Главная » Статьи » Все про Русов |
Существует древнее славянское предание о священном граде Китежа, согласно которому он сделался невидимым и сокрылся в водах озера Светлояр. По мотивам сказа написано множество книг, статей, поэм, картин, опера Римского-Корсакова. С давних пор к озеру Светлояр, находящемуся в Семеновском районе Нижегородской области, недалеко от деревни Владимировки приходят люди разных вероисповеданий, чтобы прикоснуться к этой манящей тайне. Что же скрывается за красивой легендой о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр? Ведические сказания о Китеж-граде на Светлояре Сказания о невидимом Китеж-граде у озера Светлояр восходят к преданиям ведической старины. Осколки их разбросаны по легендам местных волжских народов - как русских, так и татар, марийцев, мордвы. А впервые собраны они вместе в «Песнях Гамаюна», первой книге из серии «Веды Руси», вышедшей в 2005 году. Согласно «Песням», само озеро Светлояр явилось чудом, когда Дива-Додола преследовала бога Велеса Суревича. А как это было? На сей счёт есть такая старая волжская легенда. «Влюбился как-то Велес в дивную красавицу Диву-Молонью, дочь владыки туч грозовых, громовых. Ой, и дивно хороша была та царица Молонья, будто козочка молодая! А как шла она мимо, да плечом вела, да косу свою пальчиками перебирала и заплетала, и каблучками, как копытцами, пощелкивала - все просто ума лишались. И случилось так, что в Диву влюбился не только Велес, но и лучший друг его царь Гром, что орлом летал под облаками, да метал молнии-перуны в Землю-Матушку. Потому его-то и звали Перуном. И были Перун и Велес друзьями, да стали с тех пор врагами, рассорила их красавица… И вышла она за Перуна замуж. Ну да Велес-то не мог с тем смириться. Прознал он, что растет в саду Ирийском у Лады-матушки цветок заветный, который ландышем зовется. И охраняет тот ландыш-цветок сам лютый Ладон-дракон. А кто сорвёт тот заветный цветок, да даст понюхать его любимой своей, тот завладеет ее сердцем, и забудет она обо всем на свете, и полюбит его больше жизни. И тогда забрался Велес-бог в сад Ирийский, и Змею тому Ладону глаза отвел, и тот ландыш-цветок унёс. А затем явился он с тем цветком к Диве-Молонье. А в ту пору-то мужа ее Перуна дома не было. Да не день не было и не неделю, и не не месяц не было и не год, а целых триста лет! Ну а Велес-то, конечно, тут как тут. И ландыш в руках, и улыбка на устах, и мед в речах. Так и так, любимая! Ты все ждешь-дожидаешься Перуна Сварожича, а он-то за тридевять земель верность тебе не хранил. И не мало дев затруднело от объятий его, и деток-то его за последние триста лет народилось в разных землях, словно звезд в небесах! Тут, конечно, Дива рассердилась. Начала громы и молнии метать. Помчалась на своём Буре-коне вслед за обидчиком, и там где ударил копытом тот конь - явилось озеро. Ну а Велес тогда обратился сам в речку Ландыш (Люнду) и струится вокруг копыт того коня, журчит, заговаривает… И увидела Дива что растет по терновым кустом там чудный ландыш-цвет. Сорвала она тот цветок, вдохнула аромат - и тут же явился пред девою Велес. Ну и что ты тут поделаешь? Против чар и цветов да ласкового обхождения кто ж устоит? Потому-то и зацвела у Велеса с Дивою любовь. Добился своего сын Солнца и Коровы Небесной! И как весной набухают почки и расцветают цветы, а затем по осени плоды созревают, так и у Додолушки Дивы и Велеса Сурича поздней осенью родился сын. И его назвали тогда Ярилой, а озеро-то в его память назвали Светлояром». Затем Велес призвал волшебника Китаврула, чтобы тот построил им волшебный град на берегах того святого озера. Вот как об этом говорится в «Песнях Гамаюна» (этот текст - пересказ финно-угорской легенды): «И тотчас призвал Велес Суревич Китавурла - бога-строителя. И сказал ему Велес Суревич: На востоке теперь возведи ветроград, назови его Китеж-град! Близ сего Светлоярова озера разведи купальский костёр, а потом из золы ты насыплешь валы. Сделай из венков девичьих чудо-кремль на костровище. Башни выстрой из цветов, а детинец из грибов! Терема - из желудей дубовых, а из шишечек хоромы! Пусть придёт пора чудес - будет город там, где лес! Где горели костры - вознесутся шатры! Встанут улицы и дворцы! И построил тогда Китаврул ветроград; и назвал его Китеж-град. Город он возвёл для счастья, выстроил волшебник башню о семи шатрах на семи ветрах. Сделал злат престол в сей башне, чтоб войти в неё хотелось, чудеса внутри увидеть за резными воротами и высокими стенами… Велес Суревич в сей башне Книгу Вед от мира спрятал: письмена на досках старых, крышки книги золотые, украшения литые. И заклятыми цепями приковал её к престолу. Мудрость жизни, тайны мира в этой книге начертал он, и Сварожии заветы, древние установленья, - то, что золота дороже, что оплот добра и правды…». В ведической традиции известна и последующая история сего града. Велес Суревич, владыка, по преданию обладал волшебным камнем - рубином сокровения. Его сила могла перенисти в иной мир (в мир снов и фантазии) всё что угодно, даже город. И в первый раз Китеж стал невидимым после великой Битвы Трёх Родов, о чём повествуют «Песни Гамаюна» (VII, 1). И память о тех битвах и чудесах сохранилась как в местных русских легендах, так и в указанном финно-угорском источнике. Согласно сей легенде тогда Сварожичи и Дыевичи пошли воевать с родом подземных колдунов-панов из-за украденных ими волшебных коров, дочерей и сынов небесной коровы Земун. Битва должна была произойти в Пановых горах, на коих ныне расположен град Нижний Новгород. Сварожичи - сыновья бога Сварога, по одним из славянских преданий Бога-отца или Бога-неба, Творца всего мира, по другим - Бога огня, кузнечного дела и домашнего очага. К ним относился Перун и Даждьбог. Дыевичи - сыновья бога Дыя или Дива, демонического персонажа. В их число входил Чурила. По данным А.Карачарова («Славянские древности»), первый мир (Сварога и его детей - Сварожичей, живших вместе на планете Земля), называвшийся тогда Перстью, был первым творением Сварога. Мир, в котором мы живем сейчас, называющийся Землей (от слова страдать), как и все люди, является вторым творением Сварога. Согласно наиболее древним славянским преданиям (так наз. преданиям Сварогова цикла), первый мир был рай, или, как его называли славяне, Ирий или Ярий (светлый, яркий, лучезарный мир). Второй мир был создан для того, чтобы отринутые из первого мира бунтовщики искупили свои грехи в страданиях. В первом мире жили Сварожичи и Дыевичи, сначала в мире. Затем Дыевичи были побиты Сварожичами и ушли в подземныегорода на Урале. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича (Вия). И они хотели призвать на помощь владыку Китеж-града - Велеса Суревича. Но тот отказался, ибо не желал проливать кровь родных - братьев, породнившихся с панами. Боги захотели принудить его к союзу силой, и пустили в него молнию. И тогда Велес-Велияр сотворил великое чудо, он заставил ту молнию ударить в Рубин Сокровения на своём перстне. «И когда ударила молния в тот великий Рубин Сокровения - вмиг растаяло наваждение. Вдруг исчез и сам Китеж-град святой с Семиверхой башней Златой. И увидел Перун сын Сварожич вместе с сыном Тархом Дажьбогом, что вокруг лишь лес Светлояров - травушка вокруг чуть трепещет, озерцо синей гладью блещет…» И после той битвы, видя заключение братьев, он в горе покинул Китеж-град, оставив его на попечение Китаврулу: «Друг старинный, строитель дивный! Ты оставь кормило златое на своей летучей ладье… Ты возьми-ка кормило власти. Был ты кормчим на корабле - стань же князем во Китеж-граде! Ты его окружи неприступной стеной, опоясай мощными рвами! Сделай город таким, чтоб укрыться могли в нём все немощные и старые! Пусть всегда за стеною его обретут беззащитные вдовы, сироты приют. Те, что слёзы льют о погибших мужьях, и о братьях, убитых в жестоких боях!..» Сам же он отправился на Север, в Белозерье, жить «под шатром от могучих елей и под сенью широких сосен…напоён дождями и укрыт снегами…». Христианские сказания о Китеж-граде на Светлояре Поледующая история Китеж-града уже известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включённым в «Китежский летописец» XVIIвека. Согласно этим источникам, Град Большой Китеж был построен «в месте вельми прекрасном и многолюдном» у озера Светлояр, что на восток от Малого Китежа (Городца) великим князем Юрием Долгоруким *. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, и в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне - г. Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает известная историкам Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городец на Волзе» (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, стр. 2:). Потом настала тяжёлая година Батыева нашествия. И в 1243, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, великий князь Юрий Всеволодович скрылся в этом городе. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Всевышнему Богу, и обрели защиту. Город «сокрылся», и его накрыли сверху земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте»… Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. И они полагают, что те жители до сих пор живут там. Те старообрядцы, что приходят на озеро с давних пор с верою и страхом божьим, слышат подземный звон, видят горящие под водою свечи, кресты церквей, отражающихся в озере, Рассказывают, что один заблудившийся пастух даже ужинал там и хотел было в другой раз туда пробраться и уже не нашел дороги. Такие сказочные рассказы распространяются по сию пору. И ныне мы можем найти остатки тех землянок и скитов первых старообрядцев, селившихся по берегам озера, которых и прославили Светлояр и невидимый Китеж-град своими рассказами. Один из тех рассказов был опубликован семёновским старобрядцем Степаном Мелединым «Китеж на Светлояром озере» в журнале «Москвитянин» (№12, 1843 г.). Это была первая статья о Китеже и Святлояре, а теперь их насчитываются уже сотни, если не тысячи … Официальная церковь в те годы не удержалась и в пику старообрядцам повелела уничтожить «сетлоярские соблазны и суеверия"». В 1836 году было открыто нашумевшее в свое время «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против его святыни. Но, вот что интересно отметить, в его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей (языческих волхвов)». А это значит, что в те годы старообрядцы по сути продолжали ещё и саму ведическую традицию. Прошло полтора века с небольшим, и вот теперь митрополит Нижегородский и Арзамасский уже служил торжественный молебен на берегу озера, и освятил рядом с ним часовню. Не только старообрядцы, но и сама Православная церковь «приняла» Светлояр и почитает его уже не местом «языческого идолопоклонничества», а своей святыней… Паломничество на Китеж-град на Светлояре И эта легенда про город святых и праведников приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей. Павел Мельников-Печерский, вдохновленный встречей с озером, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». О Китеже писали журналист Александр Гациский - один из первых редакторов первой местной газеты «Нижегородские губернские ведомости». Здесь бывали Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», также, Владимир Короленко ("В пустынным местах"), затем Михаил Пришвин ("Светлое озеро"). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский. На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов... А теперь создали картины об озере художники Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина. И теперь на берегу Святлояра происходит чудеса… Нет, пока ещё Китеж не поднимается из чистых озёрных вод. Но у Cветлояра и теперь собираются люди, самых разных порой взглядов. Святое озеро призывает к своим водам и тех, кто проповедует идеи Рериха. Другие разыгрывают на берегах озера целые битвы из культовых фантастических книг Толкиена. И рядом со старообрядцами и иерархами официальной православной церкви проводят свои моления Яриле и Велесу современные язычники-родноверы... © А. Асов, исследователь ведической старины, переводчик «Книги Велеса», реставратор сказаний славян, опубликованных в книгах «Веды России»
В.Н. Морохин (1921-1996) проф. филологического факультета Нижегородского государственного университета им. В.М. Лобачевского. О Светлояре Про то, как образовалось наше озеро, много есть легенд, но эта, думаю, самая древняя. И сложили её ещё в языческие времена люди, которые были в здешних лесах за много веков до нас. Немало богов и лесных духов окружало древнего человека. И всех-то он боялся, стремился задобрить, поклонялся им, приносил жертвы. Больше всех боялись люди богиню леса и лесного зверья Девку-Турку. Где конь её огромный ударял копытом, там проваливалась земля, образовывалась яма. В наших заволжских лесах, в глухих местах жило в селении гордое непокорное племя, которое забыло про Девку-Турку. И та, разгневавшись, напустила на жителей своего коня. Конь бил землю копытом, всё провалилось и заполнилось подземной водой. Так возник на месте, где жило это племя, Святлояр. А название это, я думаю, тоже очень древнее. Соединились два слова «светлый», что значит «добрый», и «яр» - «Ярило», языческий бог... Радилов - Матый Китеж. Было у Городца и другое название - Малый Китеж. Предание говорит, что Городец получил такое имя от Великого Китежа, который был на месте Светлого озера, что находится близ села Владимировки. Рассказывают, что и теперь можно видеть в гулбине этого озера и церкви и монастыри, а некоторые будто бы явственно слышат звон колоколов… Великий Китеж стал невидимым при Батыевом нашествии. (…) Предание городчан сохранило также имя какого-то древнего народа - паны, весьма воинственного племени. С панами воевали жители Городецкого княжества, паны оставили в память о себе Пановы горы с тайными пещерами, в которых и по сие время чудесное творится, - с пропастями, обрывами и рвами, на дне которых теперь только таинственно позванивают ручейки. Из книги «Мифы и легенды древней Волги», Саратов, 1996 г. Источник: http://www.dopotopa.com | |||
Просмотров: 1890 | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 0 | |