Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Воскресенье, 12.05.2024
Главная » Статьи » Невероятное

КАК ОЖИВАЮТ ДИНОЗАВРЫ?

КАК ОЖИВАЮТ ДИНОЗАВРЫ?

Подготовил Андрей СИДОРЕНКО

От динозавров, гигантских ящеров, которые царили на Земле почти 100 млн лет назад, остались лишь груды, часто разрозненных, окаменевших костей, и все же ученые умудряются по этим редким останкам реконструировать для нас внешний облик этих загадочных животных. Как происходит подобное «оживление» динозавров, и насколько точны полученные портреты доисторических монстров?

* * *
Динозавры довольно прочно обосновались в нашей повседеневной жизни, хотя нас с этими загадочными гигантами и разделяют десятки миллионов лет. Мы встречаем изображения этих доисторических ящеров в журналах и газетах, на обертках жвачки и шоколадок, видим динозавров в научно-популярных и фантастических фильмах, восхищаемся их рыкающими моделями в натуральную величину. Некоторые психологи считают, что люди бы сами выдумали динозавров, если бы они даже и не существовали, настолько в нас велика потребность в фантастических образах, поражающих наше воображение. Вспомним о огнедышащих драконах, которые в свое время упоминались во многих мифах и сказаниях как Востока, так и Запада.

Среди тех, кто восстанавливает для нас по окаменевшим костям облики этих доисторических монстров, которые потом тиражируются в миллионах самых различных изображений, бытует следующая шутка: «Дайте нам скелет слона, — говорят они, — и мы сотворим из него гигантского хомяка…» В шутке этой есть доля истины: реконструкция динозавров настолько сложный процесс, что никто не даст вам 100% — ной гарантии, что ящеры на самом деле выглядели так, как изображают их современные художники.

Ученые из различных музеев мира достаточно знают об обезьянах, слонах и китах, чтобы имитировать в экспозициях реальные сценки из жизни этих животных, но когда дело доходит до динозавров, все, с чем реально можно работать, является лишь кучей поврежденных и разрозненных окаменевших костей. Сначала скелеты динозавров довольно редко находили неповрежденными и часто не всегда было ясно, даже как правильно собрать скелет. Со временем палеонтологи накопили по некоторым видам динозавров достаточный материал, чтобы заняться более менее достоверным восстановлением их облика. Для этого сложного процесса многим из палеонтологов пришлось овладеть навыками сравнительной анатомии и научиться различать мельчайшие отметки на костях, которые когда-то были оставлены мягкими тканями, чтобы с помощью своего воображения и карандаша «нарастить» на скелет монстра плоть. Появились и художники-профессионалы, которые специализируются на динозаврах и с помощью ученых создают их изображения. «Это здорово, когда художники стараются быть научно объективными», — считает американский палеонтолог Скотт Сампсон. Благодаря усилиям возглавляемой им группы, поддерживающей связь между профессиональными художниками динозавров и учеными, многие из современных изображений ящеров, изготовленных для кинофильмов, журналов или музеев, основаны на точных научных данных, даже если они могли служить лишь отправной точкой для реконструкции.

В последние месяцы 2000 года настоящее путешествие во времени подготовили для своих посетителей сотрудники Музея естественной истории в Нью-Йорке. Палеонтологи и художники создали экспозицию «Сражающиеся динозавры». Джейсон Броуэм, препаратор музея, для этой экспозиции изваял скульптуру протоцератопса. Процесс его работы может служить наглядным примером «оживления» доисторических монстров. С помощью палеонтолога он сначала изучил скелеты этого динозавра. У него было с чего начать: к тому времени было обнаружено почти 120 скелетов этого вида. Работая с моделью скелета монстра, Броуэм должен был сначала подумать о мускулах. Сохранившиеся кости неплохо помогают решить эту задачу: точки прикрепления мускулов часто прослеживаются по отметкам на костях, которые оставляют мягкие ткани, а взаимосвязь между мускулами и костями довольно универсальна для всех позвоночных. Решив задачу с мягкими тканями, Броуэм снабдил своего протоцератопса коричневато-желтоватой шкурой, на которой выдавил специфический чешуйчатый узор, который сохранился на одном из найденных фрагментов окаменевшей шкуры монстра. Что же касается глаз динозавра, то тут всем художникам приходится делать весьма антинаучные допуски. Глаза — это мягкие ткани, исчезнувшие без следа, поэтому мы вряд ли когда-нибудь узнаем, как они выглядели (если только не поймаем Несси…), однако глаза всегда являются весьма характерной деталью любого портрета монстра. Удлиненные зрачки рептилий и круглые зрачки птиц являются основным материалом для снабжения динозавров органами зрения. Причем глаза рептилий служат исходными для реконструкции, если художник хочет подчеркнуть агрессивность динозавра, либо указать (допустим, в мультике) на его плохой характер…


* * *


Итак, подведем некоторые итоги. Окаменевшие кости монстров служат главной основой для реконструкции их облика. Расположение мускулов, можно считать, при хороших навыках в сравнительной анатомии палеонтолога, более менее соответствует истине. Все остальное — шкура, ее цвет, узор и складки, щеки, губы, глаза, нос и ноздри — в основном, является областью предположений и догадок.

Насколько же реальные динозавры могли отличаться от их художественных реконструкций? Большинство скажет, что нам не дано это узнать, и всегда есть риск изобразить гигантского хомяка вместо слона и даже никогда не узнать о своей ошибке. Правда, художники, в отличие от ученых, говорят, что всегда можно оценить насколько далеко они зашли в своих предположениях.

Есть ли у нас шансы когда-нибудь уточнить существующие изображения динозавров? Конечно, есть! Если Марк Халлетт, который рисует динозавров для музеев, несколько лет назад сделал изображение открытого впервые динозавра только на основании сохранившегося на 40% скелета с помощью кропотливого изучения ближайших его родственников, то при находках новых скелетов данная реконструкция несомненно будет уточняться. Помогают оценить вес динозавров, особенности их походки и расположения конечностей находки окаменевших следов монстров. Уникальными являются и окаменевшие отпечатки кожи монстров, которые редко, но попадаются ученым. С их помощью уже можно правдоподобно изобразить кожу этих доисторических животных. Накопление подобных данных со временем внесет необходимые коррективы в существующие изображения динозавров.

Ларри Уитмер, профессор анатомии, считает, что можно значительно расширить поле данных, которые дают нам ископаемые кости. Его идея достаточно проста: надо внимательнее исследовать кости современных животных, чтобы изучить крошечные отметки, которые оставляют на них мягкие ткани. Это особенно актуально для палеонтологов, которые получают гораздо больше знаний по геологии, чем по сравнительной анатомии. Уитмер, который за год делает больше вскрытий животных, чем большинство палеонтогов за всю свою жизнь, исследуя кости некоторых ящеров и интерпретации их художниками, обнаружил ряд ошибок. Привлечение к реконструкции монстров подобных специалистов и более тщательная подготовка палеонтологов по сравнительной анатомии несомненно поможет получить более правдоподобные изображения динозавров.

Пока же у палеонтологов остается еще много нерешенных вопросов. Даже при наличии полных скелетов остается некоторый простор для интерпретации. Так ученые до сих пор точно не знают об одном из динозавров: стоял ли он на прямых ногах как носорог, или ползал подобно крокодилу… Ну, мы на ученых за это не в обиде: то, что они уже воссоздали, вполне способно поразить наше воображение и пощекотать нервы в очередном «Парке Юрского периода»…

Категория: Невероятное | Добавил: anubis (30.05.2009)
Просмотров: 1239 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика