Главная » Статьи » Тайны, Загадки |
Познавательные знаки
Культурная эволюция началась гораздо раньше, чем считалось. Люди занимались рисованием еще 60 000 лет назад Четыре года назад в лабораторию археолога Шейлы Коулсон начали звонить журналисты, телефон не умолкал несколько дней. Это произошло после того, как в Университете Осло заявили, что их сотрудница нашла в Ботсване большой камень, напоминающий по форме голову питона. Поверхность этого валуна была покрыта множеством мелких углублений и выглядела, как змеиная кожа. Рисунок появился на камне не сам по себе, утверждала исследовательница, над ним потрудились древние художники. В качестве доказательства Коулсон предъявила целую коллекцию скребков, сделанных людьми каменного века примерно 70 000 лет назад. Она обнаружила их неподалеку от валуна. Открытие Коулсон сулило настоящий переворот. Если «питон» и вправду был примитивным произведением искусства, то его совершенно точно можно было называть самым древним из всех, которые археологи когда-либо находили. До этого считалось, что люди занялись творчеством на целых 30 000 лет позже. Впрочем, доводы Коулсон воодушевили главным образом журналистов, а археологи ее не поддержали. Сам факт обнаружения древних инструментов в пещере еще не доказывал, что камень был обработан именно с их помощью. Рисунок мог быть нанесен значительно позже - возможно, даже в наши дни. Установить точный возраст самой гравировки исследовательница не смогла, и в итоге ее работу так и не опубликовал ни один научный журнал. Революции в антропологии не получилось. Но сейчас учебники все же придется переписать. На прошлой неделе группа археологов из Франции и Германии опубликовала отчет о своей экспедиции в Южную Африку. Исследователи работали неподалеку от местечка Дипклуф. На этом месте десятки тысяч лет назад располагалась крупная стоянка древних людей. Там ученые обнаружили множество хорошо сохранившихся остатков скорлупы страусиных яиц. А на них - орнаменты, выцарапанные острыми инструментами. На этот раз никаких сомнений нет: анализ показал, что эти изображения действительно очень древние. Уже 60 000 лет назад люди вовсю занимались рисованием. И вкладывали в свои знаки не только художественный смысл. Археологи убеждены: царапины на их находках были нанесены с умыслом. Древние люди прекрасно понимали, что делают. На 270 скорлупках постоянно встречаются одни и те же орнаменты. Самые простые рисунки - это всего лишь наборы параллельных линий. Орнаменты посложнее напоминают неаккуратно нарисованные ребенком лесенки. Самые совершенные изображения - прожилки на древесных листьях. Чем не осознанное подражание? Такие рисунки вполне можно было нанести на скорлупу с помощью самых примитивных инструментов. Ученые доказали это собственноручно. Им удалось точно скопировать древние изделия. Они рисовали на скорлупе самодельными каменными скребками. Материала для изготовления таких инструментов в районе раскопок было больше чем достаточно. Помимо орнамента скорлупки заметно отличались цветом - могли быть синими, коричневыми и ярко-красными. Археологи смогли добиться тех же самых расцветок, обжигая скорлупки на огне разное количество времени. В Африке люди до сих пор обрабатывают скорлупу страусиных яиц. «Некоторые племена собирателей используют их как простые емкости для воды, - рассказывает Кристофер Миллер, один из авторов работы. - Такие сосуды часто расписывают всевозможными образами». Миллер и его коллеги уверены, что их находки - не простые украшения, а как раз фрагменты таких вот примитивных контейнеров. В некоторых из найденных скорлупок проделаны отверстия. Через них в сосуд заливалась вода. Надписи на яичной скорлупе тоже не были просто декоративными. В этом как один уверены все авторы работы. «У этих орнаментов есть назначение, - говорит Пьер-Жан Тексье, коллега Миллера по раскопкам. - С помощью рисунков разного типа изготовители сосудов могли выражать свою принадлежность к различным социальным группам. Или даже обозначать содержимое емкости». Кроме того, даже построенные по сходной схеме орнаменты все равно отличаются друг от друга. Возможно, это тоже не случайно. Индивидуальные особенности рисунка могли быть своеобразной подписью, позволяющей быстро определить владельца предмета. «Конечно, назвать такие знаки письменностью было бы большим преувеличением, - размышляет Тексье. - Но это зачатки некой системы графических сообщений». Под словами археолога готовы подписаться его коллеги. «Попытки изобразить на предметах не окружающий мир, а абстрактное сочетание линий - свидетельство того, что уже в это время люди были в состоянии оперировать знаками, - говорит археолог из Уфимского научного центра РАН Вячеслав Котов. - Очевидно, что это было необходимо в повседневной жизни». Весомости таким аргументам добавляет еще одна находка. Ее сделал в 2000 году археолог из Бергенского университета Кристофер Хеншилвуд. Он обнаружил в пещере на территории ЮАР два бруска минерального пигмента охры. Этим предметам было примерно 75 000 лет. И они были испещрены сетью насечек предположительно искусственного происхождения. Теперь сомнений в том, что это действительно мог сделать древний человек, станет меньше. «Некоторые из обнаруженных нами орнаментов сильно напоминают гравировку на охровых брусках», - говорит Тексье. «Каждая такая находка по отдельности вызывает много вопросов», - рассуждает Екатерина Дэвлет из Института археологии РАН. Например, следы на предметах могли быть оставлены всего несколькими людьми с нетипичными для своего времени способностями к абстрактному мышлению. «Но вот когда таких независимо сделанных находок становится несколько, то это совершенно меняет дело», - утверждает Дэвлет. У новой работы есть еще один сторонник - это обнаружившая каменного питона Шейла Коулсон. По просьбе Newsweek она ознакомилась с фотографиями орнаментов, найденных Миллером и Тексье. «Это очень знакомая манера нанесения изображений, - обрадовалась исследовательница. - Примерно в таком стиле выполнена гравировка на скульптуре змеи». Результаты Тексье и Шмидта воодушевят далеко не всех исследователей. Кому-то придется пересмотреть собственные работы. Самым древним из классических образцов символического мышления у древних людей примерно 40 000 лет. Тогда на стенах пещер внезапно начали появляться довольно сложные знаки и изображения человека и животных. Убедительно объяснить причины такого культурного бума до сих пор никто не смог. А новые находки позволяют выстроить изящную картину возникновения цивилизации. Внезапная культурная революция на самом деле оказалась постепенной культурной эволюцией. И начался этот путь очень давно. Это доказывает археолог из Университета Виктории Женевьева фон Петцингер. Вместе со своими коллегами она собрала внушительную коллекцию абстрактных символов, которые исследователи когда-либо обнаруживали на стенах пещер. В ее базе данных около 5000 таких знаков. Они были сделаны 10 000–35 000 лет назад. Среди символов - волнистые линии, решетки, треугольники и круги. Эти знаки были нарисованы древними людьми в самых разных уголках мира - Азии, Америке и Европе. И тем не менее они подозрительно похожи друг на друга. Это не случайное совпадение, уверяет Петцингер. Такие символы были хорошо отлаженной системой сигналов. А распространили этот «алфавит» по всему миру древние выходцы из Африки. Русский Newsweek | |
Просмотров: 616 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |