Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мир Политики

Воскресенье, 24.11.2024
Главная » Статьи » Тайны, Загадки

«ЛЕТУНЫ» (1)
«ЛЕТУНЫ»
Рассказы об «огненном змее»

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования»

«Летун» - это одно из названий «огненного змея», то есть той фазы вампиризма, когда вампир летит к дому своей жертвы в виде яркого шара огня.

«ЛЕТУНЫ» В КНИГАХ XIX ВЕКА

Вот определение «летуну», которое давали в XIX веке в Покровском и Юрьевском уездах Владимирской губернии: 

«Летун – черт, являющийся неожиданно вдовам в виде человека, совершенно похожего на их покойного мужа. Он летит в виде огненной массы и рассыпается над тем домом, где ему нужно быть».

Это, конечно, не черт, а вампир. 

В статье "Миросозерцание наших восточных инородцев - вотяков, черемисов и мордвы" ("Живая старина", т. 10, вып. 2, 1900 г.) «летунов» именуют «метеорами». В главке «Метеоры» сказано:

«Падение метеоров Вотяки считают полетом по воздуху шайтанов. У одной женщины помер муж. Она сильно горевала и в горе призывала своего покойного мужа. Шайтан услышал ее призыв и принял на себя вид ее покойного мужа. Стал он каждую ночь к ней прилетать. При этом он всякий раз приносил ей гостинцев в платке. Но как только женщина захочет попробовать чертовские гостинцы, так они обращались в кости и коровий помет. Узнали об этом люди и не пустили женщину на сеновал, куда прилетал к ней шайтан. Шайтан прилетел, попортил крышу ее дома, разбил в избе окна и саму женщину убил, когда она шла на гумно».

И снова: это никакой не шайтан, а вампир. Подробность о том, что призрак усопшего дарит гостинцы, которые затем превращаются в навоз, часто фигурирует в таких историях. Налицо манипуляция сознанием жертвы: вампир не только создает перед ней свой призрак (видимый только тем, на кого обращен фокус внимания вампира), но превращает навоз или камни то в подарки, то в конфеты, то в деньги – опять-таки, видимые только жертве.

В комментариях к этой главке в статье написано:

«Верование, что демоны прилетают к женщинам в виде огненных змеев, принадлежит к числу международных. Оно передается в древнеиндийских Ведах, оно же было известно древним грекам (происхождение Александра Македонского), римлянам (происхождение Императора Августа) и нашим русским предкам (происхождение Волха Всеславича по русским былинам). В том же самом виде известно оно в настоящее время полякам и сербам. 

Демоны, вступающие, по народному верованию, в связь с человеком, во времена классической древности назывались фавнами и сильванами. В средние века в Европе между ними различали инкубов, демонов мужского пола, вступающих в связь с женщинами (у поляков – пшиложники), и суккубов, демонов женского пола, вступающих в связь с мужчинами (у поляков – положники). Вера в них в средние века была распространена не только в простонародье, но и среди правящих классов, а потому в то время из-за нее погибло немало народу по обвинению в колдовстве и в сношении с дьяволом. В настоящее время то же верование сохранялось: у великоросов, малоросов, поляков, литовцев [беларусов], немцев, имеретин, татар и туземцев на островах Самоа, в Австралии.

Деталь того же верования, что к женщине, сильно и безутешно тоскующей о своем умершем муже, покойный муж ее будет летать в виде «огненного змея», известно русскому народу».

Если это «международное верование» распространено от Вятки и до островов Самоа, да к тому же известно с античных времен, то почему же авторам этого комментария не пришло в голову, что речь идет о реальном феномене?

Что касается суккубов и инкубов, то это – лишь призраки вампира женского или мужского пола. Действительно, это очередная новая форма восприятия вампиризма в средневековом обществе: боролись уже не с вампирами, а казнили их жертв – обвиняя их в «сношениях с дьяволом».

Между тем, действия вампира заключаются не только в «выпивании» неких «жизненных соков» жертвы (от чего на животе или груди жертвы остается синяк, как от засоса, без повреждения кожи), но при определенных обстоятельствах вампир вступает в интимные отношения с жертвой – такие же призрачные, как и сам его призрак. Причем, второе сопровождается первым – и жертва обречена на смерть даже без всякой инквизиции.

В Жемойтии (ныне Республика Летува) «летуна», то есть вампира, называли «айтвар». В другой статье из "Живой старины" ее автор, Г. Гинкен, пишет:

«Aitvaras (у Куршата eitvaras) сверхъестественное существо, живущее в домах, соответствует русскому домовому отчасти. 

Айтвара высиживает семилетний петух из яйца, снесенного им же в том же году, в течение 7 недель. Когда айтвар выйдет из яйца, его надо кормить творогом и яичницей; а чтобы он носил деньги в дом, надо i kraiga indet tuscia stiabulia – в конец крыши вделать пустую ступицу от колеса, через которую он насыпает полную избу денег. Когда он носит деньги, его надо хорошо кормить и остерегаться рассердить, потому что иначе он все деньги обратит в черепки и избу сожжет. Отсюда поговорка turiu kaip aitvaras pinigu: galiu uzmust ir uzmoket – «у меня денег, как у айтвара: могу забить и заплатить».

Айтвар бывает похож на маленького человечка, с длинными когтями. Является также в виде разных животных.

С одного места на другое айтвар перелетает в виде блуждающего огонька. По словам другого lekentis aitvaras isrodo ant liepsninio smaigo, то есть «летящий айтвар кажется огненной палочкой».

Последняя подробность однозначно указывает, что речь идет о вампиризме и «огненном змее». Связь с домовым заключается в том, что в доме жертвы начинается вампирический полтергейст. Жемойты по-своему восприняли феномен: рассказы о том, как вампир дарит деньги, превращающиеся потом в черепки, трансформировались в фантастическое верование о том, что вампир может дарить настоящие деньги – если только его не сердить. Откуда только он их возьмет? Неужто чеканит или печатает в своей могиле?

М.А. Синезерский в конце XIX века опубликовал статью «Летучий огненный змей». В ней он писал:

«Наш народ чутко относится вообще ко всем явлениям природы, и в особенности к небесным явлениям. Не зная естественного происхождения их, он объясняет их по-своему. Народ верит, что Господь являет их для того, чтобы предупредить русский народ о каких-либо грядущих событиях, по большей части бедственных. 

Сами небесные явления народ подразделяет на явления, имеющие первостатейную важность, и на второстепенные, почти заурядные. К первым относятся: затмение солнца и луны, появление комет и планет; ко вторым – падающие звезды, аэролиты, болиды. Сообразно со степенью важности явлений народ дает им и соответственное толкование. Так, затмения солнца и луны, по народному поверью, предзнаменуют пришествие Антихриста и близкую кончину мира, появление кометы – голод, мор или всего чаще войну и т.п. Падающие звезды принимаются народом за ангелов, летящих на землю за душами людей-праведников, или же за ангелов, несущих души имеющих родиться младенцев и т.п. Интересно придуманное народом толкование небесного явления – падающих болидов. Мне пришлось услышать его совершенно случайно и притом во время самого явления.

15 марта 1895 года, в 9 часов вечера, над ст. Померанье Новгородского уезда пролетел по направлению от юго-востока к северо-западу необыкновенной величины болид, оставивший на пути полета продолговатую светящуюся беловато-фиолетового цвета полосу. Свет, происходящий от трения болида об воздух, был настолько силен, что затмил свет лампы и свечей в домах. Перепуганные жители села выскочили на улицу, но увидели только одну световую полосу на небе. В народе поднялись толки о только что бывшем явлении. Между прочим одна баба уверяла другую, что видела, как огненный змей с большим хвостом пролетел по воздуху.

Заинтересованный этим сообщением небесного явления, я, придя с улицы домой, спросил свою квартирную хозяйку-крестьянку: «что это за змей, который летал сегодня по воздуху?»

Она ответила, что это «пара летит» [в слове «пара» ударение на вторую «а»].

- Что такое «пара»?

- «Пара»? Это нечистый дух.

- Куда же он летел?

- А какому-нибудь деньги понес.

Расспросив ее обстоятельно, я узнал, что «пара», по народному поверью, летает по ночам в виде огненного змея к тем людям, которые с ним знакомы, и носит им золото, от чего они богатеют. Так что, если какой-либо человек неожиданно разбогател, то народ говорит, что ему «пара» денег приносил. 

На вопрос мой, видала ли она «пара», хозяйка отвечала, что видала раз, возвращаясь с гумна, как сзади что-то осияло. «Тут все» (идущие с ней) «сказали, что это «пара» полетел»».

Здесь, конечно, полная аналогия с верованиями жемойтов про айтвара. Кстати говоря, в дохристианское время кривичи, ятвяги и дайновичи (то есть предки нынешних беларусов), а также жемойты и пруссы поклонялись мифическому змею «живойту» (от слова «жить»). Критозоология ищет в этом змее некое реликтовое существо, ныне якобы вымершее. Однако вполне возможно, что культ поклонения змею-живойту – это поклонение «огненному змею». То есть, вампиризм создал целую языческую веру в этом балтийском регионе. Во всяком случае, в пользу этого говорит положительное отношение в поверьях к нему – дескать, несет деньги. А вот у других народов такого культа не возникло из-за негативного отношения, и сей змей фигурирует, например, в русских сказках как «Змей Горыныч», персонаж отрицательный. Но – все равно ПЕРСОНАЖ ментальных представлений народа, так как отражает реальный феномен.

Вот главка из еще одной дореволюционной книги о народных поверьях: «Змей-любак (село Теребень, Жиздринского уезда)»:

«Змей-любак летает к женщинам, от него женщины детей рождают. Раз змей-любак пристал к корове; от него соседская корова бычка телила.

Стал змей-любак летать к одной женщине. Стала эта женщина соседкам говорить: «ко мне муж приходит». Соседки говорят: «дура! Откуда ему приходить к тебе – муж твой далече». И научили бабы: «ты возьми гребенку; сядь на кровати и расчесывай волосы да бери конопли в рот да хряпай их. Змей подойдет к тебе и спросит: «что ты делаешь?» Ты отвечай ему: «расчесываюсь». – А что ешь? – спросит тебя любак. Ты отвечай ему: - Ем вши. Любак ответит: - Разве можно крещенной кости вши есть? А ты ему ответишь: - Разве можно некрещеной кости к крещенной ходить? Любак от этих слов в конфуз придет и больше к тебе не явится». Баба, любовница любака, так и ответила змею, как учили ее соседки. Любак от таких слов смутился, ударил дверью во весь мах и более в тот двор не являлся».

Подобно тому, как верования жителей Новгородской области об «огненном змее» совпали с верованиями жемойтов, так и тут эта история является очередным вариантом подобных, распространенных уже у русинов Галиции (в XIX веке они были в составе Австро-Венгрии). Пусть читатели сравнят сами:

«Один юноша был очень влюблен в свою жену, умер молодым, и его похоронили. Нет одну ночь, нет другую, а на третью он приходит в хату, сам лег около жены, лежит. И так ходил две недели к ней, пока она вся такой стала, что люди ее начали пугаться и спрашивать: что, молодица, с тобой случилось? Она отвечает: я бы вам сказала, если б не умерла!

Но вот зашла к ней как-то путешествующая баба. А был вечер, она просится, чтобы ее приняли переночевать. «Я бы вас, бабко, приняла, но вы не можете в моей хате ночевать!» «Почему?» – спрашивает баба. Хозяйка отвечает: «Ой, потому что ко мне мертвый муж ходит каждую ночь!»

И она ей все рассказала. А баба ей тогда говорит: спрячь же ты меня под ушатом, где белье мочишь, а сама оденься в свои венчальные одежды, платки и пояс и поставь праздничную свечу. А как заметишь, что он идет, зажги свечу и у зеркала убирайся (крась лицо). Он станет тебя спрашивать: куда ты собираешься? Ты ему говори: иду к маме на праздник! – А какой же там праздник? – Ты скажи, что брат сестру берет. Опырь тебе будет отвечать: где ж это видано, чтобы брат сестру брал? – А ты ему на это: где ж это видано, чтобы мертвый до живого ходил? – И как бы тебя он ни звал, не иди.

Положила она детей спать, бабу спрятала под ушатом, потом зажгла свечу и стала прихорашиваться за столом. Чует – идет ее муж, отворились двери одни, другие, вошел в хату и сел по другую сторону стола. Он спрашивает ее: куда ты собираешься? Та: на праздник к маме. – На какой праздник? – Брат сестру берет. – Где это видано, чтобы брат сестру брал? – А где это видано, чтобы мертвый до живого ходил?

Он промолчал, а потом говорит ей: иди сюда, дай я хоть тебя поцелую. – Ой, я не пойду. – Иди, говорит, руку к тебе приложу! – Не бей меня, бей мой стол! – Он тогда ударил рукой о стол, то аж проломил стол: сколько рука – столько выпало стола. И тогда ветер подул, поотворяло двери, и взяло его из хаты, и пропал он вовеки».

Сюжет тот же самый, но в последнем случае используется слово «опырь» (то есть вампир), а в первом – «змей-любак».

Можно ли зачать и родить от любовной связи с вампиром (или инкубом – в другом варианте определения этого же явления)? Не знаем. В ряде источников на тему вампирологии пишется, что от таких сношений появлялась беременность, но она или «рассасывалась сама собой», или рождались мертвые дети, или рождались уроды, которые умирали. Так это или нет – не существует никаких проверенных научно данных. 

Цитированная выше статья из "Живой старины" нашла, что от «огненного змея» было «происхождение Александра Македонского», «происхождение Императора Августа» и «происхождение Волха Всеславича по русским былинам». То есть – сии личности были якобы зачаты вампирами. Что, видимо, должно означать, что и они сами тоже вампирами являлись при жизни и после «смерти» (впадения в кому). Однако это – лишь предположения. 

В этом плане интересны исследования судеб гениальных личностей, особенно полководцев и политиков, которые при жизни отличались от всех других, а порой имели и паранормальные способности (как, например, Жанна д’Арк). А вдруг окажется, что их исключительность тем и объяснялась, что они были вампирами? Во всяком случае, судя по всему, все, кого при жизни в народе считали колдунами и ведьмами, - являлись, очевидно, именно вампирами. Точно так вся параномальность в народных поверьях крутится вокруг вампиризма – хотя именуется массой разных названий и рядится в разные тоги. Но стоит приглядеться – везде то же самое явление.

Куда ни копни – почти за каждой аномальщиной в народных верованиях прячется именно вампиризм. Возможно и скорее всего, именно он стал толчком для создания и представлений о загробной жизни, и представлений о языческих божествах – как, например, обожествление «огненного змея».

«ЛЕТУНЫ» В КАЗАХСТАНЕ

Журналист Ю. Метелев писал в статье «Волшебные огни Тургая», понимая под «волшебными огнями» именно «огненных змеев»:

«Тургайский прогиб — удивительный край. Во всем необъятном Казахстане другого такого не сыскать. Обдуваемый всеми ветрами, простирается он к югу от Зауралья и Казахского мелкосопочника на многие сотни километров до зыбучих полупустынь Приаралья. Чуть всхолмленные долы, поросшие пшеницей, уходят за линию горизонта, настоенный на степных травах целительный воздух, тысячные стада антилоп сайгаков, бегущих по степи вровень с ветром, сказочные богатства недр, и над всем этим — синее небо с вечерними и утренними зорями редкой чистоты, благодаря исключительной прозрачности атмосферы. Днем в летнюю пору термометр может показать больше сорока градусов по Цельсию в тени, а ночью — в пору спать в меховом спальном мешке. Неделями может палить беспощадное азиатское солнце, и вдруг неожиданно, из невесть откуда взявшихся туч, хлынет такой силы ливень, что за стеной воды не увидишь и капота своего автомобиля. И есть еще одна особенность Тургая. Здесь, как ни в каком другом месте, можно наблюдать не только дневные, но и ночные миражи.

Хорошо помню, как я, впервые попав в Тургай, увидел мираж. Наша экспедиционная машина шла уже несколько часов по безлюдной местности, направляясь в район реки Иргиз. Солнце невыносимо палило, и, конечно, единственной отрадной мыслью, владевшей мной тогда, было поскорее добраться до реки и окунуться в прохладную воду. И река неожиданно появилась, как только мы поднялись на взгорок. Под лучами солнца вода искрилась и играла бликами, а по обоим ее берегам росли тенистые ивы. От радости я закричал: «Ура, приехали!» Но мои попутчики, проработавшие в здешних краях не один полевой сезон, посмотрели на меня как на сумасшедшего.

— Это же мираж! — сказал мне один из геологов. — Присмотрись внимательней. Видишь, как все размыто и дрожит в воздухе, — разъяснил он мне.

Действительно, так оно и оказалось, а вскоре дивная картина исчезла, словно растаяла в воздухе. Потом я привык к миражам и перестал обращать внимание на реки, озера, деревья, возникавшие по обеим сторонам дороги при переездах. Однажды, находясь в Приаралье, нам даже довелось увидеть город Актюбинск, до которого было не меньше трехсот километров. Многоэтажные жилые дома, тенистые зеленые улицы и даже городской транспорт, казалось, были на расстоянии всего двух трех километров. Миражи, о которых я рассказал, уже давно хорошо изучены и объясняются чисто физическими законами преломления и отражения света от весьма далеких объектов. Один американский метеоролог в начале XX века наблюдал, по-видимому, самый удаленный объект миража. Находясь на Восточном побережье США, ему удалось наблюдать африканский город, а ученый Фламмарион в своей книге «Атмосфера» подробно описывает мираж сражения при Ватерлоо в июле 1815 года.

На утреннем небе отлично было видно не только войско, но и костюмы бойцов, артиллерийское орудие со сломанным колесом. Непременным условием появления таких миражей должна быть высокая прозрачность атмосферы и неравномерная прогреваемость верхних и нижних ее слоев, что очень характерно для Тургая с его резкоконтинентальным климатом. Но можно увидеть в казахстанском Тургае и весьма необычные миражи — ночные.

Представьте себе, что в вечерних сумерках где-то у горизонта, а порой и на расстоянии двух-трех километров от вас неожиданно появляется яркий свет. Он то разгорается сильнее, то меркнет или горит равномерно и ровно и потом неожиданно исчезает. Из имеющейся у вас карты вам хорошо известно, что в месте появления свечения нет никакого жилья, а свет видят все. Наш бывалый шофер экспедиции Тимур, из местных казахов, объяснял все просто: «Это душа умершего блуждает у своего дома». Под домом он понимал глинобитный домик могильник, в котором по мусульманской традиции оставляют тело умершего. Таких могильников в Казахстане немало. Как-то мы решили проверить сказанное Тимуром и, когда в районе аула Амангельды неожиданно появился загадочный свет, поехали на машине в том направлении. И в самом деле, примерно через три километра достигли роскошного могильника, но к этому времени загадочный свет переместился дальше. «Душа пошел далеко, далеко пустыня и не хотел встретить русский», — объяснил шофер.

Таинственными ночными огнями Тургая занималась не одна специально организованная экспедиция. Ученым удалось установить, что чаще всего огни можно увидеть в районе поселков Семиозерное, Диевка, но особенно в районе реликтовых Аманкарагайского и Терсекского лесных массивов. Эти сравнительно небольшие по занимаемой территории леса — своеобразная достопримечательность пустынных степных мест. Они состоят преимущественно из вековых сосен и лиственного подлеска. Местные жители утверждают, что видят иногда до нескольких огней прямо над вершинами деревьев. При этом огонь, приятного на вид цвета, способен перемешаться. Причины тяготения ночных огней к лесу никто не может объяснить, но нельзя сбрасывать со счетов (личное мнение автора) возможность приземления в указанных местах неопознанных летающих объектов, которым удобно маскироваться в здешних лесах, чтобы не привлекать к себе внимания посторонних. Добавлю, что из этих районов без лишних помех можно вести наблюдение за взлетами космических ракет с космодрома Байконур, расположенного относительно недалеко от этой части Тургая.

Странные ночные огни в Тургае не однажды становились причиной чрезвычайных происшествий. Дело в том, что между такими происшествиями, дорогами и загадочными огнями существует прямая связь. 

<…> Теплым июльским вечером грузовая машина с двумя актюбинскими геологами и шофером выехала из курортного поселка Кос Истек, что под Актюбинском, на юг в сторону Аркалыка. Их шофер казах вел машину по короткому маршруту глухими степными путями. Надо полагать, они также экономили время и бензин. С наступлением ночи водитель, как и мы, потерял колею, но вместо того, чтобы дождаться утра, не придумал ничего умнее, как попросить геологов пойти искать утерянную дорогу, которая, по его мнению, была где-то поблизости. Естественно, что он оставил включенными фары и по договоренности время от времени сигналил. Геологи разошлись один влево, другой вправо от грузовика. Шофер прождал их несколько часов, но они не возвращались. Он отчаянно сигналил, переключая ближний свет фар на дальний. Все бесполезно. Люди как сквозь землю провалились. Дождавшись утра, шофер благоразумно устремился в обратный путь, чтобы сообщить о случившемся… На базе экспедиции немедленно забили тревогу, понимая, чем может закончиться продолжительное пребывание людей без воды и укрытия от солнца в условиях страшной жары. По рации было сообщено не только всем полевым отрядам геологов, работающих в близлежащих территориях, но и в аэропорт Актюбинска. В воздух поднялся небольшой самолет «Ан-2» с пилотами и наблюдателями, который полетел в район происшествия. Пилотам удалось обнаружить пропавших геологов в начале третьего дня поисков. Увы. Оба они были мертвы. Солнце убило их еще в первый день пребывания в полупустыне. Почти все, кто знал эту историю, считали, что главной причиной гибели актюбинцев стали загадочные миражные огни Тургая. Не приходится сомневаться, что геологи приняли миражный свет за огни фар своей машины и уходили все дальше и дальше в полупустыню.

Это далеко не единственный случай для Тургая. Один русский шофер из города Шевченко, всю жизнь колесивший по плато Устюрт, Тургаю и в иных краях Казахстана, поведал мне, что каждый год уносит по нескольку шоферских жизней и что бывалые водители всегда стараются ехать в паре с другой или несколькими обязательно исправными машинами, запасом топлива и воды, а в зимнее время еще и водки. Алкоголь берут не ради удовольствия, а на случай, если будет крепкий мороз, согрева организма.

<…> Природа таинственных огней в Тургае до сих пор не исследована до конца. И никто не может утверждать, что эти огни всего лишь миражи».

Ничего местного уникального в этих «огнях Тургая» нет: как сказано еще в XIX веке, это «международное поверье». В статье: 

«Наш бывалый шофер экспедиции Тимур, из местных казахов, объяснял все просто: «Это душа умершего блуждает у своего дома»».

Значит, и казахи давно разобрались с этим явлением.

http://secret-r.net/
Категория: Тайны, Загадки | Добавил: anubis (28.04.2010)
Просмотров: 614 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Проверка тиц Яндекс.Метрика