В 1938 году американский журналист Френк Рассел обнаружил ни больше ни меньше 39 примеров смертей от возгораний, отмеченных странными обстоятельствами.
Список Рассела включал и несколько случаев, когда фигурировало много свидетелей. Типичной была странная смерть англичанки мисс Филлис Ньюкомб, которая загорелась во время вечеринки в Шир-холле в Челмсфорде, Эссекс, 27 августа.
Двадцатидвухлетняя девушка в роковую ночь танцевала с приятелем Генри Макослендом, когда около полуночи ее одежда внезапно вспыхнула. Поднялась паника, но к тому времени, как огонь был потушен при помощи скатерти, несчастная девушка превратилась в обугленный скелет.
Позже следователь графства по делам о скоропостижной смерти мистер Л.Ф.Бекклес сказал, что этот случай самый загадочный из всех, что он видел, но тем не менее он счел, что возможной причиной возгорания явилась горящая сигарета, не принимая во внимание показания свидетелей, что загорелась сама Филлис Ньюкомб, а не ее бальное платье.
Другой случай возгорания, который описал Рассел, произошел с англичанкой миссис Мери Карпентер, которую пламя настигло на пассажирском крейсере во время праздника в Норфолке. На глазах у похолодевшего от ужаса мужа и детей миссис Карпентер охватило пламя, и она обуглилась за 2 минуты. При этом деревянная палуба не пострадала, а прибывшие из Норфолка пожарные никак не могли установить причину трагедии.
Но самая загадочная смерть, которую описал Френк Рассел, произошла за несколько месяцев до этого случая, 7 марта.В этот день огненная смерть постигла троих мужчин, которые находились в разных местах, удаленных друг от друга на сотни миль. Первым суждено было умереть Уильяму Тену Брайку, 18-летнему голландцу, который ехал на машине по маленькому городку Убберген. Вторая жертва, англичанин средних лет по имени Джордж Тернер, управлял грузовиком и находился около Честера.
Третий несчастный, моряк Джон Грилей, стоял у штурвала торгового парохода "Ульрих", направлявшегося в Ливерпуль. "Ульрих" был в 700 милях от пункта назначения, когда рулевого внезапно охватил огонь. Потом установили, что корабль находился в точке, равноудаленной от местонахождения двух других жертв. Другими словами, Грилей загорелся как раз в тот момент, когда находился в вершине этого магического равностороннего треугольника.
Почему для неких таинственных сил, вызывающих возгорания, сыграл роль этот дистанционный фактор, остается загадкой, но все же эти три случая явно не простое совпадение. И что любопытно, все жертвы были заняты одним и тем же делом в момент возгорания - управляли машиной или судном, - хотя опять же непонятно, какое это имеет значение.
Довоенные исследования Френка Рассела были направлены на то, чтобы заставить людей поверить в непроизвольное самовозгорание. Он никогда не пытался, проанализировав информацию, предположить возможную причину феномена. Гораздо позже другие писатели восполнили этот пробел.
В 1975 году писатель Ливингстон Герхарт нарисовал 6 диаграмм, которые показывают, как солнечная активность в 1938 году влияла на случаи непроизвольного самовозгорания, отмеченные в статье Френка Рассела. Герхарт утверждал, что в такие периоды можно наблюдать колебания магнитного поля, о чем свидетельствуют отклонения магнитной стрелки и магнитных волн, и настаивал на том, что это и повлияло на вспышки возгораний в определенных местах. Хотя ему не удалось доказать свою теорию, его изыскания по поводу страшных событий 1938 года интересны и не лишены разумного зерна. Но даже Ливингстон Герхарт не смог найти рационального объяснения тому факту, что троих мужчин, находящихся на таком большом расстоянии друг от друга, постигла одна и та же судьба. Как образно сказал один журналист, одним из первых описавший эту трагедию, "как будто межгалактическое существо невероятных размеров проткнуло землю трезубцем... три вспышки огня, которые поразили только человеческую плоть".