Главная » Статьи » Люди, Феномены |
Традиционно считается, что сказки Пушкина являются всего лишь переработкой народных сказаний. Однако многие образы в них вовсе не характерны для русского фольклора: Шамаханская царица, Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и, наконец, загадочное Лукоморье… Откуда же всё это взялось? Три парки и бог Солнца Пожалуй, самая «символическая» пушкинская сказка и одновременно первая сказочная поэма, написанная Пушкиным в 1831 году, — это «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Вспомним её начало: Три девицы под окном Число «три» издавна во всех учениях почиталось, как особое, магическое. У Пушкина оно встречается очень часто, практически во всех сказках… Впрочем, это не редкость для русского фольклора. Но три пряхи — совершенно явное указание на трёх парок или мойр — римских или греческих богинь судьбы. Так, первая парка вынимала жребий человека, вторая начинала прясть нить его жизни, а третья обрекала его на смерть, обрывая эту нить. Ткачиха с поварихой пытались подменить жребий своего племянника и обречь его на смерть, но их замысел по сюжету не удался… Кстати, сказка о трёх пряхах есть и у братьев Гримм, но она совершенно о другом… Пушкиноведы считают, что «Сказка о царе Салтане» была навеяна одной из новелл Чосера, в которой фигурирует сирийский Султан. Исследователь В. Н. Дёмин, в свою очередь, трактует имя «Салтан», как производное от корней «сал/сол» — «Солнце» и «тан» — «владыка, повелитель». Таким образом, имя царя звучит как «солнечный правитель» или «владыка солнечной земли». Прямой намёк на бога Солнца Аполлона, родиной которого была Гиперборея — страна «за Бореем» — северным ветром… Имя другого героя поэмы — князя Гвидона — заимствовано из лубочного цикла о Бове-королевиче, являющегося русской интерпретацией французского рыцарского романа. В нём противником главного персонажа выступает как раз некий Салтан. Тема странствий новорождённого младенца по воде — достаточно распространённый мифологический мотив. Например, в «Махабхарате» Кунти, мать Карне, рождённого ею от бога солнца Сурьи, кладёт сына в обмазанную воском корзину и пускает плыть по реке. В восточных сказках у таких детей-подкидышей, как правило, золотые волосы — символ солнца… Не мешает вспомнить и библейский миф о пророке Моисее, который младенцем был оставлен в просмоленной корзине на берегу Нила и усыновлён египетской принцессой… В образе Царевны-Лебеди мы находим черты традиционных героинь русского фольклора: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной, Марьи Моревны… 33 морских богатыря — её братья. Ближе всего эти образы к древнегреческой мифологии: речь идёт о детях Леды, рождённых ею от Зевса, принявшего облик лебедя — Елене Прекрасной и её двух братьях-близнецах — Касторе и Поллуксе. Магическое воскрешение«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана Пушкиным осенью 1833 года. Хотя сюжет её во многом перекликается со сказкой братьев Гримм о Белоснежке и семи гномах, всё же на её символику следует обратить внимание. Например, в ней неоднократно упоминается сакральное число 7. Так, в приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов» (140 — это дважды 70, или 7, умноженное на 20). Богатырей в сказке тоже семь (как, правда, и в «Белоснежке»). Волшебное зеркало, с которым разговаривает злая мачеха царевны — традиционно магический атрибут, ведь зеркала связаны с потусторонним миром… А наливное яблочко, которым Чернавка отравила царевну? Наливное яблочко, которое катается по блюдечку, упоминается в народном фольклоре. А прообразом его, вероятно, является то самое яблоко, которое съели в раю Ева и Адам… О чём поёт Золотой Петух?Ещё одна символическая сказка Пушкина — это «Сказка о Золотом Петушке», написанная в 1834 году. По мнению Анны Ахматовой, источником для её сюжета явилась повесть Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», которая, в свою очередь, была переработана американским писателем из испанской легенды. Образ самого Золотого Петушка, видимо, тоже связан с древними легендами, как славянского, так и испанско-мусульманского происхождения, в которых фигурирует петух, возвещающий о сотворении и конце мира. Крик петуха, по поверью, предвещал надвигающуюся беду, особенно у восточных народов. А в скандинавском эпосе присутствует петух Гуллинкамби, подающий своим криком сигнал богам, как только из ада выступит армия мертвецов под предводительством коварного Локки… Ещё один персонаж сказки — Шамаханская царица — тоже явно имеет восточные корни. На юго-востоке плато Устюрт, на знаменитом «шёлковом» караванном пути из Средней Азии в Поволжье находился город Шемаха, служивший в XIV—XVI веках резиденцией хорезмским правителям. Пушкину, любителю путешествий и этнографии, это могло быть хорошо известно. Гиперборея в Лукоморье?А как быть со сказочной «географией» у Пушкина? Как мы уже определились, царство Салтана находится, скорее всего, на Востоке. Тогда, по логике вещей, остров Гвидона лежит на Западе, там, где заходит солнце. Не случайно возникает в сказке и остров Буян, мимо которого необходимо проплыть, направляясь в царство Салтана. Согласно русской народной мифологии, он является «центром мира», там растёт дуб о четырёх ветвях (Мировое Древо, являющее собой структурную основу Вселенной и связывающее небо, землю и преисподнюю) и лежит «Бел Горюч камень Алатырь», на котором покоится голова самого Адама. В книгах Ригведы и Авесты рассказывается о полночном царстве, где солнца не бывает по полгода. Это прародина древних ариев — Гиперборея, откуда гипотетически вышли все европейские народы. А у Пушкина это Лукоморье, о котором он рассказывает в прологе к поэме «Руслан и Людмила». И последняя подсказка Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет!» — это о Лукоморье. Ведь именно там, «за Бореем», находится колыбель славянских народов…
| ||
Просмотров: 1705 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |