Главная » Статьи » Люди, Феномены |
Вся жизнь этого титана эпохи Возрождения, словно роскошный гобелен, соткана из тайн и загадок. Кем он все-таки был? Пытливым ученым, отдавшим себя служению высоким идеям Ренессанса? Холодным и нелюдимым типом, ненавидящие людей и обожавшим кошек? Личностью сомнительной репутации или непререкаемым авторитетом? Человек из Винчи обладал одним из величайших умов всех времен. Что только не было предметом исследования этого пытливого гения - полет птиц, бронемашины, кровообращение, измерение силы ветра, вертолеты, подводные лодки, астрономия... Все это не давало покоя его блистательному воображению. Незаконнорожденный Практически ничего не известно о матери Леонардо, кроме имени - Катерина. Исследователи называют ее "молодой крестьянкой", а в местности Винчи она известна как "хозяйка таверны". Так или иначе, 25-летнему нотариусу Пьеро да Винчи, видному и уважаемому человеку, удалось добиться расположения молодой крестьянки, и в 1452 году на свет явился плод их любви - мальчик, названный Леонардо (в переводе с древнегерманского - "сильный лев"). Он был незаконнорожденным ребенком, но поскольку в то время к бастардам в Италии относились терпимо, Пьеро сразу же признал сына и даже вместе с членами своей семьи присутствовал при его крещении. Однако Леонардо и его мать сначала не были приняты в доме Пьеро, Около четырех лет они провели в деревеньке неподалеку от Винчи - подальше от глаз нотариуса. Тем временем Пьеро успел жениться на 16-летней девушке, первой из своих жен. Партия была выгодной, так как избранница имела высокое положение в обществе, но в честолюбивые планы нотариуса вмешался рок: молодая жена оказалась бесплодной. Тогда семья Пьеро вспомнила о подрастающем Леонардо, и четырех лет от роду незаконный сын был принят в доме да Винчи, оказавшись на попечении мачехи и многочисленных нянюшек. Родную мать с тех пор он больше не видел: ей запретили встречаться с сыном. По одной из версий, на картине "Мона Лиза" Леонардо изобразил именно свою маму, которую в детстве запомнил такой. Отец дал сыну домашнее образование, которое заключалось в обучении латыни, основам математики, а также игре на лире и рисованию. Поняв, что Леонардо обладает невероятным даром, Пьеро отправил 15-летнего сына во Флоренцию, где тот поступил в ученики к маститому живописцу Андреа дель Вероккиа. "Peccata di Sodomia" Постигая секреты мастерства, молодой человек вел себя тихо, в политической жизни Флоренции не участвовал, работал по холсту и занимался вопросом строительства канала на речке Арно. Но в один прекрасный день спокойная жизнь закончилась, Флоренцией в те годы заправлял клан Медичи. Делая себе политический пиар, власти установили в центре города ящик для анонимок, прозванный "барабаном". 8 апреля 1476 года из барабана была извлечена неподписанная бумага, утверждавшая, что Леонардо и еще трое молодых людей имели интимную связь с неким 17-летним Джакомо Сантерелли, натурщиком из мастерской. Это называлось "Peccato di Sodomia", или "Грех содомский". Спустя два месяца дело дошло до суда, где благополучно развалилось, поскольку ни обвинитель, ни свидетели так и не были найдены. Код да Винчи Не видя перспектив во Флоренции, где Медичи проявляли к его деятельности совершенное равнодушие, да Винчи подался в Милан, ко двору могущественного герцога Сфорца, который мечтал о конной статуе. При дворе Сфорцы да Винчи пришлось заниматься в основном развлечением почтенной публики вроде устройства свадеб, игры на лире и рассказа анекдотов. Из-за этого на Леонардо порой нападала меланхолия. В 1495 году Леонардо по настоянию герцога приступил к работе над знаменитой фреской "Тайная вечеря". Именно ее анализируют герои нашумевшего романа Дэна Брауна "Код да Винчи" Роберт Лэнгдон и сэр Тибинг. На фреске они обнаруживают не только символ Грааля, но и Марию Магдалину, по версии Брауна - жену Христа. Она якобы изображена слева от Спасителя - вместо апостола Иоанна. Действительно, Иоанн Богослов, которого мы видим на фреске, очень похож на женщину: вьющиеся рыжие волосы, тонкие черты лица. Однако в подобном изображении апостола нет ничего странного - Иоанн был самым молодым из двенадцати и традиционно изображался юным и безбородым. Универсальный человек Да Винчи в первую очередь известен как живописец. Однако Леонардо был настолько неординарной личностью, что оставил свой след едва ли не в каждой области человеческой деятельности. Его интересы касались не только изобразительного искусства. С ранней молодости он проявлял любопытство к музыке, механике, астрономии, ботанике, анатомии. И этот ряд можно множить чуть ли не до бесконечности. Казалось, ему до всего было дело - от подводного плавания и летательных аппаратов до прикладной медицины: "Разбить камень в мочевом пузыре. Возьми кору орешника, кости финика и камнеломку, семена крапивы, всего поровну. И из всего сделай мелкий порошок и принимай за едой в виде приправы или же утром в виде сиропа с теплым белым вином..." - читаем в одном из манускриптов. Леонардо принадлежит великое количество научных открытий. Так, он первым описал сердечный клапан, носящий теперь его имя, обнаружил болезнь атеросклероз, объяснил, что собой представляет Солнце, добился успехов в оптике. Мани Лиза Что мы должны подумать о человеке, который, устраиваясь на работу к герцогу Сфорца, перечисляет все свои инженерные и научные умения, а в конце добавляет, что он еще немного занимается живописью? А написал он одну из самых знаменитых картин в истории. И прославлен Леонардо в основном как художник, хотя за всю жизнь им создано около двенадцати картин. Правда, среди этих фресок и поло-, тен есть такие шедевры, как уже упоминавшаяся "Тайная вечеря" и, конечно же, "Мона Лиза", законченная в 1506 году, - самый известный портрет на земле. Мы так много раз смотрели на "Мону Лизу", - нам кажется, что мы понимаем ее, но это не так. Она бесконечно сложна. Но если мы не вглядимся по-настоящему и не постараемся понять ее, то никогда не поймем Леонардо. Обычно хороший портрет сочетает в себе редкую красоту и индивидуальность. Это мощный магнит, который затягивает нас в. поле чужой личности. С "Моной Лизой" иначе. Не мы реагируем на нее, а она реагирует, но не на нас, а на художника. Учтите: Леонардо был самым красивым мужчиной своего поколения, прекрасным певцом. Работая над картиной, он обычно слушал музыкантов. И мы точно знаем, что он никогда не состоял в эмоциональных отношениях с женщиной. С юношами - да, но и только. И вот перед ним жена купца Мона Лиза, которая, слегка улыбаясь, с интересом и удивлением наблюдает за красивым влиятельным мужчиной аристократической внешности, пишущим ее портрет. В голове у нее сидит какая-то мысль, но... делиться ею она не намерена. Чудо Леонардо состоит в том, что он уловил это. Этот взгляд означает, что сама Мона Лиза не хочет раскрываться, но наблюдает за художником и еле заметно улыбается, сохраняя себя как тайну. За ней виден чудесный холмистый пейзаж, таинственные горы и реки. Все это намекает на вечную тайну женственности. Возможно, Мона Лиза знает, что для Леонардо вечная тайна женственности никогда не откроется. И ей это приятно. А у Леонардо хватает смирения, хватает гениальности, чтобы передать эту ее мысль. "Я не покажу вам, какая я есть, я только покажу, как оцениваю вас". Эта картина заслуживает звания самой великой картины на свете. Тайны Леонардо В начале XX века Зигмунд Фрейд написал статью "Леонардо да Винчи. Воспоминания детства", в которой выдвинул версию о гомосексуальности художника, подкрепив ее научными исследованиями. Действительно, рядом с гением на протяжении всей его жизни не было зафиксировано ни одной женщины, кроме матери и мачехи. Зато почти все ученики Леонардо, не отличавшиеся талантом, были исключительно красивыми юношами. Один из них обращает на себя особое внимание. В 1490 году Леонардо записывает в дневнике: "Джакомо пришел жить со мной... Ему десять лет". Вернее, Джакомо Капротти в ученики к мастеру привел его отец-бедняк. У парня был отвратительный характер. На второй день после поступления в учение к мастеру Джакомо обокрал его. Леонардо пишет по этому поводу; "Я наметил купить для него две рубашки, пару чулок и камзол, и, когда отложил деньги, чтобы за все это заплатать, он их украл". В дальнейшем Леонардо называет Джакомо не иначе как вор, лгун, упрямец и дает ему прозвище Салаино (Дьяволенок). Но, несмотря на все неприятности, которые Салаино доставляет своему учителю, Леонардо его не выгоняет, а напротив, трепетно заботится о нем - покупает дорогие вещи, хорошо кормит, всячески балует и использует как натурщика (см. картину "Святой Иоанн"). Образ красивого юноши появляется на страницах манускриптов да Винчи неизменно рядом с суровым мужским профилем. Со временем юноша на рисунках становится все красивее, а мужчина - все суровее. Исследователи считают, что Леонардо рисовал Салаино и себя, как бы фиксируя на бумаге сложные отношения с учеником. Отношения Леонардо да Винчи и Джакомо Капротти продолжались более четверти века и закончились лишь со смертью учителя. К сожалению, именно Салаино унаследовал некоторые картины да Винчи и впоследствии продавал их в неизвестные руки, если нуждался в деньгах. Но свои многочисленные манускрипты Леонардо завещал не ему, а другому ученику - Франческо Мельци, которого усыновил незадолго до своей смерти, последовавшей 3 мая 1519 года. Франческо хранил бумаги Леонардо как попало на чердаке виллы, в результате чего многие манускрипты сгинули, а остальные разошлись по всему свету. Л.Лемешева "Интересная газета. Оракул" №1 2010 г. | |
Просмотров: 1035 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |