Главная » Статьи » Цивилизации |
Ольятайтамбо - древняя цитадель
Но не это является его главной достопримечательностью. Рядом с поселением на высоком скальном выступе ближайшей горы расположен комплекс церемониальных построек. Его именуют крепостью, хотя он таковой не является. Инки вообще не строили поселений, обнесенных оборонительной стеной с башнями или бастионами. Живя в горной стране, они использовали в качестве естественных укреплений труднодоступные холмы, скалы и склоны гор для устройства своих ключевых пунктов. Ольянтайтамбо расположен как и раз на таком скальном мысу, возвышающемся над долиной на высоту около 60 метров. На вершину ведет единственная узкая каменная лестница, сбоку от которой раскинулся каскад из 17 земледельческих террас. В 1536 году испанцы безуспешно пытались захватить Ольянтайтамбо, но их отряд едва избежал гибели. На вершине скалы покоятся остатки циклопического сооружения, которое условно называют Храмом Солнца. Это здание разрушено, хорошо сохранилась только передняя стена, сложенная из шести огромных монолитов из розового порфира. Монолиты имеют высоту до четырех метров. Вес каждого из них достигает 20-25 тонн. Причем блоки не просто состыкованы друг с другом, между ними втиснуты выполненные из того же материала узкие вставки шириной 25 сантиметров. Зачем использовался такой технологический прием? Ведь другие образцы перуанской кладки не имеют аналогичного архитектурного решения. Блоки Ольянтайтамбо тоже пригнаны друг к другу с такой точностью, что между ними невозможно просунуть даже лист бумаги. Считается, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали строить перед самым нашествием испанцев, и завоевание помешало закончить строительство. Свидетельство тому - несколько десятков гранитных блоков весом по 10 тонн и более, разбросанных на вершине холма, у его подножия и на дороге, ведущей к каменоломням. Эти монолиты называют «уставшими камнями». Гранитные каменоломни, где вырубались блоки, расположены на другой стороне долины, на расстоянии нескольких километров, если считать по прямой. Каменоломни лежат на крутом, примерно 50°, склоне горы на высоте около 900 метров над долиной. Возникает целый ряд закономерных вопросов: как индейцы могли спустить по такому склону блоки весом в десятки тонн, затем переправить их через бурную горную реку Урубамбу шириной около 50 метров, протащить несколько километров по долине и поднять по такому же крутому склону на высоту 60 метров? Принято считать, что индейцы для подобных работ использовали деревянные катки и канаты. Но здравый смысл заставляет усомниться в возможности проведения подобных работ. Крупнейший испанский хронист Гарсильясо де ла Вега в своей книге приводит следующий факт: один из правителей инков решил доставить к месту строительства один из «уставших камней». Для этого он снарядил 20 000 индейцев, которые тащили его на канатах. Над обрывом камень сорвался и раздавил более трех тысяч человек. Вряд ли стоит обращать особое внимание на цифры, испанские хронисты часто грешили преувеличением, когда речь шла об индейцах. Но данный факт, прежде всего свидетельствует о том, что инки не были в состоянии не то что построить подобные сооружения, но даже доставить к месту строительства мегалитические блоки. Примечательно также, что «уставшие камни» в Ольянтайтамбо лежат не только на дороге, ведущей к каменоломне но и на территории поселка в прямо противоположном от каменоломен направлении. И это свидетельствует о том, что они не были брошены по пути, а скорее всего являются результатом разрушения древнего храма. Инки, пришедшие сюда последними, не были в состоянии даже сдвинуть монолиты и поэтому оставили их там, где они и лежали. Но тогда кто и когда разрушил такой мегалитический храм, который, соответственно, уже был кем-то построен ранее. Сегодня целый ряд исследователей полагает, что циклопические постройки в Перу были выполнены некоей гораздо более древней «мегалитической цивилизацией». Инки, пришедшие сюда последними, лишь присвоили себе наследие древних, адаптировав их строительные традиции. Не меньшей загадкой является и так называемая полигональная техника кладки гигантских блоков, которая также приписывается инкам. В данной технике использовались блоки разной формы и размеров, углы некоторых блоков имели фигурные вырезы, соответствующие вырезам соседних блоков. Некоторые монолиты имеют более десяти таких фигурных углов. За счет такого приема достигалось максимальное сцепление между блоками. Но каким образом укладывались монолиты весом в десятки тонн так, чтобы искусно вырезанные углы и пазы на соседних блоках входили друг в друга как детали детского конструктора? И это без использования какого-либо строительного раствора! Кстати, в Ольянтайтамбо можно своими глазами увидеть соседство трех разнородных типов кладки. Это полигональная кладка из блоков размером не более метра, кладка из многотонных мегалитов и обычная кладка из плохо обработанного камня, в технике которой построено большинство зданий и земледельческих террас. Первые две техники служили для возведения церемониальных сооружений. Считается, что индейцы использовали для обработки гранита простейшие инструменты из того же материала, из бронзы или меди. Но при том объеме архитектурных памятников на территории Южной Америки, который известен сегодня, трудно представить себе, сколько бы потребовалось руды под инструменты для обработки таких объемов горной породы. А ведь мегалитические блоки к тому же тщательно отполированы, так, что на них нет никаких следов инструментальной обработки. | ||
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |