Главная » Статьи » Мифы, Истории |
Кому неизвестна история о всемирном потопе из Ветхого Завета! Но кто бы мог подумать, что она распространена во всем мире и изложена более чем в 250 версиях? Не выяснено происхождение мифа о Ноевом ковчеге. Был ли изначальной версией эпос о Гильгамеше из страны шумеров, записанный почти на 1000 лет раньше, чем Ветхий Завет? И что это — только миф, или Месопотамию действительно постигло разрушительное наводнение? И был ли потоп ограничен каким-то регионом, или это была вселенская катастрофа? Задачей Ноя было вернуть разрушенной потопом почве плодородие. Водной мексиканской долине жил богобоязненный человек по имени Тапи, которому однажды явился творец. — «Построй ковчег, — сказал ему господь, — и сделай его своим жилищем. Приведи туда свою жену и по паре всех животных, какие только есть. Но поспеши, потому что час уже близок!» Тапи послушался, не обращая внимания на оскорбления и насмешки соседей. Едва закончил он свое дело, как начался дождь. Шел он долго и беспрерывно, долина скрылась под водой, люди и животные искали убежища в горах, но вода захлестнула и их. Лишь ковчег Тапи укрыл живых существ в бескрайнем океане. Когда ливень прекратился, снова засияло солнце и вода пошла на убыль, человек выпустил с ковчега голубя. Тот не вернулся, и сердце Тапи исполнилось радости, ибо это означало, что птица нашла клочок земли, на который смогла опуститься». Если в этом рассказе на место Тапи поставить Ноя, то получим краткое изложение трех ветхозаветных глав «Первой книги Моисеевой», за исключением слов «в одной мексиканской долине». Однако эти слова не должны удивлять, потому что речь идет не об отрывке из Ветхого Завета, а о религиозном предании майя, народа, населявшего территорию нынешней Мексики. Примерно за 1200 лет до открытия Нового Света Колумбом народ майя создал в древней Америке высокую культуру, просуществовавшую более 1000 лет. В священных книгах майя, главной из которых является «По-Вух» (что значит «Книга господства»), подробно рассказывается о сотворении мира и содержится приведенное выше описание великого потопа. Удивительным образом в «По-Вух» есть и новозаветные элементы, например, символ креста или вера в божественного, мессианского спасителя, который назывался здесь Кукулькан и изображался в виде змея с человеческой головой. А вот и сокращенный библейский рассказ о потопе («Первая книга Моисеева», 6—8): «И увидел Господь, как велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа... И сказал Бог Ною: ...сделай себе ковчег из дерева гофер... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре... Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал... В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод... На пятнадцать локтей поднялась... вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди... Остался только Ной, и что был с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. Ной же обрел благодать пред очами Господа И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах... и перестал дождь с неба... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских... По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег... И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других, и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему... И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли...» Этот ветхозаветный рассказ появился между X и V вв. до н. э. в Иудее. Через Атлантический океан он едва ли мог попасть в Америку, но, может быть, через Сибирь и Аляску? Если бы это было так, то сказание о великом потопе оставило бы на своем пути следы и в других местах. Впрочем, в них-то как раз и нет недостатка. Звезда в страшном блеске Видимо, в конце IX в. появился персидский «Бундахишн», книга, название которой можно перевести как «Творение основы», то есть как история сотворения, и тем самым вполне сопоставимая с «Первой книгой Моисеевой». «Бундахишн» в значительной части основывается на «Авесте», священной книге парсов (огнепоклонников), письменно зафиксированной с 226 по 642 г. О всемирном потоме «Бундахишн» сообщает: «Когда воевали Ахура Мазда (верховное божество, буквально «господь мудрый») и Ангро-Майнью (дух зла), над землей появилась звезда Тистар в страшном блеске; последовательно обращаясь в человека, в быка, в коня, она вознамерилась потопить землю в потоках дождя, потому что землю населяли тогда несущие зло существа. В каждом своем облике звезда Тистар проливала дождь десять дней...» В этом тексте, записанном через полтора тысячелетия после «Первой книги Моисеевой», привлекает внимание связь всемирного потопа с появлением на небосводе яркой звезды. Следуя дальше на восток, задержимся в Индии, где о великом потопе сообщается в «Ригведе». Этот священный для индусов текст — как и другие веды — веками передавался из уст в уста и был создан за тысячу лет до н. э. Он гласит: «О, святой, ты всегда оберегал меня, теперь послушай, что ты должен сделать, когда придет час. Недалек тот день, о святой человек, когда все живое и неживое на этом свете погибнет. Близится роковое время, когда род людской канет в воду, и потому я хочу поведать тебе, как можно спастись. Ноев ковчег всегда был одной из излюбленных тем христианского искусства. Ковчег выступает как символ церкви, где Христос найдет наконец благодать, которую тщетно искал в суете и пагубе грешного мира. Ковчег является символом заботливой любви Бога, призывающей к вере и послушанию. Семь понимается здесь не как конкретное число, а носит символический характер. Оно считается мистическим и религиозным, символизируя стремление к познанию и интуитивной мудрости. Семь дней заняло сотворение мира. Это число священно для Вселенной. Магическое число семь Однако продолжим движение на восток. В Китае тоже был известен миф о великом потопе. Он впервые позволяет датировать эту катастрофу, поскольку как раз во время потопа началось объединение китайцев в одну великую империю на берегах рек Хуанхэ и Янцзы. А империя эта возникла в III тысячелетии до н. э. Перенести легенду из Азии в Северную Америку могли эскимосы. Их древние предания рассказывают о ковчеге с семью мостами, на котором во время потопа спаслись от гибели тлинкиты, крупное индейское племя на Аляске. Если исходить из того, что легендарное предание о доиудейских временах распространилось по Азии и в конце концов достигло Америки. На протяжении многих веков то тут, то там в текст вплетались новые мотивы, такие, например, как рог, выросший на голове индусского бога, или семь мостов эскимосского ковчега. В мифе индейцев хайда, аборигенов островов Королевы Шарлотты у западного побережья Британской Колумбии, место Ноя занимает человек со стальной головой, которого боги превращают в лосося, чтобы спасти во время потопа. Помимо катастрофического наводнения, уничтожающего все живое, об исходном мифе здесь напоминает поставленная всевышним задача обновить род человеческий, о чем говорится и в древнекитайской легенде. Девятая глава «Первой книги Моисеевой» начинается словами: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Далее мы встречаем предание на широко распространенном у североамериканских индейцев алгонкинском языке, которое тоже очень близко к библейскому: «Маниту (верховное божество, олицетворяющее магическую власть, сверхъестественные силы) очень любил людей. Однако они сильно провинились. И тогда великий дух послал человека, который должен был предостеречь людей: вас постигнет страшная кара, если вы не сделаетесь лучше. Но народ продолжал упорствовать в своих заблуждениях. Тогда осенью стряслось нечто невероятное: днем не взошло солнце, ночью не показались луна и звезды. Мир погрузился в непроглядный мрак. Стало очень холодно, и звери покинули свои леса, чтобы найти тепло и свет у огня, который развели люди. Голоса потеряли свое звучание. Все тонуло в тишине и холоде, пока страшный удар грома не потряс землю. Тогда голоса снова обрели звучание, и отовсюду послышался великий вопль ужаса, потому что потоки ливня обрушились на мир. Из всего рода человеческого спасся лишь один человек, и это был пророк. Последовав совету Великого Духа, он соорудил огромный плот из древесных стволов». Мир погрузился в непроглядный мрак Подобные предания находим у множества других индейских племен Северной Америки. Легенды о всемирном потопе существуют и в Мексике, об этом уже говорилось. Удивительным образом потомки перуанских инков тоже рассказывают о потопе, который разразился вслед за 5-дневным мраком и страшным землетрясением. Эти индейские племена жили в Андах на высоте нескольких тысяч метров, где подобных разрушительных наводнений просто быть не могло. У индейского племени Угха-Монгулала, живущего на границе Венесуэлы и Бразилии, есть предание о появлении «огромной звезды, красный след которой протянулся по всему небу». После этого космического явления 13 месяцев шел проливной дождь, который затопил мир и уничтожил все живое. Лишь одному человеку по имени Мадус удалось спастись на построенном им плоту, там же пережили потоп и многочисленные животные, по паре каждого вида. Учитывая это поразительное совпадение сюжетов Ветхого Завета и предания майя из книги «По-Вух», многие этнологи продолжают придерживаться мнения, что легенда о всемирном потопе, передаваемая из уст в уста, проделала путь через всю Азию на западное побережье Америки. Впрочем, эта версия весьма спорна, поскольку на сегодня в мире насчитывается не менее 250 местных версий о великом потопе! Непосредственно к ветхозаветному сюжету восходят разве что древнегреческая и римская легенды. | ||
Просмотров: 829 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |