Главная » Статьи » Люди, Феномены |
Моцарту помогал скворец
Подготовил Виталий ГОЛУБЕВ http://anomaliy.ru Могут ли животные сочинять музыку? Многим этот вопрос может показаться странным, тем не менее в последнее время некоторые ученые не только серьезно рассматривают музыкальные способности братьев наших меньших, но и приходят порой к весьма сенсационным выводам. Несколько лет назад в журнале «Science» появилась статья, в которой исследователи предположили, что такие природные звуки, как пение птиц и китов, вполне могут быть частью «универсальной музыки». В самом деле, прислушайтесь внимательно к птичьему пению, и вы вполне сможете разобрать и ритм, и схему построения песни пернатого композитора, которые используются и профессиональными музыкантами. Недаром Моцарт в свое время переписал часть своего произведения, взяв за основу песню своего скворца. Музыка Природы, как и произведения великих композиторов, весьма созвучна нашему восприятию, и в последние десятилетия СD c записями звуков дождевого леса, песен птиц и горбатых китов заполнили полки магазинов и пользуются неизменным спросом. Бизнес на «природной музыке» процветает. Но можно ли считать эти звуки, успокаивающие наши нервы, музыкой или они представляют собой только производные биологических функций животных? Может, ответить на этот вопрос помогут наши далекие предки? * * * Джелли Атема, профессор биологии Бостонского университета, специалист по доисторическим музыкальным инструментам, указывает на важность музыки для человека каменного века: флейты неандертальцев, изготовленные из костей животных, «были более сложными, чем орудия охоты». Казалось бы, зачем 57 тыс. лет назад неандертальцу понадобилась музыка? Неужели так проявилось врожденное желание выразить свои чувства на универсальном для всей Природы языке, неандертальцы ведь были гораздо ближе к животным, чем к современному человеку? В музыкальных произведениях мы слышим и пение птиц, и журчание весенних ручейков, и шум прибоя, и рокот шторма. Эти эстетически приятные и волнующие нас звуки мы позаимствовали у Природы. Однако, как предостерегает Рон Хой, профессор нейробиологии, надо быть весьма осторожным, прежде чем назвать музыкой довольно специфический набор звуков. «Музыка, — говорит Хой, — является строго антропологическим понятием. Люди обнаружили красоту в определенных звуках и назвали их музыкой». А вот создают ли животные целеустремленно эти эстетически приятные звуки? Джелли Атема соглашается, что ответ на такой вопрос требует весьма серьезного изучения, хотя, по мнению ученого, в то время как наши далекие предки разрабатывали музыкальные инструменты, животные тоже трудились над своими музыкальными творениями. Горбатые киты, например, как считает Атема, расходуют огромное количество энергии и времени, создавая музыку. Хой в свою очередь отмечает, что многие ученые считают музыкальные звуки, создаваемые животными, предназначенными только для биологических функций. Вспомним полные страсти и темперамента «оперные арии» мартовских котов, вряд ли они предварительно их сочиняют… С таким мнением не согласны биомузыкологи. Они уверены, что многие песни животных сочиняются таким же музыкальным языком, который используют люди. Киты, например, применяют сходные с человеческой музыкой ритмы, длину фраз и построение своей «песни». Эти сходства, как утверждают авторы статьи в «Science», «доказывают, что эти морские млекопитающие являются заядлыми композиторами». Сторонники животных-музыкантов также считают опытными композиторами и птиц, отмечая, что их песни по ритмам и частоте сравнимы с человеческой музыкой, причем некоторые пернатые даже добавляют ударные инструменты в свои творения. Вспоминая при этом о дудочках неандертальцев, авторы статьи предполагают, что может существовать «универсальная музыка», одна для всех, которая объединяет в своих рядах таких непохожих друг на друга композиторов, как животные и человек. По мнению этих ученых, музыка имеет куда более древнее происхождение, чем человеческий язык. | ||
Просмотров: 1036 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |