Главная » Статьи » Невероятное |
Большеног живет на Волге?
Большеног живет на Волге? Несколько десятилетий назад возник раздел биологической науки, который занимается поиском следов невиданных зверей. Наука эта называется крип-тозоология (от греческих слов kryptos - «тайный», «скрытый», и zoon - «животное»). В сферу деятельности криптозоологов входит сбор достоверных сведений о живых существах, вся информация о которых в настоящее время существует лишь в виде легенд, мифов, былин или, в лучшем случае, никем более не подтвержденных свидетельств очевидцев. Открыл багажник и сбежал Многие наши читатели наверняка слышали, по крайней мере, об одном, самом известном объекте интереса этой науки - пресловутом снежном человеке (он же большеног, йети, алмасты, каптар, арсури). При упоминании о нем в сознании возникает образ некоего загадочного обезьяноподобного существа, которого люди иногда встречают в труднодоступных уголках Гималаев, Памира, Кавказа или Сибири. Но, оказывается, не нужно забираться на край света, чтобы встретить этого монстра: следы таинственного существа уже обнаружены не за тридевять земель, а... в Средней полосе Европейской части России. Вот рассказ жителя села Рождествено Самарской области А.И. Сапожникова, опубликованный на страницах областной газеты. «27 ноября 1989 года, выйдя утром на улицу, чтобы убрать возле дома выпавший ночью снег, я увидел необычный след. Какой зверь здесь шел? Непонятно даже - четвероногий или двуногий. Стежка прямая, но ступал он неравномерно. Расстояние между каждым следом от 450 миллиметров до двух метров. Ширина следа 180 миллиметров. Можно предположить, что во время ходьбы он поскользнулся несколько раз, оставив параллельные вмятины (царапины от когтей?) шириной 17-18 миллиметров. Соседи смотрели, и никто не признал, чей это след». Между тем, это не единственное сообщение из густонаселенного Поволжья о снежном человеке. Всего за несколько месяцев до самарских событий почти все центральные газеты вышли с сенсационными заголовками. Оказывается, в июле 1989 года сторожа фруктового сада в Саратовской области сумели поймать некое человекообразное существо, похожее на пресловутого йети. Сторожа сообщили о происшествии властям, а до их прибытия за неимением другого помещения заперли пойманное существо в багажнике легкового автомобиля. Однако тут им не повезло: йети довольно быстро сумел освободиться от веревок, открыть багажник и сбежать. Так что взору приехавших вскоре работников исполкома, милиции и ученых предстали только несколько клочков рыжей шерсти да внушительных размеров следы ног со странным, отходящим в сторону большим пальцем... Русалка на ветвях сидит Криптозоологи считают маловероятным, чтобы Среднее Поволжье ныне оказалось местом постоянного обитания неизвестных науке крупных человекоподобных существ, которых специалисты называют реликтовыми гоминидами. Но в то же время никто не исключает регулярных заходов в эти края снежного человека из более отдаленных регионов, на территории которых встречи с ним считаются более обычными и даже традиционными. А если мы обратимся к архивным материалам и историческим свидетельствам, то с удивлением убедимся, что сообщения о необычных человекоподобных существах, покрытых шерстью, для Поволжья в прошлые времена не были чем-то сверхъестественным. Более того, изучив фольклор различных народов, испокон веку живущих на Волге, мы в описаниях целого ряда сказочных существ сможем легко узнать нашего знакомца - снежного человека, который, оказывается, сотни лет мирно существовал рядом со средне-волжским крестьянином-хлебопашцем и даже почти не скрывался от людей... ' Самое первое историческое упоминание о неких загадочных существах, обитающих в окрестностях нынешнейСамары, принадлежит секретарю багдадского посольства Ахмеду Ибн-Фадлану, который проезжал по этим местам в 922-923 годах. Он сообщил, что в поволжских лесах обитают огромные дикие люди, ведущие звериный образ жизни. С рассказом Ахмеда Ибн-Фадлана перекликаются и строки из известного древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве» (1185 год), где упоминается некий див - дикое лесное существо, похожее на человека, но не умеющее говорить, не знающее огня и покрытое шерстью. Криптозоологи уже давно сделали вывод: все сообщения, собранные фольклористами на протяжении десятилетий, имеют под собой вполне реальную, а отнюдь не фантастическую основу. Судите сами: леший из русских сказаний покрыт шерстью, он громко кричит на весь лес, пугая прохожих, обладает неприятным звериным запахом, любит сидеть на деревьях, пеньках, колодах. То же самое делает и русалка (или йети женского пола?), которая даже у Пушкина описывается сидящей на ветвях, хотя, казалось бы, исконное место ее жительства - реки, озера и болота, а вовсе не лес. Объяснение такому не совсем понятному поведению этих персонажей довольно простое: специалисты ныне считают, что на Руси с глубокой древности живущее в лесу человекоподобное существо мужского пола крестьяне называли лешим, а женского пола - русалкой. Но если реликтовый гоминид, как предполагается, - это действительно ближайший родственник обезьяны, то неудивительно, что он так любит взбираться на деревья и раскачиваться на ветвях. Шурале приносит удачу Вот запись фольклориста, датированная 1848 годом: «В Енотаевском уезде Астраханской губернии русалку называют лобаста. Глядь, ан за ериком (протоком) девка - лобаста, нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит - все испугались: как бы не защекотала». Подобные описания есть у всех народов Поволжья. Чувашские арсури (получеловек) и упате (обезьяна) - это лесные мужчина и женщина, покрытые шерстью, любители щекотать попавших в их руки прохожих (помните, у Высоцкого: «Защекочут до икоты и на дно уволокут»?). Мордовские вирь-ара (лесная богиня), ведь-ава (водяная мать) и шутовка - женщины огромного роста, покрытые черной редкой шерстью, с растрепанными длинными волосами, сидящие на ветвях и иногда держащие за спиной ребенка. Татарские сыу анасы (водяная мать) и шурале (леший) неоднократно попадались в сети рыбакам, особенно при рыбалке в глухих пойменных озерах, но каждый раз они начинали плакать, и рыбаки отпускали их на волю, потому что, по поверьям, милосердие по отношению к шурале приносит удачу. Башкирский шайтан (черт) смертен, как и остальные аналогичные существа в фольклоре других народов Поволжья, и человек при необходимости может его убить (в отличие от чертей из сказок, которые, как известно, не боятся ни пули, ни сабли). Но делать это не рекомендуется, чтобы не навлечь несчастья на свой дом. Известен даже рассказ о том, как некий крестьянин взял в жены лесную шайтанку, и у них даже появились дети. Словом, в народном повествовании лешие и русалки представляются вполне материальными, земными существами, с вполне конкретными чувствами, характерным обликом и достаточно мирным поведением. Причем они кажутся нам такими же обычными обитателями лесов, как, например, лось, лисица или медведь. Однако большинство подобных описаний относятся к XIX веку или к еще более ранним временам российской истории. Даже в начале XX столетия, не говоря уже о 20-30-х годах, когда на Средней Волге развернулось крупномасштабное промышленное строительство, фольклористы практически перестали встречать людей, лично видевших в окрестных лесах существ, покрытых шерстью. Тем не менее, современные криптозоологи считают, что поиск свидетельств о встречах с реликтовым гоминидом в Европейской части России вообще и в Среднем Поволжье в частности следует продолжать. Конечно же, вероятность такой встречи крайне мала, но все же... Может быть, уже скоро мы найдем новые свидетельства того, что загадочный йети живет совсем рядом с нами? Валерий Ерофеев, Тайны ХХ века, № 38, 2009 | |
Просмотров: 689 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |