Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Мифы, Истории

Хранители праха Крестителя


19 января православная церковь празднует Крещение Господне - в воспоминание о том, как Иисус Христос пришел на реку Иордан и крестился от Иоанна Предтечи. А на следующий день, 20 января, отмечается собор самого Иоанна Крестителя, который проповедовал покаяние и предвещал приход Мессии. За осуждение беззаконий царя Ирода, по просьбе Саломеи, действовавшей по наущению своей матери Иродиады, Иоанн Предтеча был обезглавлен. Его мощи хранятся в монастыре Святого Макария Египетского - одной из древнейших обителей в христианском мире.

Автору этих строк во время поездки в Египет посчастливилось побывать в этом святом месте. Оно принадлежит коптской церкви, вообще-то довольно закрытой, которая относится к древним восточным церквям. В монастырь не пустят не только иноверцев, но и католиков. Однако к православным у коптов отношение особое, хотя у них свой духовный глава - папа.

Два отшельника

В Египте немало христианских святынь, и вообще эта страна является родиной христианского монашества. Первым отшельником, фактическим основателем этого института, был египтянин Антоний Великий (252-356 гг.). Будучи еще юношей, он роздал большую часть своего имения бедным и удалился в Восточную пустыню, где провел в полном уединении долгие двадцать лет.

Со временем к преподобному Антонию присоединились другие отшельники. Когда старец скончался, его похоронили рядом с источником, куда он спускался за водой из своей пещеры, а над могилой поставили часовню. Так был основан существующий и поныне первый христианский монастырь, носящий его имя.

Одним из учеников "отца монашества" был преподобный Макарий (301-390 гг.). Долгое время он подвизался вместе со своим учителем, а затем по его благословению удалился в пустыню в поисках подходящего места для нового поселения монахов. Такое место было найдено в Вади-Натрун - довольно обширной впадине в Западной пустыне, между Каиром и Александрией. Близко подходящие к поверхности подземные воды кое-где пробиваются наружу в виде минеральных источников.

В 40 лет Макарий, избранный настоятелем (аввой) учениками, поселившимися вместе с ним, получил от Бога великий дар исцеления, а затем и дар вызывать к жизни умерших.

Вади-Натрун

Сегодня в Вади-Натрун расположен центр коптского монашества: здесь четыре больших мужских монастыря. Старейший и наиболее интересный из них основал в 360 году преподобный Макарий.

Последние тридцать-сорок лет коптское монашество переживает "вторую молодость". Реконструируются и расширяются старые монастыри, строятся новые. Причина этого явления, по-видимому, в том, что с ростом мусульманского фундаментализма копты тоже потянулись "к истокам", чтобы укрепить позиции своей общины. Когда в 1970 году в монастыре Св. Макария началась реконструкция, там жили всего шесть монахов, сейчас их уже около двух сотен.

Нынешнее жилище монаха трудно назвать кельей. Это отдельная двухкомнатная квартира с кухней и ванной. Питаются монахи все вместе лишь раз в день. В трапезной они берут с собой еду на остаток дня. Вместо черных монашеских одежд иноки носят коричневые рубахи-"галабеи".

У монастыря Св. Макария обширное хозяйство, доходы от которого не облагаются налогами. Одной земли 800 гектаров. Выращивают на ней преимущественно финики и оливки. Продуйся животноводческой и птицеферм поставляется в крупнейшие гостиницы Каира. Сами монахи землю не обрабатывают и навоз на фермах не убирают - за них это делают около пятисот рабочих, среди которых есть и мусульмане. Но обитателям монастыря забот хватает. Надо организовать производство, сбыт продукции, ремонт техники, бытовое обслуживание. В монастыре имеется также типография, оснащенная новейшим, компьютеризованным немецким оборудованием, где работают монахи.

Находка в древней церкви

Ворота распахиваются, и наша группа, миновав сады, подъезжает к стенам монастыря. Нас встретил высокий красивый монах по имени Иринеос.

После традиционного чаепития с серыми сытными монастырскими булочками отправляемся на экскурсию. Старая часть монастыря лежит метра на два ниже, чем та, что примыкает к его нынешним стенам. Туда нас ведет лестница.

Внизу сохранились остатки старой стены с кирпичной аркой VII века. Во время реконструкции, завершившейся в 1975 году, арку укрепили железобетонным поясом.

Снимаем обувь - так полагается у коптов, а вот голову при молитве, наоборот, требуется прикрывать, -и входим в самую древнюю и просторную церковь монастыря, носящую имя Св. Макария. Здесь же хранятся и его мощи. Церковь заложена в конце IV века, но от того времени ничего не осталось. Самая старая ее часть - круглый кирпичный купол X века, сооруженный над алтарем. Того же возраста и резные деревянные алтарные врата.

Во время последней реконструкции церковь расширили, ведь ежедневно на заутреню в ней собираются все многочисленные обитатели монастыря. Старую деревянную крышу заменили железобетонной. С пола убрали культурный слой толщиной в метр. И вот тут-то монахов ожидал сюрприз.

Иринеос зовет нас в левую часть церкви. Там, в полу - обширный люк. Монах открывает его, и мы видим кирпичный склеп с полукруглой крышей.

- В склепе мы нашли мощи четырнадцати человек, - рассказывает Иринеос, - причем один из них был обезглавлен. Из старинного манускрипта нам было известно, что в свое время тело обезглавленного Иоанна Крестителя было перенесено для захоронения в Вади - Натрун. Мы уверены, что он - один из тех, кто был захоронен в этом склепе.

Кстати, замечу, что голова Иоанна Крестителя покоится в особом склепе в мечети Омейядов в Дамаске, переделанной в свое время из христианской церкви, причем найдена она была лишь в 705 году...

Напротив церкви Св. Макария - другая старинная церковь значительно меньших размеров. Она посвящена похороненным там 49 мученикам-монахам, убитым в V веке кочевниками. Кирпичные арки и колонны, взятые из более ранних римских сооружений, сохранились едва ли не с основания церкви.

Служба проходит здесь лишь раз в году, 3 февраля - в день памяти мучеников.

Черная Мадонна

Переходим к третьей, последней церкви монастыря - самой молодой. Кладка ее кирпичного купола напоминает церковь Св. Макария, но она не круглая, а состоящая из четырех треугольников-клиньев. Здесь интересны иконы, которых, вообще-то говоря, в монастырских церквах немного. Коптская иконопись резко отличается по стилю от нашей или греческой. Стиль этот можно было бы назвать примитивизмом - не прописанные детали, нарушенные пропорции, будто рисунок ребенка.
И все же коптские иконы очень выразительны. Иринеос обращает наше внимание на одну из них, известную как "черная Мадонна". Действительно, Богоматерь с младенцем изображена на черном фоне. Причем икона выполнена не на доске, а на коже, что для Египта необычно. Возможно, она была привезена из Эфиопии, где на коже иконы писали очень часто. Точный возраст ее неизвестен, но предполагают, что она была написана еще в XII веке.

С.Голубоков "Интересная газета. Загадки цивилизации" №2 2010

Категория: Мифы, Истории | Добавил: anubis (03.03.2010)
Просмотров: 704 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика