Главная » Статьи » Тайны, Загадки |
О легендарных чародеях...
История становления и развития современной химии тесно переплетается с историей алхимических происков "философского камня" и "эликсира вечной жизни". Однако творчество наиболее известных алхимиков древности и средневековья окутано покрывалом тайн от любопытства непосвященных. Поэтому многие из алхимиков на протяжении веков почитались как чародеи, овладевшие таинственными силами "черной магии". Так, древние греки приписывали сверхъестественные возможности Эмпедоклу (V в. до н. э.), который якобы мог управлять ветрами и воскрешать мертвых. Легенды говорят, что он для доказательства своей божественности прыгнул в кратер Этны, который вскоре изверг обратно одну из его медных сандалий. У неопифагорейца Апполония Таинского (I в.), по слухам, были способности левитации и мгновенного перемещения на любые расстояния. После обобщения аль-Бируни в 1000 г. о некоем Элиасе, сумевшем еще в древности сделаться бессмертным благодаря чудесному напитку, молва о случаях изготовления "эликсира вечной жизни" стала шириться по всей Европе. В XII в. алхимик Артефий в трактате о путях продления жизни писал, что сам он якобы живет уже 1025 лет. Интересно подчеркнуть, что разряд чародеев и магов молва пополняла и такими алхимиками, которые, подобно Роджеру Бэкону, активно выступали с разоблачением шарлатанских методов магии. В XVII в. во Франции Габриэль Ноде, лейб-медик Людовика XIII и библиотекарь кардинала Мазарини, выпустил в свет сочинение "Апология всех мудрецов, несправедливо, считавшихся магами, от сотворения мира до наших дней", в котором он защищал от подозрений в чародействе как арабских алхимиков — Алькииди из Басры и Гебера из Севильи, так и европейских — Амальдада Вилланову, Петра д'Апоно, Тритемия, Парацельса и многих других. Согласно Ноде, несправедливо обвиненными в занятиях магией оказались не только философы Р. Бэкон, Фома Аквинский, Пико делла Мирандола, но и лица духовного звания — Роберт Гроссетет (епископ Линкольнский) и Альберт Великий (епископ Регинбургский). В занятиях магией и алхимией подозревались даже римские папы Сильвестр II (Герберт), Григории VII и XI, Бенедикт IX, Павел II, Александр VI и Иоанн XXII. Наибольшей известностью среди римских пап — алхимиков пользовался Сильвестр II, который обучился искусству алхимии еще в молодости у сарацин. Ему приписывали изготовление различных роботов и автоматов (в том числе и говорящую голову, с которой он мог беседовать и советоваться). В некоторых источниках утверждается, что в монастыре Сент-Галлена с 982 г. хранилась рукопись Сильвестра II, содержащая чертеж и описание устройства телескопа. Несмотря на популярность сочинения Ноде, которое переиздавалось и пополнялось новыми сведениями на протяжении целого столетия (в 1887 г. в Лейпциге оно было издано под титулом "О вере в волшебство и других мечтательствах, или защищение знаменитых людей, которых современники принимали за волшебников"), заслуженная слава известных алхимиков и ученых и их действительное увлечение магией долгое время служили ширмой для многих авантюристов и лжеученых средневековья. Деятельность последних оказала плохую услугу алхимии, поставив ее в один ряд с астрологией и магией и перечеркнув в глазах многих людей те достижения алхимии, на которых основывалась возникшая в XVIII в. химия. Начиная с эпохи позднего средневековья (XIII—XIV вв.), термином "алхимия" определяется один из разделов западно-европейской системы естественнонаучных знаний, посвященный попыткам превращения (или трансмутации, говоря языком мастеров-адептов алхимии) неблагородных металлов в золото или в серебро с помощью воображаемого "философского камня". Этимологически слово "алхимия" большинство авторов считает производным от арабского "алкимийя", берущего свое начало от греческого "хемос" (жидкость), что, по мнению некоторых историков, указывает на связь зарождающейся алхимии с литьем металлов. Другие исследователи предполагают, что слово "алхимия" происходит либо (по Геродоту) от древнего названия Египта — "Хеми", что позволило им расшифровать слово "алхимия" как "египитское искусство", либо от греческого "хеми" — "черная магия". Последняя точка зрения основана на утверждениях александрийских христиан — гностиков II в., которые, пытаясь утвердить "высшее знание" — гнозис, широко использовали в своих религиозных теориях мотивы восточной мифологии. По их заверениям, мистическими основателями алхимии были древнеегипетский бог Луны, времени и магической мудрости Тот-третий, он же — эллинизированный Гермес Трисмегист (Трижды Величайший), и египетский бог медицины Хнуфи. Гермесу Трисмегисту древние приписывали написание 36 525 сочинений по различным отраслям знания, включая алхимию (древние авторы часто использовали число 36 525, связанное с таким же количеством лет Великого Цикла, равного "столетнему" периоду, каждый "год" которого состоит из числа лет, совпадающего с числом суток тропического года). Климент Александрийский, передавая содержание 42 жреческих "Книг Гермеса", отмечал, что шесть из них были посвящены алхимическим и медицинским вопросам. Заметим, что большая часть гностических сочинений была уничтожена церковниками-ортодоксами в период борьбы за господство христианской религии. И лишь в 1945— 1946 гг. археологами были найдены в Хенобоскионе многочисленные рукописи гностиков, полное изучение которых еще не завершено. Говоря о зарождении алхимии как искусства взаимного превращения металлов, подчеркнем, что это искусство не возникло внезапно и на пустом месте. Реальной основой для появления алхимии послужила эмпирическая химия первобытных народов. Археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что различные органические вещества животного и растительного происхождения широко использовались людьми, начиная еще с эпохи неолита, для гигиены человека и его жилища, украшения человеческого тела и предметов быта, приготовления и консервирования продуктов питания, выделки и окрашивания кож, мехов и тканей, для нужд полеводства, получения употреблявшихся на охоте ядов, бальзамирования умерших и для многих других целей. Применение огня сделало возможным бытовое использование некоторых неорганических веществ (в первую очередь — глины и жженой извести) и ознаменовалось в дальнейшем возникновением металлургии. Последующее развитие эмпирической химии привело к изобретению различных красок, стекла, керамики, эмали, металлических сплавов, пороха, лекарственных препаратов. Были выработаны специальные технологические процессы алхимии (перегонка и возгонка веществ, фильтрование и перекристаллизация) и созданы предметы алхимического лабораторного оборудования. Из книги одесских уфологов И.Н.Ковшун, В.И.Ковшун, "Астрология, "летающие тарелки", аномальные явления в свете культурологического эссе" (Одесса, "АстроПринт", 1999 год). | |
Просмотров: 713 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |