского корабля, пересек Атлантический океан. Он развивал скорость до 11 узлов** под парусом и всего за 28 дней дошел от Бергена до Ньюфаундленда.
Паруса, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты утверждают, что из льна. Орнаментальные узоры на готландских наскальных изображениях судов, возможно, отображают тогдашний такелаж — кожаные ремни и канаты, с помощью которых пытались сохранить форму шерстяных парусов.
Из этих рисунков также понятен принцип действия канатов, прикрепленных к нижней части паруса и предназначенных, чтобы «брать риф» — делать складки на парусе, уменьшая его площадь при сильном ветре. Интересно, что этот принцип сохранялся на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века.
В сагах описываются паруса викингов, раскрашенные синими, красными, зелеными и белыми полосами — или в цветную же клетку. Остатки парусов с хокстадского судна были белыми в красную полосу...
Длина мачты, скорее всего, равнялась половине длины самого судна; во время битвы ее клали на палубу. Увы, пока что не найдено ни одной целой мачты.
На корме по правому борту находилось большое весло со съемной рукояткой, которое служило в качестве руля.
Обычай вырезать на носу и корме судна головы и хвосты животных, в частности, драконов («змеев»), в Северной Европе относится еще к I-II векам; это подтверждают норвежские наскальные изображения.
По таким головам, часто золоченым, часто давали названия кораблям, например: «Длинный Змей», «Бык», «Журавль», «Человеческая Голова». По исландскому закону, когда судно впервые причаливало к новой земле, первым делом следовало перевезти на берег резную голову с корабля, чтобы прогнать духов, покровительствующих этому краю.
Такой обычай, возможно, был распространен по всей Скандинавии: известный гобелен из Бойе изображает плывущую флотилию норманнов с головами на носах кораблей; у судов, причаливших в Англии, таких украшений уже нет...
Безусловно, герои нашего рассказа, скандинавские викинги, были, прежде всего, пиратами и грабителями, — но при этом отличались столь незаурядным мужеством и своеобразным, очень прочным кодексом чести, что навеки прослыли романтическими героями. О них слагали бесчисленное множество саг; сейчас — снимают фильмы... Их влияние на историю Европы было очень велико.
В Англии северные завоеватели дали начало первым королевским династиям; их нормандские потомки во главе с герцогом Вильгельмом захватили Британию в 1066 году. На славянских землях, то ли вправду призванные править, как о том говорит наша начальная летопись, то ли, по мнению многих современных ученых, силою захватив власть, именно скандинавы основали русскую государственность.
Военные и торговые походы викингов приводили к великим географическим открытиям; так, колонии норманнов в Северной Америке появились за много веков до плавания Колумба...
Таковы были эти чрезвычайно яркие представители Средневековья, которых следует оценивать по законам их собственного жестокого времени.
* П л а н ш и р ь — деревянные или металлические перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта. (Прим. ред.)
** У з е л — единица скорости судна, соответствующая одной морской миле или 1,852 км в час. (Прим. ред.)
Сергей Мовчан, Василий Вовк